Самые счастливые люди — эгоисты

добавить в избранное
Самые счастливые люди — эгоисты
12 октября 2017, 15:25, Ольга74ку

«Люди очень часто действуют, как эгоисты, — говорит американский психолог Джонатан Берман — Но если они поступают иначе, то делают это как раз потому, что знают, что иначе будут чувствовать себя бессовестными эгоистами». Под руководством профессора Деборы Смолл Берман проделал очень интересную работу, посвященную эгоистичному поведению, мукам совести — и, в общем то, счастью.

 

Для первых экспериментов было отобрано 216 студентов-добровольцев, каждому выдавалось по три доллара. Эту сумму одной группе надо было пожертвовать ЮНИСЕФ, второй — просто положить себе в карман, в третьей же группе участники могли сами выбирать, пожертвовать ли деньги, или оставить себе. Как и можно было ожидать, вторая группа в результате чувствовала себя в целом более довольной, чем остальные — ученые предположили, что именно потому, что в данном случае они могли поступать эгоистично с совершенно чистой совестью. У них просто не было выбора, их так проинструктировали.

Конечно, может, все просто потому, что им вообще не надо было принимать решения — ведь этот процесс всегда вызывает фрустрацию? Чтобы проверить это, был поставлен еще один эксперимент, участникам которого предлагались другие варианты, обязательно содержащие выбор. Первой группе — получить подарочный сертификат на пять долларов или пожертвовать столько же на благотворительность. Второй — получить один из двух пятидолларовых подарочных сертификатов на выбор. Третий — отдать на благотворительность пять долларов ЮНИСЕФ или Красному кресту. Самыми счастливыми снова оказались невольные эгоисты — те, кому пришлось выбирать между парой подарочных карт.

Наконец, авторами был поставлен и такой эксперимент. Подопытным предлагалось решить, оставят они себе небольшой денежный приз, или пожертвуют его на благотворительность, а затем одну группу предупредили, что как они решат — так и будет, а вторую — что в итоге судьбу денег решит случай, компьютер. Самыми счастливыми оказались те, кто выбрал взять деньги, причем впоследствии «компьютер» и решил эти деньги им оставить. Иначе говоря — опять же, те, кто поступил эгоистично, но получил полновесное оправдание для такого поступка, заставляющее голос совести замолчать.

При всем при том, людям, все-таки, приятно ощущать хотя бы иллюзию возможности выбора. При ответе на вопрос, что бы они предпочли — чтобы денежный бонус обязательно оставался у вас, чтобы вы обязательно должны были передать его на благотворительность, или чтобы вы сами решили — более 63% подопытных выбирали возможность выбирать.

источник

 
+1
1
-1
 
Просмотров 671 Комментариев 3
Комментарии (3)
12 октября 2017, 17:52 #

Эксперимент интересный. Но с выводом не согласна. Во-первых, выбор есть всегда. В данном контексте. В первом случае. Был выбор - послушаться условий или нет. Дальше - у эгоиста только иллюзия счастья. Но не счастье. На самом деле эгоист - самый несчастный человек. А в целом. Люди все эгоисты. По определению. Мы рождаемся эгоистически. Мы умираем эгоистически. Хоть один спросил у окружения - можно мне умереть? Хоть один ребёнок спросил у мамы - хочу родиться сегодня? Можно ли? Любое наше действие всегда идёт от эгоизма. Хоть и создаётся видимость, что есть такие добрые меценаты, например. Мы воспитываем своих детей не для детей, а из собственного эгоизма. Это если вглядеться в суть всех вещей.

 
+1
0
-1
 
13 октября 2017, 10:33 #

Так вот же оно - счастье! 

image

 
+1
-10
-1
 
13 октября 2017, 11:25 #

"Эгоизм - непослушный сын гордости. Эгоист всегда стоит на своём. Но как деревья, которые, не сгибаясь под
напором ветра, в конце концов, ломаются, так и эгоист расшибает себе лоб, потому что не уступает. Эгоизм -
великое зло! Хотя эгоист и не находит покоя, всё равно стоит на своём!" (c)

"эгоизм - это совершенно отличная вещь
от любви к себе. Эгоизм растет из ощущения неполноты, неполноценности. В нем есть постоянная ненасыщаемость,
неудовлетворение - <<мне все время чего-то не хватает>>.
...
Причем, заметьте, эгоисту всегда
маловато. Сколько бы ему ни давали, сколько бы он себе ни брал, все равно у него не появляется ощущения
достаточности, ему все равно чего-то не хватает." (c)

"подлинное счастье - это состояние, которое человек обретает, поняв, что его
жизнь - не стечение случайных обстоятельств, не что-то такое, что на него вдруг и неожиданно обрушилось, а
какой-то совершенно удивительный великий дар; поняв, Кому он этим даром обязан. От этого рождается чувство
ответственности за то, что тебе дано, и оно, как ни странно, не давит на человека, не угнетает его, не делает
его жизнь тяжелой и безрадостной, а наполняет ее смыслом. Почему? Потому что тогда человек не просто так живет,
а его жизнь становится постоянным общением с Тем, Кто является Источником этой жизни. И тогда для человека
жизнь становится самым настоящим, самым подлинным чудом, он ее как чудо переживает. Да, есть люди, у которых в
жизни всё серо, уныло и ничего не происходит такого, на что бы стоило обратить внимание. Человек просто умирает
от этой жизни - для него жизнь становится причиной умирания. А другой человек живет так, как будто его жизнь -
это что-то переливающееся всеми цветами радуги и каждый момент не похож на другой. Почему у второго так? Потому
что в его жизни присутствует Господь и эта жизнь - его общее дело с Богом.
И в этой жизни могут присутствовать или отсутствовать какие-то компоненты, которые люди обычно считают
(ошибочно, на мой взгляд) причинами или источниками счастья. Одни убеждены, что счастье заключается, например,
в семейной жизни, а между тем мы видим огромное количество семейных людей, которые несчастны, и время от
времени видим людей не семейных, но счастливых. Другие считают счастьем определенный карьерный результат,
достижение определенного положения на том профессиональном поприще, которое человек для себя избрал. И при этом
мы видим массу людей, успешных в высшей степени и абсолютно несчастливых, так и тех, кто ничего в карьерном
плане не достиг, и при этом они счастливы. А все дело во взаимоотношениях с жизнью и с Тем, Кто ее дал. И, как
ни странно, эти отношения могут носить не до конца осознанный характер. Порой в жизни людей нецерковных,
которые не могут даже толком объяснить, верующие они или нет, присутствует какой-то свет. Потому что человек -
это такое удивительное существо, которое не только на очевидном уровне может находиться в состоянии общения с
Богом, но и до того, как это общение примет какие-то конкретные и знакомые нам формы, оно может происходить на
глубине человеческого существа. То есть человек на какой-то глубине может делать особые вещи, которые являются
вещами Божиими. А в чем ступор, почему он не может это довести до конца и понять, что всё то, что он делает, -
это дело Божие и он с Богом живет? Почему не может сам себе в этом признаться? Трудно сказать. Но наша
неверность не упраздняет верности Божией, и поэтому, когда человек живет так, Господь на это откликается и
жизнь этого человека становится другой.
Ведь жизнь открывается по отношению к нам в зависимости от того, какие мы. Это легко понять на простом примере.
В один день ты выходишь из дома, и тебе противно всё: и это не так, и то не так; ты сам себя отвратительно
чувствуешь, и, что бы ни происходило, тебя это только утверждает в правильности такого мнения. А в другой день
ты просыпаешься и благодаришь Бога - просто за то, что ты проснулся, и радуешься этому, и видишь всё в
совершенно ином свете. Причина не в жизни - причина в тебе, потому что вот ты сейчас способен ее так увидеть.
Преподобный Антоний Великий говорит, что каждый день надо заканчивать благодарением Бога и каждый день начинать
с благодарения Бога. Даже если ты не понимаешь, за что благодарить, ты благодари - и вдруг придет понимание, за
что. И это сразу все вокруг тебя меняет - и жизнь, и людей.
...
Меня однажды спросили: <<Если любить Бога, то, наверное, ощущение счастья появится. А поскольку никто и ничто
не сможет нас отлучить от любви Божией, значит, и счастье не кончится. Но как же научиться любить Бога?>>
Дело в том, что наша любовь к Богу - в любом случае нечто вторичное, потому что мы вызваны к бытию любовью
Божией к нам. Прежде бытия этого мира каждый из нас уже существовал в виде некоей идеи, неких, как говорит
преподобный Максим Исповедник, логосов, творческого замысла. Это ведь какая-то совершенно потрясающая вещь:
Господь вечен, неизменен - и значит, идея каждого человека в Боге присутствует первоначально. И это же
означает, что каждого из нас Господь всегда любил. И когда человек об этой любви начинает помышлять, когда он
углубляется в размышления об этой любви, в ее созерцание, то его сердце начинает оживать и откликаться. Так
интересно устроен человеческий ум: всмотришься во что-то и постепенно по мере всматривания начинаешь в этом
разбираться, постигаешь глубину, и в какой-то момент откликается сердце.
То же и с любовью Божией. Мы так устроены, что для нас любовь - это самое необходимое, и, когда мы вдруг ее
обретаем, рождается ответное чувство. И очень важно уже после этого в себе ответное чувство не заглушить, дать
ему в себе развиться. И тут действует поразительная вещь: чем больше ты откликаешься, тем больше ты чувствуешь
эту любовь. Твоя любовь никогда не станет такой, как та, потому что та - неизмерима и безгранична. Но и твоя
любовь может стремиться к этой безграничности, и она может возрастать. Вот это на самом деле и есть счастье.
Вот это и есть то, что невозможно описать никакими словами, и это есть то, что является Царством Небесным.
Господь о Себе говорит, что Он есть путь, истина и жизнь, и хотя об этом в Евангелии не сказано, я решусь это
произнести, и это не будет ошибкой: Господь есть счастье. И потому счастье - это тайна, счастье - это таинство.

(Игумен Нектарий (Морозов))" (c)

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии