Как я покупал телевизор

добавить в избранное
Как я покупал телевизор
17 ноября 2017, 21:07, Странник

У меня, что на лбу написано, что я из Старого Оскола или жителям других городов продавать запрещено. Жалобу я первый напишу, давайте вашу жалобную книгу

Пришла как-то в рассылке статья «Как в СССР покупались гаджеты». Прочел, повспоминал и решил сам поделиться своей историей. Во первых, во времена СССР и слова такого, как гаджет, не знали, а во вторых вроде и совпадает, но везде были свои нюансы. Расскажу случай, произошедший со мной в середине 80-х. Это была покупка цветного телевизора, да не простого, а только что поставленного на производство.

Для начала небольшой экскурс в историю. Почти до конца 80-х в СССР выпускались цветные телевизоры, называемые, по классификации телемастеров, «гробами». Кто помнит поймет, это такой ящик весом порядка 60 килограмм. Изображение на экране формировали три луча, красного, синего и зеленого цветов, поэтому, чтобы получить хорошую картинку, эти лучи требовалось очень хорошо свести. Тогда картинка получалась цветной, но если лучи расходились, то на экране можно было видеть два или три изображения разного цвета. Можете это немного представить в кинотеатре на просмотре 3d фильма, если снимите очки. Примерно так, только гораздо хуже было в телевизоре, у которого нарушилось сведение лучей.
Даже в новом поколении телевизоров, появившемся  чуть позднее «гробов» кинескопы были теми же, поэтому и проблемы оставались. Но техника не стоит на месте и в первой половине 80-х, в Воронеже запустили новую линию по производству кинескопов с самосведением лучей, то есть проблема ликвидировалась прямо при производстве. А в 1983 году с конвейера воронежского «Электросигнала» сошел первый в стране телевизор с кинескопом с самосведением. Картинка по сравнению с другими моделями была несравнимой.

Вот тут-то мне и захотелось это чудо. Но чудеса, как известно, сами по себе не происходят, в смысле в старооскольские магазины не поставлялись, а если и поставлялись, то мне они точно не предназначались. Место, где они продаются я нашел, это универмаг «Воронеж», на этом месте сейчас «Галерея Чижова». Но была проблема с доставкой. Машины у меня тогда не было, пришлось искать перевозчика, пока нашел, телевизоры там разобрали, все-таки дефицит, не только для Оскола, но и города производителя, Воронежа. Поездка оказалась напрасной.

Но как говориться, неудача только раззадоривает, поиски продолжились с новыми силами. И вскоре они увенчались успехом. Искомое обнаружилось на популярнейшей, в то время, «торговой площадке» под названием Нижнедевицк. Да, я не оговорился. Универмаг, расположенный в центре этого маленького провинциального городка Воронежской области был торговой Меккой для жителей Старого Оскола и Губкина. Ходила даже такая легенда, что после покупки машины жителем Старого Оскола, первое загородное путешествие было именно в Нижнедевицк, в местный универмаг за дефицитными товарами. А они там были. До сих пор не могу понять почему. Ездили туда не только за бытовой техникой, но и за одеждой.

В это время между Старым Осколом и Нижнедевицком было автобусное сообщение. Три раза в неделю по три рейса. Автобус приходил в Нижнедевицк и через 40 минут возвращался в Оскол. Универмаг расположен в 100 метрах от автостанции. Приехав в субботу на разведку, обнаружил вожделенный телевизор, скромно стоящий в толпе собратьев, сильно превосходящих его по размеру и весу, но никак по качеству картинки, хотя тут продавцы немного лукавили, оставив его не включенным, хотя собратья рядом работали. На автостанции я увидел мужчину с женщиной, купивших такой телевизор. Они были тоже из Старого Оскола. Телевизор в коробке очень хорошо вписывался в багажник «Икаруса», куда счастливые обладатели его и водрузили.

На следующий день, попросив тестя помочь с транспортировкой выехали в «шоп-тур». На автостанции Нижнедевицка тесть пошел брать обратные билеты, а я отправился за покупкой. В торговом зале подошел к продавщице и сказал, что хочу купить телевизор. Она естественно спросила какой. Далее я проводил ее к заветному «Рекорд-ВЦ311».
- Вот этот.
Сказал я, протягивая руку в сторону заветной модели. Продавщица посмотрела на меня и спросила:
- Вы откуда?
Не чувствуя подвоха, просто сказал:
- Из Старого Оскола
На что тут же получил ответ.
- Этот нельзя. Выбирайте любой другой. Мы тут только и снабжаем, что Старый Оскол и Губкин. Своим ничего не достается. Они жалобы пишут.
Тут уж я завозмущался:
- У меня, что на лбу написано, что я из Старого Оскола или жителям других городов продавать запрещено. Жалобу я первый напишу, давайте вашу жалобную книгу.
На этом препинания с продавщицей закончились, она стала оформлять покупку.

 До введения перестроечных «визитных карточек», дающих право на покупку различных товаров только в своем регионе, оставались еще годы. А тут уже столкнулся с принципом – не наш, не продам.

Пришел тесть. Мы, после проверки, упаковали телевизор в коробку и понесли его в сторону автостанции. Автобус стоял на стоянке, Я думал, что все злоключения уже позади, но я снова немного просчитался. Подойдя к водителю, попросил его открыть багажный отсек. Багаж был заранее оплачен, на что имелся багажный билет. Водитель спросил:
- Что за багаж?
- Телевизор.- ответил я.
- Нам запретили возить телевизоры, поэтому не могу его взять. – Услышал я
- Но ведь ты вчера вез точно такой-же телевизор, и ничего.
- Они мне дополнительно заплатили 3 рубля, но мне их пришлось отдать контролеру, чтобы она не писала замечания в путевку.
- Я дам пятерку – продолжал настаивать я.
Водитель согласился.
- Ладно ставь.
Телевизор проследовал в багажное отделение, а моя пятерка в карман водителя.
Дорога прошла без приключений. Через час мы были уже на Старооскольском автовокзале, находившемся тогда в районе стадиона «Труд». Вот тут водитель еще раз удивил меня, на этот раз приятно. Проходя мимо него, я попросил открыть багажник, чтобы забрать телевизор. Водитель полез в карман, достал два рубля и протянул мне со словами:
- Возьми сдачу, у меня тариф за телевизор 3 рубля, а человек я честный.

Вот такая история о покупке «гаджетов» в СССР, причем не выдуманная, а самая настоящая.

 

Странник, специально для Кавиком.

Добавить комментарий
 
+1
21
-1
 
Просмотров 2216 Комментариев 36
Комментарии (36)
17 ноября 2017, 21:58 #
Помню мальчишкой тоже родители купили телик, марку не помню, где-то в середине восьмидесятых... На тот момент цветной тв-это было круто. 
 
+1
0
-1
 
17 ноября 2017, 22:32 #

С другом специально ездили в Воронеж, в "Электронику" за цветным. Уже тогда продавались российские  видеомагнитофоны, и друг по простоте душевной начал нажимать на нём разные кнопки. Что тут началось! Сбежались свободные продавцы, начали орать: Вы что, сломаете, кто будет отвечать?

Отошли от греха подальше. Друг мой незадолго до того прехал из годичной командировки в ФРГ и говорит: Любой товар, выставленный на витрину, бери, проверяй, включай, рассматривай, слОва не скажут. Есть такое понятие "Защита от дураков". Что бы ты ни включал, в любой последовательности, умная техника не даст себя сломать.

Только не у нас!

 
+1
8
-1
 
17 ноября 2017, 22:58 #
 Уже тогда продавались российские  видеомагнитофоны

Мы пацанами ездили в Валуйки, там была первая комиссионка....
В ней стоял магнитофон Шарп, с крутыми колонками....На это чудо, ездили смотреть половина парней нашей школы. 
 
+1
5
-1
 
19 ноября 2017, 17:38 #

Во время командировки в Воронеж в магазине "Умелые руки"   

Не помню название магазина в Воронеже, как раз напротив автовокзала он был, там продавались неликвиды с радиозаводов. Многие радиодетали продавались буквально на вес.

 
+1
3
-1
 
17 ноября 2017, 22:54 #
Уточнил у бати, Березка была первый цветной тв у родителей.Причем в местном РАЙПО, были некие потребительские кредиты, в чем их суть была, я не совсем понял. Наверное рассрочку давали....


 
+1
0
-1
 
17 ноября 2017, 23:26 #

Да, в бухгалтерию передавали сведения и стоимость товара вычитали по- немногу из зарплаты. Особым шиком было то, что товар можно было набирать в разных магазинах. Сумма "на погулять" зависела от зарплаты.

 
+1
5
-1
 
19 ноября 2017, 17:41 #

Помню мебель брал по советскому кредиту. Никаких процентов. Никуда ходить не надо было, бухгалтерия сама перечисляла.

 
+1
5
-1
 
19 ноября 2017, 18:24 #

Старались для человека, не было цели наживаться. С таким большим "сборным" кредитом связана смешная история. Мама брала мебель, шубу себе и всякое для дома . Просто приезжали в магазин, выбирали, старший продавец заполняла графу в документе и так в нескольких магазинах. До окончания лимита осталось с десяток рублей и вот они ни туда, ни сюда. На нужное не хватит, а безделушки всякие мама не любила. В общем, дебет с кредитом не сходятся. И тут продавец показывает на термобигуди - платформа со штыречками, на них бигуди, все это закрывается прозрачной крышкой и включается в сеть. Будете, говорит, как после парикмахерской. Мама, которая копеечные бигуди кипятила в ковшике и накручивала локоны, наотрез отказалась от такого "барства". Но продавцы-женщины уже вошли в раж и уговорили ее. Любила мама их безмерно, быстро, удобно и локоны как после парикмахерской ))

 
+1
0
-1
 
20 ноября 2017, 16:31 #


Да, в бухгалтерию передавали сведения и стоимость товара вычитали по- немногу из зарплаты.


Все же думал дядя Брежнев о народе, заботился и оберегал!
 
+1
0
-1
 
20 ноября 2017, 18:40 #

думал дядя Брежнев о народе, заботился и оберегал!   

Еще как оберегал. В 80-е на водочной пробке исчез "козырек", при помощи которого пробка легко снималась без постороннизх предметов. Это было связано с обжимкой  пробки на конвейере. Пробка "с козырьком" давала больший процент боя бутылок, т. к. -недорезанная заготовка просто не отрывалась от ленты. 

Совет Ветеранов  просил Л. И, Брежнева убрать-"бескозырку" и вернуть "козырек",  "высочайшим распоряжением" её всё-таки вернули, существенно усовершенствовав обжим на конвейере. 

По этому поводу даже ходил анекдот: 

Брежнев открывает холодильник, достаёт бутылку "Столичной", откручивает "резьбовую" пробку, смотрит на неё: 

"..И чего этим ветеранам "неймётся"? Пробка-как пробка! А им "козырёк"-подавай!... 

 
+1
3
-1
 
20 ноября 2017, 20:59 #
Брежнев открывает холодильник, достаёт бутылку "Столичной",

Народ действительно пил много, помню ребенком, все мужики тусили возле магазина, после рабочего дня. Дед мой частенько приходил "под мухой", но с утра прыгал в трактор и пахал весь день, как папа Карло. 
 
+1
11
-1
 
17 ноября 2017, 23:00 #

И с тех пор Странник запутинец.

 
+1
9
-1
 
17 ноября 2017, 23:03 #

С телевизорами у меня свой стереотип: СССР, зима, часов 6 вечера, санки, телевизор.

 
+1
8
-1
 
19 ноября 2017, 17:43 #

6 вечера   

Эта передача была в 8 вечера.

image

 
+1
2
-1
 
19 ноября 2017, 20:37 #


Помню-помню, в детстве регулярно смотрели эту передачу, классно было в конце по-моему с Каркуша: Кар-Кар-Кар! 
А Ну Погоди! Это вообще шедевр был. 
 
+1
0
-1
 
20 ноября 2017, 00:14 #

В Осколе в конце 60-х - начале 70-х транслировалось Воронежское телевидение ! И там программа для малышей называлась : " Сказки кота Мурлыки"...:)

 
+1
5
-1
 
20 ноября 2017, 10:46 #

Помню такое. В 5 вечера кажется начиналась. Если не изменяет память, вечерний блок вещания начинался именно с этой передачи.

 
+1
5
-1
 
18 ноября 2017, 06:51 #

При Советах, все же был криминал в торговле. Помню пацанами бегали на поезда: Москва-Донецк, Москва-Луганск, чтобы у буфетчиц в ресторане купить, из под полы, болгарские сигареты. Родопи, Ту-134, Опал-считались сигаретами высшего уровня в среде деревенских пацанов. 

 
+1
0
-1
 
18 ноября 2017, 06:52 #

  В 17 лет на кровно заработанные купил переносной магнитофон "Воронеж-403" со встроенным микрофоном. Покупал с рук у работяг спёрших его с завода. Новый в упаковке. Весил он всего 2,6 кг, кассета выбрасивалась как снаряд, но лучше  из переносных ничего не было. В смысле веса. Потом уже после армии с первых зарплат купил "Шарп" в комиссионке за 2100. Мать пилила нещадно. Ведь за эти деньги в то время свадьбу можно было с играть. Потом в начале девяностых телек "Рекорд" воронежский с пультом, заработал фотоаппаратом. 

   Почему мы это помним? Похоже потому, что достать именно то что нужно в эпоху дифецита было сложно, но когда это происходило, то было действительным событием.  Сейчас пошёл купил необходимое без поисков, без собирания нужной суммы( в кредит продадут всё что душе угодно). Потому и восторга мало. Раз не боролся, то и победа не сладка.

 
+1
7
-1
 
18 ноября 2017, 07:00 #

кассета выбрасивалась как снаряд,

 

Мы, как-то, в основном на гитарах играли, но помню парни, которые постарше были, вечерами выходили на улицу с переносным кассетником...Считалось круто, идти в компании с кассетником в руках, музыка неслась шлейфом по всей улице.

 

 
+1
0
-1
 
18 ноября 2017, 11:09 #

Странник, все верно, так и было: в Нижнедевицк за товаром катались. Мы с сестрой там диван-кровать покупали , на Жигулях везли...:)
У меня своя история про телевизор есть . Приехал в 1990 году на склад-офис какой-то фирмы. А там телевизоров отечественных - завались....Директор и начальник склада играют в шахматы. Я к боссу:" Продай телевизор!" . Он отвлёкся от партии посмотрел на меня и говорит: " Вот ещё, размечтался. Давай вот, если выиграешь у меня в шахматы - бесплатно отдам!" Я согласился. Поставил против его телевизора корейский плеер Голд Стар, который только что купил в магазине... Договорились играть до 3 партий. Первую играл чёрными, закрытую защиту Каро-Кан. Там эндшпиль выигрышный...Вторая партия - итальянская, сделал ему сдвоенную пешку, в эндшпиле это слабость...Забрал телевизор, домой привёз и телевизор , и плеер. Чуть позже декодер сделал.
...С тем директором дружим до сих пор. Чуть позже я ему признался, что когда-то был чемпионом Белгородской области по шахматам. Тогда-то не стал говорить: боялся сглазить...:)

 
+1
19
-1
 
19 ноября 2017, 00:17 #

Странник.Надо было за телеком ехать в Воронеж на 9 ый километр.Там их тоже производили.


 
+1
0
-1
 
19 ноября 2017, 17:08 #

В 90-е их и я производил. Был в Воронеже радиорынок, что на стадионе. Там продовались любые запчасти. Одними из самых дорогих частей, при сборке телевизора были, кроме кинескопа, деревянный корпус и задняя стенка. Купить там можно было все. Даже паспорта на этики телевизоты с проставленными штампами и печатями. Ручкой вписывался заводской номер и все - новый телевизор заводской сборки.

 
+1
0
-1
 
19 ноября 2017, 18:40 #

У нас дешевле были.За платами в Киев ездили.Фуры кинескопы привозили.

Да потом и платы паяли сами.В одной комнате впихивали в дырочки запчасти Другие пропаивали,кто то паспорта печатал кто то настройкой и проверкой занимался.Целое производство в общагах)))))))))))

 
+1
0
-1
 
19 ноября 2017, 18:51 #

У на мелкое проиводство было. Компания и кампания, тут не определить, всего из трех человек, причем каждый и сборщик и настройщик, он же менеджер по сбыту)).

 
+1
0
-1
 
19 ноября 2017, 18:39 #

Сборище старпёров обсуждает поездку в е**ня за покупкой по блату деревянного зомбоящика в кредит в эпоху Андропова.


image

 
+1
0
-1
 
20 ноября 2017, 14:00 #

Наш первый цветной "Иверия Ц-202,как круто было после Рекорда черно- белого 

 
+1
5
-1
 
20 ноября 2017, 15:35 #

Иверия Ц-202   

Общее название УПИМЦТ. Вышла на смену УЛПЦТ(И). Но упимы оказались не очень удачной моделью и их быстро сменили 3УСЦТ, а потом 4УСЦТ и немного 5УСЦТ.

Чтобы было понятно, буква "У" во всех моделях означала унифицированный, то есть были внешние различия, небольшие внутренние, так практически внутри одно и тоже.

 
+1
0
-1
 
20 ноября 2017, 16:15 #

А еще говорили : -Ты сынок Dendy  не подключай , а то кинескоп сядет  

 

И рубился я в  денди 25 лет назад в черно белый кинескоп под название рекорд B-312, а в середине 90 уже пошли SUPRA, Panasonic и Sony , ну и всякие акаи голдстары и тп

 

Но ентереснее всего было тут, за 15 копеек:

 

 
+1
0
-1
 
20 ноября 2017, 16:26 #

Ты сынок Dendy  не подключай , а то кинескоп сядет   

Теоретически не лишено основания, хотя Dendy подключались через антенный вход и система АРУ телевизора регулировала уровень входного сигнала, а вот когда подключали через AV вход, а если компьютер ZX-Spektrum, то сразу почти в цепи кинескопа, тут уж мощный сигнал живьем рвал "электроны из катодов" кинескопов, а их запас там был не вечным.:-D

 
+1
0
-1
 
24 ноября 2017, 16:04 #

Хотелось бы узнать мнение всех: правильно ли что в торговле телевизоры на всех полках включены полный день, вырабатывая их ресурс и получается продают нам б/у телевизоры!

 
+1
0
-1
 
24 ноября 2017, 16:18 #

телевизоры на всех полках включены полный день  

Вот тут, как раз и есть плюс. Беря телевизор, который отработал на витрине пару недель, вы получаете гарантию от того, что он не накроется после получаса работы.

 
+1
5
-1
 
27 ноября 2017, 14:12 #

И будет плюс если то же будет с покупкой авто? Пусть обкатают кто-то из продавцов? Или в СВЧ печке сготовят сколько хотят до Вашей покупки? А ведь речь об использованном, но не Вами, моторесурсе. А вы знаете что при неудачной покупке Вы можете вернуть товар в магазин? Я думаю Ваше мнение - это ответ торговца, а не покупателя 

 
+1
0
-1
 
27 ноября 2017, 14:24 #

Ваше мнение - это ответ торговца, а не покупателя   

Вы даже представить не можете сколько различной электронной техники, в том числе и бытовой, пришлось мне ремонтировать. От моделей 30-х годов (эксклюзив) до современных. И ваши сравнения телевизора, микроволновки и автомобиля как-то странно выглядят. Вы знаете почему брендовые изделия намного дороже? Потому, что их "обкатывают", то есть проверяют намного больше и дольше. 

 
+1
0
-1
 
27 ноября 2017, 14:36 #

Странник прав на все сто! Приборы, приходившие на ОЭМК в газовый анализ, где я работал, имели протоколы, скажем так, обкатки несколько часов. То есть, немцы давали гарантию их работоспособности. На четырех шахтных печах, из 80 примерно приборов, после монтажа не заработал один! - что-то случилось с электронной платой. Поменяли её без проблем.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии