О Старом Осколе по-доброму и не очень

добавить в избранное
26 сентября 2008, 12:14, stkurier

Я родился далеко отсюда – в городе Актюбинск (республика Казахстан), а в Старый Оскол переехал восемь лет назад. За эти годы – они оказались для меня самыми яркими и бурными - Старый Оскол стал мне ближе родного Актюбинска, но все равно я смотрю на него глазами приезжего, а потому замечаю те его недостатки и достоинства, которые скрыты от глаз коренных жителей...

Красота и неприглядность Старого Оскола

Впрочем, а кто такие «коренные жители Старого Оскола», остались ли они? Большая часть людей, с которыми мне приходилось общаться здесь, – именно приезжие (в основном, из южных республик бывшего СССР или далекой, «зауральной», Сибири). И даже те, кто считают себя коренными жителями города, чаще всего, при ближайшем рассмотрении, оказываются сыновьями или внуками приезжих. Это связано с историей города, освоением рудных залежей, великими комсомольскими стройками. Хотя какое имеет значение, где человек родился, если он любит город, в котором живет?

Я приехал в Старый Оскол третьего апреля – в разгар весны. И город сразу очаровал меня, выросшего в степях Казахстана, зелеными аллеями, множеством скверов и фонтанов, беседок и скамеек. У нас-то скамеек почти не осталось, а в Старом Осколе я даже был свидетелем того, как пенсионеры с криками - «А ну, геть отсюда, алкашня, а то милицию вызовем!» - прогоняют ребят, чтобы поиграть в домино в своей любимой беседке.

Хотя летом на скамейках в аллеях все же больше молодежи – сидят молодые мамочки, качают коляску рукой, в которой держат сигарету, а другой рукой придерживают бутылку с пивом... Пивной алкоголизм здесь очень распространен: идешь на работу – «папашки» у ларьков пиво покупают, идешь с работы –пьют прямо из горла молодые ребята, и в такт глоткам покачиваются их «пивные» животики. В родном Актюбинске пиво в полуторалитровых бутылках даже не продают: ну, кто будет столько пить?

Совсем недавно горожане с шумом отмечали День города. О старооскольских особенностях его празднования у меня сохранились воспоминания еще со студенческих лет: раннее утро, огромная площадь перед кинотеатром «Быль» засыпана чуть ли не в два слоя пустыми бутылками, упаковками из-под чипсов и орешков, выпавшей из карманов во время диких танцев мелочью, раздавленными пудреницами и тюбиками помады..., и трудолюбивые, крепко сбитые женщины в оранжевых куртках, убирающие весь этот мусор. Когда начнется рабочий день, площадь уже будет сиять чистотой. До следующего вечера.

Это сочетание любви к чистоте и небрежности, характерное для Старого Оскола, всегда меня поражало. Стоят урны на каждом шагу – а бумажка летит на газон. Если подметают – то на брюки прохожих. Если красят – так из краскопульта и над тротуаром: пусть всем достанется! Помню, как сел на скамейку во дворе книжку почитать, да так и прилип новыми джинсами к сиденью. Новая нарядная скамейка - это хорошо, но почему бы предупреждающую записку не повесить?

Геомагия и словография Оскола

У Старого Оскола своя, особенная, «география». Первые недели я ходил в школу в буквальном смысле по карте – чтобы не заблудиться среди многочисленных арок и двориков одинаковых домов. Необычным казалось мне распределение домов не по улицам, а по микрорайонам – Жукова, Конева, Олимпийский... Что уж тут говорить о расположении домов. Раньше я бы и не поверил, что дом № 2 может располагаться рядом с домом № 48, при том, что дома № 42, например, в этом микрорайоне вовсе не существует, и его возведение не планируется! Зато домов № 1 сразу четыре: «а», «б», «в» и без литеры. А в микрорайоне Королева одно и то же жилое строение носит сразу два номера - №№ 13 и 35.

Такая путаница не раз создавала забавные ситуации, например, когда я подрабатывал поквартирными опросами. Главной офис фирмы, заказавшей опрос, находился в Москве и высылал разнарядки на посещение домов, невзирая на особенности оскольской глубинки. И было сложно объяснить, почему, например, в бывших общежитиях, переделанных в малосемейки, квартиры пронумерованы по очень загадочному принципу: идешь ты по коридору одного из таких зданий в микрорайоне Жукова и ищешь нужную квартиру, вот квартира № 129, эта - № 128, а следующая …№45, потом - №46 и дальше – по нарастанию.

Есть у нашего города и своя, присущая только Старому Осколу, лексика: всем горожанам, к примеру, известно словосочетание «на микрорайоне», вместо «в микрорайоне». Я приехал погостить в родной Актюбинск после полутора лет проживания в Старом Осколе. В первый же день пошел в гости к друзьям, начал рассказывать о своей жизни, новых увлечениях. Меня прервали уже на пятой минуте моего монолога: «А что такое «стебаться» и «позадомом»?», - спросили друзья. Подобных слов они раньше даже не слышали.

На первых порах я не раз попадал из-за незнания всех тонкостей оскольской лексики в довольно забавные ситуации. Например, однажды, стоя на остановке в ожидании автобуса, я увидел старушку, которая громко спрашивала у каждого подъезжающего водителя: «Вы по большому или по маленькому?». Заинтригованный тем, почему столь интимные вопросы вынесены на всеобщее обсуждение, я подошел к бабушке и понял, что речь, оказывается, идет о большом и малом «автобусных кругах». То есть бабушка интересовалась, по какому маршруту едет автобус: через остановку «Олимпийский» или через остановку «Быль».

В свое время я пытался бороться с одним из любимых обращений старооскольцев к водителям:

- Остановите на втором пешеходе! «Как же так, - возмущался я про себя, - получается, через одного пешехода маршрутка должна переехать, а на втором еще и остановиться!». Поэтому принципиально говорил водителю:

- Пожалуйста, остановите автобус у второго пешеходного перехода.

- На втором пешеходе что ли? - уточняли водители, пытаясь перекричать один из шедевров шансона.

- Да... На втором пешеходе! - иронизировал я.

О любви – с матом

Старый Оскол – это город поразительной вежливости и столь же поразительного хамства. Помню, как я, не привыкший к соблюдению водителями элементарных правил дорожного движения, подолгу стоял перед пешеходным переходом, ожидая, когда проедут все машины. Но неожиданно для меня водители начинали тормозить, пропуская меня. Ожидая какого-то подвоха, я стоял на месте: в Актюбинске бытовала поговорка, что «пешеход может быть либо осторожным, либо мертвым». Только после того как в ряд выстраивались три-четыре ожесточенно сигналящих автомобиля, я перебегал дорогу. А вот местные жители дорогу переходят, порой даже не глядя по сторонам: уверены, что машина остановится, если уж Его Величество Пешеход решил, что ему нужно перейти дорогу. Приезжих водителей, как я заметил, это доводит буквально до белого каления. А местных пешеходов – до больницы.

Старооскольцы отличаются внимательным и уважительным отношением к приезжим - это неудивительно, если учитывать тот факт, что приезжих здесь больше, чем коренных жителей. Нередко, когда я, заблудившись, пытался выяснить, как дойти до библиотеки или школы, случалось так, что остановленный мной человек, не зная дороги, останавливал следующего, и так далее. Помню, как однажды таким образом собрались семеро ожесточенно спорящих людей, которые, правда, так и не пришли к единому мнению.

Но, как это ни прискорбно, отношение к пенсионерам здесь гораздо хуже, чем в странах Востока. В адрес стариков с проездными билетами водители «маршруток» отпускают порой такие нецензурные обороты, каких эти ветераны и под Сталинградом не слышали. Да и вообще мат, к сожалению, для Старого Оскола - еще какой «формат».

Привычная картина: идет по пешеходному переходу «сладкая» парочка – бритоголовый крепко сбитый мужик и хрупкая светловолосая девушка. «Братан» услаждает слух любимой нецензурными речевыми оборотами, общий смысл которых сводится примерно к следующему: «Я этому козлу как врезал под дых - тот сразу и скопытился!». Красавица одобрительно кивает, внимая прелестными ушками «увлекательную» речь милого. Где-то на середине пешеходного перехода мужчина все же решает сменить тему и начинает рассыпаться в комплиментах даме своего сердца: «Да я за тебя кому хочешь глотку порву, да я землю перерою, если кто-то про тебя что скажет, да я...». Под эти «нежности» парочка переходит дорогу, и тут девушка на секунду приостанавливается – туфелька сбилась. «Ну что, б***, встала, пошли дальше», - нетерпеливо бросает ее «кавалер», и девушка, по-прежнему не обращая внимания на мат и грубость, послушно догоняет милого. А «братан» опять за свое: «Да я ради тебя шо хош, я тебя так люблю, так люблю...».

Алексей Деменко

"Старооскольский Курьер", 22 сентября 2008 года

З.Ы.: ИМХО

Добавить комментарий
 
+1
0
-1
 
Просмотров 4795 Комментариев 30
Комментарии (30)
26 сентября 2008, 16:03 #

Lord просил выложить. Просьба исполнена)

 
+1
0
-1
 
26 сентября 2008, 16:30 #

точно подмечено. и ежели ты с Казахстана то почему не осветил вопрос гостеприимства? я родом со Свердловской области и первое время меня здесь поражало полное отсутствие гостеприимства у местных жителей. прийдешь скажем за книжкой или еще по какому то поводу, а хозяева за столом сидят. ни за что не позовут даже чай попить! на Урале даже если за столом никого нет - пришедшего не только чаем напоят, но и выставят всю еду какая есть в доме. а если ничего нет - картошки пожарят! или хотя бы просто чаем напоят. но никогда не отпустят голодным.

долго я привыкала к местному "гостеприимству"...

 
+1
0
-1
 
26 сентября 2008, 17:03 #

Ну, как уже было сказано выше, я с "местными" общался крайне редко. А приезжие были благожелательны и гостеприимны)

 
+1
0
-1
 
26 сентября 2008, 17:04 #

Увы, рамки газетной статьи порой очень узки и в отношении формата и, особенно, в отношении объема. Всего не расскажешь..

 
+1
0
-1
 
27 сентября 2008, 18:11 #

Дём, читал эту статью в Курьере. Очень содержательна. Хорошая, однако, у тебя история. Но неужеле ты никогда себе не позволяешь выражаться нецензурно? Или это твои первые впечатления были о городе?

 
+1
0
-1
 
27 сентября 2008, 19:43 #

Приезжие, порой тоже не сахар :P

 
+1
0
-1
 
28 сентября 2008, 23:30 #

Цитата
Привычная картина: идет по пешеходному переходу «сладкая» парочка...

вот это точно:)

 
+1
0
-1
 
29 сентября 2008, 19:23 #

Большое спасибо за статью, земляк! Очень понравилось! Мы тоже с Казахстана, только с Костанайской обл. Тоже поразили первое время здешний говор, суперские клумбы по всему городу, манеры жителей и т.д.( с точночтью, всё как у тебя). И все приезжие отмечают злость местных жителей. Но а пиво сейчас и у нас такое продаётся...А с Казахстана здесь, действительно, много людей- недавно поехали в Белгород и там, чисто случайно, встретили бывших костанайцев!

 
+1
0
-1
 
30 сентября 2008, 10:42 #

Monk, вы как определяете злой человек или нет? И с чего вы взяли, что местные злюки? Опрос проводили? Что вы все делитесь "приезжие" или "коренные", глядишь скоро "стенку на стенку" пойдем. А вы mama, не в те гости ходите, опять же, как вы определили степень "местности", может этот человек, что вас не угостил, приехал раньше вас, или родители его привезли маленьким ( ну разные ситуации бывают) вот и успел адаптироваться к местным порядкам. А, вообще, я вам хочу сказать, мы все люди, и все разные: кто-то - добрый, кто-то - злой, кто-то - гостеприимный, кто-то - не очень, и это уже вопрос воспитания, ну и разумеется всяких других разностей, как то - семейные традиции, окружения в детстве, да и в конце концов сиюминутного настроения. Так что давайте жить дружно и не замечать соринок в глазу другого, чтобы он (другой) не указывал вам на ваше бревно в том же месте. Надеюсь никого не обидела. Дабы не быть уличенной в хамстве, заранее прошу прощения, если что не так.

С уважением местный житель!

 
+1
0
-1
 
30 сентября 2008, 10:46 #

Да ещё хотела спросить, что это за квадратики внизу комментария, и почему у вас они желтые, а у меня серые? Надеюсь, не потому что мы родились в разных местах ( это - шутка). А на вопрос ответьте, пожалуйста.

 
+1
0
-1
 
30 сентября 2008, 10:51 #

Цитата

"С уважением местный житель!"

Люди, давайте брать пример!

лобышка

Это личный рейтинг. Сейчас и у тебя будут желтые: заслужила уже только этим комментом!)

 
+1
0
-1
 
30 сентября 2008, 11:53 #

Не знаю, но у меня несколько лет после переезда в Старый Оскол, много лет было так: если человек вызывает симпатию, обязательно окажется, что он из Сибири или с Урала, на крайняк, из Казахстана (Дема - единственное клиническое исключение). Да и до сих пор среди местных практически друзей нет.

 
+1
0
-1
 
30 сентября 2008, 11:55 #

И, кстати, хоть автора и нет с нами, но "Зауральная Сибирь" - высококачественный плеоназм. "Доуральной" Сибири в природе не существует!

 
+1
0
-1
 
30 сентября 2008, 13:47 #

лобышка, прости, но всё выверено.

lioka, понравился твой коммент.

 
+1
0
-1
 
30 сентября 2008, 14:23 #

Прости, лобышка, если тебя обидел мой коммент! Я не имел в виду всех местных, но только тех кто мне встречался. Действительно, все люди разные и, не дай Бог, нам пойти "стенка на стенку". Ты совершенно права!

 
+1
0
-1
 
30 сентября 2008, 21:56 #

Дорогие господа приезжие.Я живу в этом городе и считаюсь коренным жителем.Но больше всего меня бесит, что город сравнивают с тем местом откуда вы приехали.И почему то обязательно только плохое. А еще бесит что в разговорах с приезжими из Казахстана всегда прослеживается-что мы не так живем,не так ходим,и кто то вам должен. Вы не жили в этом городе, когда тут были химики.Когда тут не было дорог. Вы не видите этого позитива,который вижу Я. И вообще почему появилось такое понятие ,как местные. И еще мое мнение( только к переселенцам из Казахстана) -"Протяни палец,руку полностью откусят".

 
+1
0
-1
 
1 октября 2008, 07:46 #

А по-моему хороший человек замечает хорошее и наоборот. Я родилась в Закавказье, но здесь выросла и люблю этот город со всеми его достоинствами и недостатками. Я понимаю, что имеют ввиду говоря о местных. Да, хитрость, жадность, не вежливость, отсутствие азиатско-сибирского хлебосольства, но ведь они и от нас ничего не ждут. В детстве у меня было три подруги, с Урала, Казахстана и местная. И до сих пор встречаясь мы ощущаем себя единым целым, никогда нам не приходило в голову строить стены друг перед другом. Я считаю проблема местные-приезжие это обычная проблема разных менталитетов. Давайте не навязывать людям своих взглядов и все станет хорошо.

И еще, у меня муж из Алматы, и много друзей "казахов" поверьте такового кривого русского я отродясь не слышала, Вы путаете женский род с мужским и ударения ставите не туда, и слова некоторые так коверкаете, что дух захватывает, но при этом ругаете наше "Г" и "позадомом". Вот уж действительно в чужом глазу соломинку разглядишь, а в своем бревно незаметно.

 
+1
0
-1
 
1 октября 2008, 10:38 #

Я так Старый Оскол вообще обожаю. Но когда я сюда приехала 20 лет назад, плакала каждый раз, выходя на улицу, до того все было серо, грязно и неприглядно. В резиновых сапогах ходили с сентября по май! А, между прочим, борьбу за благоустройство начал Николай Петрович Шевченко, сибиряк, горжусь, что он мой земляк!

 
+1
0
-1
 
1 октября 2008, 13:11 #

А мне Старый Оскол не нравится, хотя и прожил я большую часть своей жизни. Сейчас живу в другом городе и ни капли об переезде не жалею. В Старом Осколе бываю наездами и очень-очень редко.

Из всех городов, где я жил, Старый Оскол на последнем месте

 
+1
0
-1
 
Guest
2 октября 2008, 16:19 #

ПЛЕОназм...это как 'пьяный сантехник'? или как 'честный чиновник', 'правдивый журналист' или 'правдивая реклама'? тогда не нахожу ничего плохого в этом. да и не вижу в статье никаких наездов на оскольчан. я бы еще покруче написал бы

 
+1
0
-1
 
13 октября 2008, 14:52 #

Господа, господа, не ссорьтесь! Я не понимаю: откуда вы взяли слова, которых в моей статье вообще не было? Почему вы выбираете оттуда только самое грязное и черное, напрочь забыв, например, об этих словах - "Старый Оскол стал мне ближе родного Актюбинска", "Я приехал в Старый Оскол третьего апреля – в разгар весны. И город сразу очаровал меня, выросшего в степях Казахстана, зелеными аллеями, множеством скверов и фонтанов, беседок и скамеек" и так далее...

Поймите: я не собирался и не собираюсь сталкивать лбами приезжих и местных. Может я немного и утрировал где-то, но все таки все, о чем говорится в этом материале - МОЕ МНЕНИЕ. Я так вижу этот город, я считаю это фактом. И не принуждаю других изменять своему мнению. Я специально указал это в постскриптуме, но кто из вас его прочел??

 
+1
0
-1
 
13 октября 2008, 15:24 #

А теперь по пунктам)))

Цитата
Хорошая, однако, у тебя история. Но неужеле ты никогда себе не позволяешь выражаться нецензурно? Или это твои первые впечатления были о городе?

Не совсем понимаю как связаны твои слова, но все же отвечу на первое - я ругаюсь матом. Но редко. И не вижу смысла его приводить здесь.

Цитата

Дема - единственное клиническое исключение

С вашей клинической близорукостью разглядеть истинный смысл вещей и людей непросто ;-) Вы присмотритесь, присмотритесь))) Вспомните как раньше нормально общались, как подписывали бумажечку одну, которая в конце концов и вышла вам не тем боком...Но подписывали то оба и искренне.

Цитата

высококачественный плеоназм

А вы еще Стругацких перечитайте. Авторское выражение и не более того.

Цитата
Но больше всего меня бесит, что город сравнивают с тем местом откуда вы приехали

А с чем еще сравнивать???

Цитата
И почему то обязательно только плохое

Не обязательно, не ври)

Цитата
А еще бесит что в разговорах с приезжими из Казахстана всегда прослеживается-что мы не так живем,не так ходим,и кто то вам должен

Вы НЕ ТАК ХОДИТЕ как мы привыкли, вы НЕ ТАК ЖИВЕТЕ, как мы жили и ВЫ ДОЛЖНЫ обращаться с нами по человечески. Оспоришь?

Цитата
Вы не видите этого позитива,который вижу

Говори за себя, а не за других. Я вижу.

Цитата

И еще мое мнение( только к переселенцам из Казахстана) -"Протяни палец,руку полностью откусят".

Просто потому, что за свои способности этих переселенцев выбрали на руководящие должности? За то, что эти переселенцы берутся за работу, которой вы брезгует? За то, что они не боятся начинать жизнь с нуля, а вы живете на всем готовеньком? Ну уж простите, мы люди не привередливые, но до работы горячие.

Цитата

И еще, у меня муж из Алматы, и много друзей "казахов" поверьте такового кривого русского я отродясь не слышала, Вы путаете женский род с мужским и ударения ставите не туда, и слова некоторые так коверкаете, что дух захватывает, но при этом ругаете наше "Г" и "позадомом".

Упоминать - не значит ругать, улыбаться - не значит смеятся. Не путай ;-)

Цитата

Вот уж действительно в чужом глазу соломинку разглядишь, а в своем бревно незаметно.

Придирок в материале моем не было. Еще раз говорю: если я упоминаю об ОСОБЕННОСТЯХ, то это не значит, что я говорю о плохом!

 
+1
0
-1
 
16 октября 2008, 22:12 #

Дема, то что ты считаешь, вышло мне боом, это мне в ткое благо, шо тебе и не снилось.

 
+1
0
-1
 
17 октября 2008, 07:37 #

lioka, а я тебе с самого начала говорил, что судить надо по итогам. А ты психовала) Уже забыла?)

 
+1
0
-1
 
Guest
16 марта 2009, 11:35 #

Что вы все так удивляетесь самобытности коренного населения, нужно просто набраться терпения, эволюция различных видов проходит с разной скоростью...

 
+1
0
-1
 
Guest
1 апреля 2009, 17:35 #

родилась в пригороде старого оскола, давно живу в другом городе, есть с чем сравнить.Всегда приезжая на родину лишний раз убеждалась злобе своих земляков.Ну а если приходится встретить у себе в городе старооскольцев (работаю в гостинице), жди злобных, самодовольных невежд.

 
+1
0
-1
 
4 апреля 2009, 17:41 #

Как и многие,я родился здесь,в Осколе. Это красивый и ужоженный город. Это развивающийся и надежный город.Несколь раз мне поступали предложения работать в дорогой "Нерезиновой"-"потолок"для многих и предел мечтаний мальчишек и девчонок,но я остался здесь.Я люблю этот город.Леша Деменко я обьясню: давай посмотрим правде в глаза-у нас в городе проблема быдла есть и она никуда не девается.Меня лично НЕ радует,что девушки не знают себе цены и терпят подобное хамское обхождение.Это глупо!Меня НЕ радует,что можно встретить существа с названием "идикасюдабл***" или пообщаться предложениями в стиле "А ты чо ваще на? ты как на чо на бл ваще???" - это НЕ нормально. Леша! Я уважаю тебя за то,что ты так хорошо отнесся городу в который приехал. Но не стоит расстраваться из-за пары-тройки оболтусов в шапченках надвинутых на глаза или торчащих на затылках.Это что-то вроде местной достопримечательности.Это одна из субкультур нашего города.Они не едины,у нас несколько субкультур,недавно появились и Эмо которые тоже многим неприятны...Комплекс сорращений мышц составляет Танец...совокупность идей,мыслей,радости,глупости,дури,любви и общности составляет Дух города.И город этот прекрасен.

 
+1
0
-1
 
6 апреля 2009, 14:56 #

Цитата
давай посмотрим правде в глаза-у нас в городе проблема быдла есть и она никуда не девается

Согласен

Цитата
девушки не знают себе цены и терпят подобное хамское обхождение.Это глупо!Меня НЕ радует,что можно встретить существа с названием "идикасюдабл***" или пообщаться предложениями в стиле "А ты чо ваще на? ты как на чо на бл ваще???" - это НЕ нормально

Согласен

 
+1
0
-1
 
9 апреля 2009, 09:59 #

А я люблю Старый Оскол

 
+1
0
-1
 
28 апреля 2009, 16:01 #

kutepov, ай молодца!

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии