Газета «Новости Оскола» несколько раз публиковала статьи о нашем земляке, молодом пианисте-виртуозе Арсентии Харитонове. Сегодня упоминания о нем можно найти в интернете, на его сайте на английском и русском языках, и я верю, придет время, когда мы будем им гордиться, внесем его имя в городские «святцы». Жаль только, что о нем сейчас все больше пишет западная пресса, нежели российская и, тем более, старооскольская.
Восполняя досадный пробел в истории нашего славного города, познакомлю читателей с Арсентием и его творческой биографией.
.КАК ПОЛУЧИТЬ ГРАНТ
Прежде всего, надо отдать должное его родителям. Отец Юрий – художник, эрудированный человек, в какой-то степени философ, знаток литературы, всего добился сам. Мать Нелля – педагог, проникновенный и вдумчивый литератор, которому была бы рада любая школа. В Арсентия они постарались вложить самое лучшее и дать то, что нравилось ему самому. Ради него отец работал, не покладая рук, а мать поехала с ним в Санкт-Петербург, чтобы быть рядом и помогать учиться. Мало кто знает, сколько средств вложено в его учебу, да разве это главное!? Если миру суждено еще много раз увидеть и услышать Арсентия, то мы, старооскольцы, стали первыми его зрителями и слушателями, поддерживали аплодисментами, придавая эмоциональную силу его игре. Позднее он стал лауреатом, участником, победителем многих конкурсов. Но самое ценное, что в нем осталось - любовь к Старому Осколу, доступность и добрый характер.
Родители не задавались целью сделать из ребенка великого пианиста, когда привели в старооскольскую музыкальную школу № 2. Сегодня вряд ли кто вспомнит, что ими руководило, дань моде или желание занять ребенка «полезным» делом. Им повезло. С выбором профессии сына они попали в десятку. Арсентий с отличием преодолел первую ступень, замахнулся и поступил в престижное музыкальное училище при Государственной консерватории им. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Как он рассказывал, приехав в первый раз на каникулы в Старый Оскол, на него ходили смотреть даже старшекурсники. Никогда не угадаете зачем. Здесь надо оговориться и пояснить, что училище училищу - рознь. В смысле престижа. Наш музыкант стал первым! иногородним студентом в стенах почтенного заведения. Следующим шагом в 2004 году стала учеба в консерватории. Там он так «заигрался», что получил грант на учебу в Америке.
Арсентий считает, и не без оснований, что выбиться в люди у нас в России много сложнее, особенно простому человеку без материальной поддержки. Обидно, но ушлые американцы внимательно следят за чужими талантами и, как видите, не без успеха для обеих сторон. У них хватает времени, сил и средств для поиска одаренных людей во всех странах мира.
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Так он стал единственным русским студентом фортепьянного отделения Северо-западного университета в городе Накатиш, штат Луизиана. Небольшой студенческий городок, около 30 тысяч жителей. Есть промышленность, но она будто спрятана, ни труб, ни дыма. Вместе с ним учатся словаки, чехи, французы и немцы. Его рассказ даст нам некоторое представление о тамошней жизни.
— Летел я в Америку по маршруту Cанкт-Петербург-Амстердам-Мемфис-Александрия. А таможня и граница для меня начались в Амстердаме. Вопросы: зачем я еду, есть ли там знакомые, где буду жить? Прощупали всего с ног до головы, а ботинки чуть не разорвали (рост у Арсентия более 190 см, соответственно и ботинки не маленькие). Таможенник спрашивает, как у вас настроение, как дела, а сам тем временем обыскивает. Зато американцы на границе ведут себя спокойно: «Я знаю свои права!» и к нему никаких претензий. В Америку труднее всего попасть, это как фильтр, зато потом проще лететь в любую страну.
- Мне выдали студенческую карточку, нечто вроде банковской, аналог паспорта. Она несет всю информацию обо мне: вид на жительство, социальный порядковый номер, учет по системе ФБР. Меня контролируют даже в магазине, когда я расплачиваюсь по карте, она – пропуск в университет и права на вождение автомобиля. Страна привыкла к тотальному контролю, все понимают, что сделано это ради их же безопасности и практически не замечают неудобств. Американцы очень законопослушные граждане, никто не поедет на желтый свет светофора, на дороге уважение к пешеходам и едущим в автомобиле. Полицейский в Америке – друг, а не страшилка, которым пугают маленьких детей. Я тоже книгу купил, чтобы знать свои права. Он может быть тупым, но он представляет власть. Я не скажу, что она во всем справедлива, но во многом – это точно. Если у нас пользуются властью, то там исполняют свой долг. Когда смотришь на копа чувствуешь силу Америки. Если случилось ДТП, к примеру, фара отлетела, моментально собирается куча полицейских помочь решить проблему. У меня на глазах задержали чернокожего парня за какое-то нарушение: «Вы имеете право хранить молчание…» и все это походило на шоу - гражданам показали, что поймали преступника, и публика аплодировала полицейским. И каждый знает свои права, знает, что с ним будет в той или иной ситуации.
- Жил я в комнате на двоих со словаком Питером, - продолжает Арсентий. - Бытовые дела проблем не создавали, они почти не были заметны. Свободного времени мало, работа начиналась в 7 и заканчивалась в 23 часа. Надо сказать, что американцы учитывали мои навыки, уровень профессионализма и потому я имел самую высокую стипендию, которая покрывала все текущие расходы. Но находились и другие возможности заработать.
У американцев очень грамотный подход к обучению. В первой половине дня я учился, во второй - аккомпанировал. В университете были отделения инструменталистов: духовые, деревянные, струнные и прочие и каждому студенту нужен концертмейстер. Педагог-аккомпаниатор стоит дорого. И эту роль играли мы с пользой для всех. Получая стипендию, способные студенты фактически отрабатывали ее как аккомпаниаторы, работая со своей группой инструменталистов. Для меня это хорошая школа, плюс зарплата от того, кому аккомпанирую. Я занимаю свое свободное время, а время – деньги, по сути, торгую собой, занимаюсь любимым делом, получаю удовольствие, учусь и еще получаю зарплату.
Кроме этого, Арсентий пел в платных концертирующих академическом и камерном хорах и играл в церкви на органе. В общей сложности получалось 1200 долларов на подработке.
— На изучение органа мне дали два дня, - вспоминает Арсентий. – Инструмент сильно отличается от фортепьяно, у него другие задачи, оригинальные тембры, ножная клавиатура, пока его освоил, ноги болели несколько недель. Мне нравится, что в церкви много музыки. Работая там, я лучше узнавал католиков. Америка очень религиозная страна, особенно в южных штатах, там богаче народ и, соответственно, церкви. Каждую субботу они семьями спешат на мессу. Может кто и не очень религиозен, но традиции сильнее веры.
- Первый месяц я испытывал сложности с языком – ничего не понимал. Луизиана – южный штат, там свой акцент. Его можно назвать американо-африканским. Поначалу переспрашивал «What?» (что?) и первый тест по географии я запорол потому, что листал словарик. Прошло несколько месяцев, закончились проблемы с английским. Научился читать и писать, все экзамены сдавал на отлично, но первый запомнился и удивил. Там оценочная система, начиная с «отлично» - Эй-Би-Си-Ди и далее, вниз. Эф – вообще дебил.
АМЕРИКАНЦЫ ГЛАЗАМИ РУССКОГО
- К русским американцы относятся нормально, - продолжает Арсентий, но о нас знают мало. И вот почему. Америка – страна номер один. Так считают они. Нахальный и зажравшийся народ рассуждает просто: я живу в Америке, зачем мне знать что-то о России. Когда у меня спрашивают, откуда ты, я отвечаю, что из России. «Россия, Россия, Россия – это следующая страна от Техаса?». Есть и такие знатоки. Питеру, моему соседу по комнате еще сложнее. Россия хотя бы как-то известна, а Словакия, Чехословакия, где это? В Европе. А где Европа? Тоже следующая страна от Техаса?! Но встречались и люди, знающие о России больше меня и тогда мне становилось стыдно за свою неграмотность.
Американцы не знают что такое материальные проблемы. У них деньги были, есть и будут, многие даже не задумываются, откуда что берется. Есть субсидии, пособия, фонды – они просто работают, а за труд в стране всегда платят. В России, увы, не всегда есть уверенность в том, что ты получишь за свой труд. Там все просто, лаконично и понятно. Я говорю, что в России люди часто занимают деньги. Они смотрят стеклянными глазами и не понимают что это такое. Каждый уикэнд с друзьями мы ездили в Орлеан, Даллас, на родину джаза, слушали профессионалов. Надо сказать, что в Америке народ совсем иначе относится к музыке. К примеру, я захожу в магазин музыкальных инструментов, сажусь за дорогой Стэнвэй и вокруг меня собирается публика. В России этого не поймут из-за простого равнодушия, да и сесть за рояль или пианино кому попало, не позволят. Импровизация у меня на уровне, я это чувствую, и однажды при стечении народа сыграл американский гимн. Сначала оригинал, а потом начал делать синкопы и получилось нечто похожее на румбу. Конечно, опасался, что такие патриотичные, любящие свою страну американцы могут меня неправильно понять, думал, провалюсь или получу аплодисменты. К моему удивлению слушатели раскололись на два лагеря. Одни кричали «Браво!», «Бис!», другие молчали. Многие вначале встали и положили руку на сердце. Но профессор преподаватель из нашего университета очень старой закалки, интеллигент, сказал мне: «Арсентий, я ничего не имею против твоей импровизации, ты один из перспективных студентов, но гимн наш, пожалуйста, так не играй». И вместе с тем, американцы запросто носят трусы, сшитые из национального флага, выступают против правительства, президента. Но политика меня не интересует. Мое мнение, если оно есть, никого не интересует. Приехал – будь добр уважать наши законы.
- В Америке по большому счету все приезжие, коренных жителей почти не осталось. Потому и они относятся с уважением друг к другу, у всех равные права. Отношение везде и ко всем, - отмечает Арсентий, - профессиональное. Звезды там, настоящие простые люди. С ними не надо подбирать слова, держаться напряженно. А «раскрученная» мелочь везде одинакова, ей бы всласть покуражиться, и люди такого сорта не понимают, что это их только портит. Комплекс дури, присутствующий в якобы «звездах», качество благоприобретенное.
— В Америке у меня есть работа и пока все там нормально, все жалуют и уважают. И никто еще не предлагал остаться в России.
Он произносит эти слова спокойным тоном, но я знаю, как он любит Старый Оскол, прославляет его, скучает по нему и друзьям, а живет, и продолжает учиться далеко от родины.
ЛЮБИМЫЕ КОМПОЗИТОРЫ
Старооскольские почитатели его таланта, видевшие игру несколько лет назад, отмечают многократно возросшее мастерство, виртуозность и серьезный репертуар. Арсентий исполняет импровизации в стиле Иоганна Баха, произведения Людвига Бетховена, Жана Рамо, Сергея Рахманинова, Игоря Стравинского и Александра Скрябина. Но со временем пристрастия меняются, добавляясь к имеющемуся репертуару.
- Сейчас меня интересует немецкая и французская музыка. Последнее время занимаюсь Прокофьевым, нравится Шостакович, играю американского композитора Барбора. Если говорить о любимых, у меня их нет. Музыка не имеет границ и зачем мне себя в чем-то сдерживать! Играю., то что нравится. Люблю джаз, рок, импровизации в стиле Баха. Это как бы творческий ответ композитору, подчеркивая тем самым, что он самый великий.
ОТНОШЕНИЕ К ПУБЛИКЕ
Что может сказать о музыке простой слушатель? Её нельзя передать словами, а если слушать, чтобы как-то понять - только «живьем». Когда рояль выдает все, на что он способен и более того, когда мурашки по коже и каждая клеточка тела воспринимает крик и шёпот струн, все, кроме музыки уходит на задний план. И хорошо заметно, как пианист «заводится» от собственной игры. По сути, это настоящий транс, самогипноз, в котором живет настоящий мастер. В такие моменты глаз не успевает следить за движением пальцев. Они порхают как бабочки над клавишами, и кажется, что вот-вот взлетят до небес вместе с музыкой, роялем и исполнителем.
- Публику ценю, когда она аплодирует мне стоя, дарит цветы. Я воспринимаю это как благодарность, а не то, что я супермен. Важно чтобы она понимала, что я делаю. Я говорю «Спасибо!» организаторам концерта, а в благодарность я могу только еще сыграть. В свободное время и перед концертами читаю русскую классику: Бунина, Ахматову. Нравится Гюго, поэзия Микеланджело. Везде хочу побывать, мне все интересно. Мне приятно играть, когда я хочу, а не когда мне надо зарабатывать на хлеб насущный.
- На первом концерте в Далласской филармонии благодаря моему педагогу Никите Фитенко было много репортеров, музыкальных критиков, просто музыкантов. Выступление прошел на «ура». Играл я тогда Стравинского из балета «Петрушка», сонату Бетховена, Брамса, сонату и интермеццо, 1-ю сонату Рахманинова. Общался с Клайберном, он жал мне руку и приветствовал меня. Став известным на конкурсе Чайковского в Москве, Клайберн не забыл своего триумфа в России. В Америке есть конкурс его имени, он часто выступает как меценат, занимается благотворительностью. А я передал ему привет от мамы, его почитательницы. После выступления мне стали звонить и приглашать поиграть.
НЕМНОГО СМЕШНОГО
- С одним концертом у меня связан смешной случай. Незадолго до него я вышел из артистической на улицу подышать воздухом, смотрю 15 минут осталось, а моя дверь захлопнулась. Моментально прошиб холодный пот. Что делать? Иду к центральному входу, а там уже лимузины подъезжают, публика идет. Я к контролеру. В своей рубашечке, фрак остался за дверями. Со мной ни паспорта, ни денег. Подхожу и объясняю: вот мой концерт, на афише моя физиономия, мне надо пройти за кулисы. Да, да, хорошо, хорошо. Я прохожу, а он мне вслед кричит: Ваш билетик? Я ему снова объясняю: Я играю! Кто играет? Не мешайте мне, видите очередь. Понял, что меня так не пропустят и Фитенко меня уже ищет. Иду к кассам, думаю, может, мне билет бесплатно дадут. Куда там! Случайно вижу одного из спонсоров, пожилую женщину, и прошу одолжить денег на билет. Она удивляется: Билет на свой концерт!? И я покупаю билет на свой концерт за 80 долларов. Смеялась вся филармония.
ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ
Рассказал Арсентий и о том, как проходили занятия, какие предметы изучают студенты, об отношениях с преподавателями. Оказывается, кроме музыки надо прослушать три курса социальных наук: географию, историю и им подобные. Обязательны и точные науки: математика, физика, химия, биология.
— Расту во всех смыслах слова, - полушутя-полусерьезно говорит Арсентий. – Можно сказать, что я поймал судьбу за хвост и наверстываю все упущенное в России. Срок обучения 4 – 6 лет, в зависимости от интенсивности занятий. Гений может закончить обучение за один год, но стандартом считаются четыре года. Может показаться странным, но университет дает звание бакалавра, а институт выше – магистра.
- Поневоле вспоминаю русскую школу и прихожу к выводу, что она была сильна во времена великих композиторов времен Чайковского и Римского-Корсакова, при великих пианистах прошлого века. Многое из наших музыкальных достижений осталось в истории, а школа, на мой взгляд, стала популистской. Сейчас я ничего не могу сказать о тех заведениях, где можно чему-то научиться. В Америке преподаватель в первую очередь важен как человек, умеющий находить общий язык с учеником. При нормальных отношениях ученик может достичь больших высот, нежели с высоким профессионалом, но не умеющим объяснить предмет. Это учитывается в первую очередь и потому хорошие российские преподаватели тоже уехали за рубеж.
Жизнь музыканта никогда не стоит на месте и если он хочет чего-то добиться в жизни, обязан играть и снова играть. Сейчас Арсентий продолжает учебу в аспирантуре университета Северного Техаса, является ассистентом профессора, имеет 14 учеников! За последние месяцы играл с оркестрами Питсбурга, Лос-Анжелеса, Шривпорта, в университетах Чикаго и Сент-Луиса. Его востребованность определяется числом концертов, приглашений и участием в конкурсах. За годы учебы их не сосчитать. В прошлом году Арсентий выиграл международный конкурс Ференца Листа в Лос-Анджелесе. В перспективе выступление в знаменитом зале Карнеги Холл.
- Весной выходит мой CD с произведениями Скрябина. Не знаю, появится ли он на российском рынке, но домой я его привезу обязательно. Это все о музыке. Но жизнь состоит не только из нее. В феврале этого года я женился на американке, спонтанно и по любви. В следующем году планирую поездку в Россию и, как всегда, - Арсентий довольно смеется, - с меня потребуют очередной концерт. Если все сложится удачно, приглашу на него авторов и читателей Кавикома.
Интересная статья, всё таки много в Осколе интересных людей, и мало мы о них знаем
очень позновательная статья
Ха-ха-ха! Да он послал этот оскол куда подальше еще несколько лет назад. И правильно сделал. Так же, как и Емельяненко, который давно уже живет в своей шикарной квартире в Питере, и во всех боях известен как питерский спортсмен. В Белгородскую область иногда приезжает, когда ему власти напару с комбинатом скидываются.
А вот Арсентию в этом рабочем поселке Старый Оскол уж точно ловить нечего. И он, и родители это понимали, когда в Питер уехали, собрав все последние деньги на учебу.
Что бы этот талантище здесь делал?? - преподавтелем бы работал в музыкальной школе, играя на старом советском пианине типа "Весна" за 300 долларов в месяц.
Читая интервью с ним, сразу можно понять, что США - это действительно для него - и в карьере, и в личной жизни. Клал он на ваш оскол.
Ну ничего, когда-нибудь вы зато к девятэтажной панельке одного из микрорайонов прибьете табличку "здесь родился и провел свое детство великий пианист Арсентий Харитонов".
Это я все к тому, что не надо считать всех, кто родился и (или) какое то время прожил в Осколе, старооскольцами.
Он им снится в страшных снах. И они приложили все свои усилия и таланты, чтобы только отсюда уехать.
Ты Александра с Федором путаешь
Дема, я ничего не путаю. Значит вот и Александр тоже уже в Питер съехал.
- из интервью Федора в феврале 2009 года.Не знаю уж, кем там себя Федор считает, оскольцем или питерцем, но все специализированные издания по боям называют его питерским спортсменом, родом из Украины, Луганской области.
COMRADE, и что? Я гораздо больше могу тебе привести примеров интервью, где он говорит, что считает Оскол своим родным городом, живет здесь и будет жить. А в Питере просто "работает".
Да и насчет "специализированных" изданий не преувеличивай. Вспомни сколько перепечаток из этих изданий тут публиковалось
Речь в статье вообще не о Емельяненках.
COMRADE, Фёдор насколько я знаю живёт с семьёй в Старом Осколе и никуда переезжать не собирается. Везде говорит что он Староосколец, хотя у него есть квартира и в Питере. Вот его брат Александр, тот да, уехал в Санкт-Петербург
COMRADE, в статье нет. Это ты начал
upkv, вот именно
Федор проживает в Ст Осколе!
Вообще-то речь шла о музыканте, а не борце.
COMRADE Думаю, что Арсюху я знаю лучше других пишущих. В статью не вошли его высказывания о негативе США, слишком много написано и без того. Важно другое. Там уважают людей и платят им за работу, а не пребывание на ней. И, повторюсь, его никто не звал в Россию! Создай ему условия для учебы и жизни, зачем тогда Америка? Сейчас стали писать, что наши таланты и мозги якобы возвращаются на родину. Угу! В самый неблагоприятный момент они решились вдруг совершить подвиг. Странно!
sablon, отличная статья!
Очень интересно было читать.
Эх Арсюха, Арсюха...
sablon, ты хоть ходил?
БОЛЬШЕ ВСЕГО ВЫ ЗНАЕТЕ ПРО КОТОВ
что там случилось на его последнем концерте в Осколе кто знает? Иль он просто неадекватный тип?http://www.arsentiykharitonov.narod.ru/info.html