Советские автобусы.

добавить в избранное
Советские автобусы.
25 сентября 2013, 07:23, Странник

 На этих автобусах ездили, наши бабушки и дедушки, наши родители, да и мы сами вместе с вами.

 На Кавикоме я уже делал обзор советских телевизоров, старинных телефонов. Теперь вот предпринял попытку немного рассказать об автобусах. Насколько это у меня получилось, смотрите.

Первую попытку создать обтекаемый автобус в нашей стране предпринял Авторемонтный завод транспортного управления Ленинграда (АТУЛ).  С 1927 года на этом заводе  стали выпускать кустарные автобусы, регулярное движение которых тогда же началось в городе на Неве.

Таких «самоделок» за 1932 — 1933 гг. изготовили целую сотню. 

Следующим производителем автобусов стал завод ЗИС. Первой его моделью стал автобус на базе грузовика ЗИС-6, а затем ЗИС-8.

 Но это были угловатые коробочки. Первой и самой массовой моделью автобуса стал ЗИС-16. Его обтекаемая форма создавала впечатление быстроходности

Салон вмещал 16 человек. На фото не оригинальный салон, а все лишь реконструкция.

Первые десять «шестнадцатых» сделали к 1 мая 1938 г. Всего до середины 1941 года только на автозаводе имени Сталина изготовили 3250 автобусов марки ЗИС-16 а с учетом «самоделок», эта цифра приблизилась к 4000. Шестнадцатые в разных модификациях выпускались вплоть до 1950 года.

Нагрузки на городской транспорт увеличивались. Он должен был становится все более вместительным. Так появился родоначальник всех советских «сараев» ЗИС-154

Хотя появился он 8 декабря 1946 года, технические идеи, в нем примененные, могут удивить и современных специалистов. Этот автобус вообще не имел коробки передач – ни механической, ни автоматической. Для передачи к колесам крутящего момента служила электротрансмиссия. С двигателем был спарен генератор постоянного тока. Этот агрегат размещался поперек кузова под задним пятиместным сиденьем и в сравнении с традиционной коробкой передач занимал сравнительно мало места. Тяговый электродвигатель, расположенный под полом кузова, через карданный вал передавал вращение заднему ведущему мосту.  Для переднего или заднего хода служил электрический переключатель, а величина тягового усилия на ведущих колесах устанавливалась автоматически, без вмешательства водителя. ЗиС-154, как был назван этот автобус, был очень комфортабельной машиной с мягкой подвеской колес и вместительным салоном на 60 пассажирских мест, 34 из которых были сидячими. Сиденье водителя регулировалось по высоте, расстоянию до руля и углу наклона спинки.

Для того времени такой автобус оказался слишком сложным, и электротрансмиссия из-за небрежного обслуживания часто выходила  из строя. Механики плевались, шофера матерились, а директора автопарков писали на ЗиС и в Минавтотранс слезные мольбы заменить ЗиС-154 на что-нибудь более простое. Их мольбы дошли до руководства и производство ЗиС-154 в 1950 году было свернуто.

На смену ему пришел ЗиС-155. На нем установили обычную механическую трансмиссию,

Вместимость этого автобуса была меньше чем у предшественника, сидячих мест 23 и стоячих 21. По уровню комфорта это был шаг назад – в отличие от мягкой подвески 154-го, 155-й трясло как обычный грузовик.

Производство 155-го продолжалось до 1957 года, когда ему на смену пришел, наконец, более длинный 158-й. Завод имени Сталина 26 июня 1956 года был переименован в Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод им. И.А.Лихачева. Поэтому 158-й был уже не ЗиС-, а 3иЛ-158.

Кузов вернули в прежнее состояние - и его пассажировместимость стала такой же, какой она были на ЗиС-154: количество сидячих мест вновь стало 32, а количество стоячих определялось чисто русским числом «до хрена».

Салон ЗИС-158

Место водителя ЗИС-158

Кроме городского транспорта была острая необходимость и междугородных пассажирских сообщений. Поэтому в 1953 году на московском Заводе имени Сталина началось проектирование большого междугородного автобуса ЗиС-127. Работы по созданию автобуса поддержал бывший директор автозавода Иван Алексеевич Лихачёв.

В салоне ЗиС-127 были установлены 32 пассажирских кресла полуспального типа с откидывающимися спинками. Кресла были заполнены губчатой резиной, обитой шерстяной тканью в комбинации с искусственной кожей. Спинки и подушки кресел пассажиры могли регулировать по своему желанию. В окнах были небьющиеся стекла и шторки.

Салон ЗиС-127 был радиофицирован и оборудован системами вентиляции, отопления, освещения, часами и термометром. На каждом пассажирском месте установили индивидуальные источник света и вентилятор. Над креслами закрепили сетки для ручной клади. Кузов был оборудован системами отопления и вентиляции, хорошим освещением, радиоустановкой. Для перевозки багажа под полом кузова размещены просторные багажные помещения, хорошо изолированные от пыли. В кабине водителя имеется индивидуальный вентилятор и соответствующие контрольные приборы.

О протяженности маршрутов, обслуживаемых этим автобусом можно судить по этим примерам: в январе 1956 г. началась эксплуатация серийных ЗиС-127 по маршруту Москва – Вязьма, а затем на линиях Москва – Симферополь, Москва – Ленинград, Москва – Рига, Москва – Минск и Ленинград – Таллин.

В середине пятидесятых для львовского автобусного завода были закуплены образцы самых современных европейских автобусов Магирус, Неоплан и Мерседес. Их изучали, испытывали, рассматривали с точки зрения технологий производства на ЛАЗе, в результате чего конструкция львовского первенца к концу 1955 года была практически разработана, ему был присвоен индекс ЛАЗ-695.

Общая вместимость автобуса составляла 55 человек, 32 из которых могли ехать сидя. Неудобством считался узкий проход, правда, учитывая то, что автобус задумывался как пригородный, этот обстоятельство не имело определяющего значения.

 Модель ЛАЗ-965, постоянно модернизируясь, продержалась на заводском конвейере 46 лет, установив абсолютный рекорд по продолжительности производства одной модели.

Вот основные модификации этой модели

ЛАЗ-965Б

ЛАЗ-695Е

ЛАЗ-695Ж

ЛАЗ-695М

ЛАЗ-695Н

Водительское место ЛАЗ-695Н

ЛАЗ-695Д

Был еще и междугородный вариант  ЛАЗ-699 «Турист»

Проектирование нового городского автобуса ЛиАЗ-677 началось в 1960 году. И уже осенью 1962 года, на ЛиАЗе был построен первый прототип. 7 ноября он принял участие в праздничной демонстрации.

На протяжении тридцати с лишним лет он почти безраздельно господствовал на городских маршрутах, кое-где неохотно деля пассажиров с более вместительным, но менее манёвренным Икарусом. Самые первые ЛиАЗы имели двухцветную окраску. А с 1978 года их стали окрашивать в ярко-жёлтый цвет. В 1983 году ЛиАЗы стали выкрашивать в красный цвет.

Место водителя здесь было более просторным.

Коробочка. Таким названием народ окрестил первый автобус Горьковского автозавода. Автобус создавался на базе знаменитой полуторки ГАЗ-АА и назывался ГАЗ-03-30. Именно на этом автобусе Глеб Жеглов и Володя Шарапов ловили Черную кошку.

В 1950 году вместе с прекращением выпуска полуторки, прекратился и выпуск автобуса  ГАЗ-03-30.

Для нового автобуса наиболее подходящим вариантом оказалось шасси от ГАЗ-51.

Первоначально автобус назывался ГЗА-651 и выпускался на Горьковском автобусном заводе, но в 1958 году производство коробочки передали в город Курган. Специально для сборки 651-го там 14 января 1958 года был открыт Курганский автобусный завод. С тех пор коробочка получила наименование КАвЗ-651.

Модификаций у этой модели было немного это

КАвЗ-685

КАвЗ-3976

Салон этого автобуса практически не менялся

В основном менялась приборная панель

 

Последние годы своей жизни эти автобусы трудились в роли маршруток, имея уже кроме названия «коробочка», вновь приобретенное «душегубка».

Еще один представитель автобусов малого класса это ПАЗ. Это автобус вагонного типа. Первая модель была построена еще в Горьком в 1956 году.  В дальнейшем модель стала выпускаться в городе Павлово-на-Оке и называться ПАЗ-651, но вскоре ему на смену пришла модель ПАЗ-652

Модельный ряд этого автобуса тоже менялся и 652 был вытеснен 672

Эти автобусы трудились в основном на сельских маршрутах. Другие автобусы семейства ПАЗ рассматривать не буду, вы их можете рассмотреть на городских улицах.

  Кроме автобусов в СССР выпускались и микроавтобусы, такие как харьковский «Старт», знакомый нам по фильму «Кавказская пленница»

Представительский автобус ЗиЛ-118 «Юность»

И многочисленное семейство микроавтобусов РАФ

Материал по советским автобусам собрал

Странник специально для Кавиком.

Добавить комментарий
 
+1
41
-1
 
Просмотров 6502 Комментариев 14
Комментарии (14)
25 сентября 2013, 11:28 #

Фу, ели выпрался из соседнего болота.

Захватил почти все автобусы, еще был шедевр по перевозке пассажиров, грузотакси, обыкновенный ГАЗ-51 с брезентовым тентом и скамейками вдоль бортов

image


Особой любовью пользовался ЛАЗ, поскольку был самый теплый автобус зимой и душегубка летом.

 
+1
7
-1
 
25 сентября 2013, 11:47 #

Напомнил. Сколько мне лет было не помню, но из Старого Оскола приходилось ехать в деревню на такой штуке. Грузотакси называлось. По причине возраста, ехал в кабине. В отношении тента - кажется не было.

 
+1
1
-1
 
25 сентября 2013, 11:35 #

В середине 60-х годов местные умельцы сотворили доморощенный Икарус. К ЗиЛ-158 на жесткой сцепки такой же, но без водителя.

Сев.Казахстан, зима, мороз под 30, полное отсутсвие отопления, до рудника 20 км. ехать приходилось в состоянии анабиоза. Назывался он вагон для негров.

 
+1
0
-1
 
25 сентября 2013, 18:56 #

А где же знаменитая "гармошка"?

image

image

 
+1
7
-1
 
25 сентября 2013, 20:56 #

Гармошка знаменитый автобус, но выпускался не у нас. А в статье говориться только об автобусах, выпускавшихся в СССР, и работавших на пассажироперевозках. Даже модели  ПАЗиков, выпуска после 1991 года я не включал в обзор. 
Был еще один советский автобус "Кубань"

image 

Это был автобус министерства культуры и пассажиров практически не перевозил. 

 
+1
7
-1
 
25 сентября 2013, 21:32 #

Всё правильно, на зато какая память!!!

 
+1
0
-1
 
25 сентября 2013, 20:55 #

Сколько наши не делали автобусов, а сиденья как были все неудобные, как болела от них спина - так и продолжают делать. Никогда наши не сделают действительно нормальный комфортабельный автобус. А все из-за всяких сертификаций, гостов, всяких бюро и служб. Ведь из-за них растет стоимость автобуса, да и не только из-за них. На любом автобусе-иномарке любых лет ехать куда приятнее.

 
+1
0
-1
 
25 сентября 2013, 20:59 #

Согласен.

Вот был пример ЗИС-154. Но советским людям комфорт оказался не нужен.. 

 
+1
0
-1
 
27 сентября 2013, 00:55 #

Да ну что вы! В 80-х пришлось много кататься по экскурсиям, главный вопрос у тур.бюро на месте сбора всегда был" автобус мягкий или жесткий"? Шиком считался, конечно, "мягкий Икарус" с автоматической дверьью, но и "мягкий" ЛАЗ годился (водитель за ремешок закрывал дверь).

 
+1
6
-1
 
27 сентября 2013, 07:34 #

Какое своевременное напоминание . Прходилось ездить на таком автобусе.

image

Это ЛАЗ-4207 Было два вариана автобус, оборудованный гардеробом, число мест для сидения 36 и  - автобус улучшенной комфортабельности с числом мест для сидения 41. Кроме всего прочего автобус имел независимую систему отопления, работающую на дизтопливе. Однажды в ноябре, по дороге в Ригу пришлось в нем ночевать, система отопления показала себя с наилучшей стороны. Автобус выпускался небольшими партиями, в основном по заказу.

 
+1
0
-1
 
25 сентября 2013, 21:47 #

"Старт" имел стеклопластиковый кузов, абсолютно не гниющий. Но выпущено их было мало, ибо харьковчане опыта автобусостроения не имели и об эргономике водительского места не заморачивались, проще говоря - водителю было хреново.

 
+1
0
-1
 
27 сентября 2013, 01:30 #

классная статья!!!)оч понравилось!))

 
+1
6
-1
 
27 сентября 2013, 06:57 #

Спасибо.

 
+1
0
-1
 
29 сентября 2013, 20:12 #

image


image

 
+1
6
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии