Бурлаки на Волге. Почти криминальная история.

добавить в избранное
Бурлаки на Волге. Почти криминальная история.
23 ноября 2016, 09:21, Странник

Ожившие картины – правда или мистификация.

В своем недавнем посте я упоминал о художнике И.Е. Репине и о одной курьезной картине, приписываемой к его работам, но на самом деле принадлежащей кисти другого художника. Здесь я хочу немного рассказать теперь о действительно картине Репина, одной из самых знаменитых его работ «Бурлаки на Волге». Наиболее важные детали обозначены на полотне номерами, поэтому будем по порядку с ними знакомиться.

1. Бечевник
Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки

По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные»

«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар Ларька

Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

 

К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12 и 14. Бечева и парус

Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.

В этот момент шишка затянет запевку:

«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз…»

и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

И вот теперь, когда вы познакомились со всеми персонажами картины, я расскажу историю, связанную с этой картиной. Об этом происшествии писал журнал «Огонек» в номере 43 за 2003 год.

История приключилась с малоизвестной французской актрисой Николь Сулаж. В четыре часа дня Николь вошла в музей одна, друг простудился и остался в отеле. Пройдя Врубеля, Нестерова, Поленова, она оказалась в зале Репина, и тут произошло событие, надолго связавшее француженку с русским искусством. Подойдя к репинским бурлакам, Николь вдруг почувствовала какое-то движение. Один бурлак, как бы освобождаясь от шлеи, сделал движение руками. От резкого запаха пота и махорки француженка едва не потеряла сознание. Жилистые и загорелые руки схватили ее и разорвали кофточку на груди. Падая, она слышала, как отлетевшие пуговицы отскакивали от пола. Жуткое лицо склонилось над ней. Последнее, что она увидела, была жесткая щетина и страшный рот, приближавшийся к ее губам.

Дальнейшие события описывает сотрудник музея Борис Анатольевич Косолапов.  «Было около половины пятого, когда мы услышали женский крик, доносившийся из зала Ильи Ефимовича Репина. Дойдя до него, я увидел лежащую на полу в разорванной одежде женщину. Всхлипывая, она что-то кричала на французском и указывала пальцем на картину «Бурлаки на Волге». На спине у нее я заметил синяки и большую царапину. В этот момент уже подошла охрана с врачом, и женщину увели. На следующий день в дирекции я узнал, что какая-то француженка утверждала, что ее пытался изнасиловать один из бурлаков с картины Репина.»

Поскольку в первой части поста я вас познакомил со всеми персонажами картины «Бурлаки на Волге», то как вы думаете, кто из бурлаков мог напасть на француженку?

Странник, специально для Кавиком.

Для написания использованы материалы источников 1, 2

Добавить комментарий
 
+1
23
-1
 
Просмотров 1597 Комментариев 24
Комментарии (24)
23 ноября 2016, 09:36 #

Вот интересно, чего ей не спалось-то в 4 часа ночи?


 
+1
6
-1
 
23 ноября 2016, 10:44 #

Написано, что в 4 часа дня. 

А напал либо бурлак с трубкой, либо с кисетом:  резкий запах махорки почувствовала озабоченная француженка. 

Почему - "озабоченная"? Тайные желания имеют свойство материализовываться. ))

 
+1
6
-1
 
23 ноября 2016, 10:57 #

Я всёж за кабального с трубкой, подозрительный тип.

 
+1
3
-1
 
23 ноября 2016, 11:08 #

Да уж, какой-то пофигист, такому и женщины пофиг. А с кисетом староват на вид. ))

 
+1
0
-1
 
23 ноября 2016, 11:53 #

Ага,  он самый подозрительный тип )

 
+1
5
-1
 
23 ноября 2016, 11:31 #

Извиняйте, ошиблась!

А напал точно струбкой который! Раз он " Кабальный" значит и не устал особо, на баб силы остались!

 
+1
8
-1
 
23 ноября 2016, 11:49 #

Кабальный - не кобельный. 

 
+1
0
-1
 
23 ноября 2016, 12:09 #

О, интрига... Отлично. Уж, мы то за наших мужиков перед ледащими хранцужинками постоять умеем. Наговор, ОДНОЗНАЧНО. Ну, есть, конечно, физиономии, указывающие на неблагонадежность, но во время адовой работы - вряд ли, перегрузки на другие группы мышц налицо. Однако, "кабальный"  вполне не устал. Ежели приглядеться внимательней,  то и "надзиратель" не сильно напрягается...  

 
+1
18
-1
 
23 ноября 2016, 12:53 #

Ну ежели бы барышню таки "оприходовали", то по цвету краски можно было бы сказать кто из них

 
+1
5
-1
 
23 ноября 2016, 13:47 #

Посмотрите в глаза всем персонжам, кому конечно возможно. У меня единственный кандидат это бригадир-шишка. Любого из этой компании он одним окриком поствит на место, да и сам скоромненького в пост не прочь попробовать, не зря он расстрига.

 
+1
1
-1
 
23 ноября 2016, 16:00 #

Бес материализовался именно через расстригу. Причиной были нечистые мысли француженки.

 
+1
5
-1
 
23 ноября 2016, 15:12 #

Захватывающие описание картины и история!

 
+1
0
-1
 
23 ноября 2016, 16:37 #

Тут загадка непростая. Думать надо... Где-то подвох. Думаю, француженку трахнула резба на расшиве.

 
+1
0
-1
 
23 ноября 2016, 18:22 #

Вряд ли, француженка утверждает, шо это бурлак был. 
Случай то этот не единичный.

  В 1996 году в музее Прадо на глазах изумленных японских туристов с картины Веласкеса сошла инфанта

image

 и, грациозно присев, помочилась на пол. Затем она спокойно вошла обратно в картину и застыла. Годом раньше в Лувре с картины Жерико «Плот медузы»

image

сошли два трупака и на глазах у охранника музея накинулись на пожилую пару из Голландии. В музее Орсэ ренуаровская красавица

image

в течение десяти минут шокировала группу школьников, разводя ноги и проводя по ним рукой.

Все эти случаи материализации персонажей до сих пор происходили в крупнейших мировых музеях. У нас это долгое время считалось PR-ходом для подогрева интереса к национальному искусству. Обращает на себя внимание тот факт, что все без исключения случаи происходили в залах выдающихся реалистических мастеров, что, на мой взгляд, говорит о несомненной мощи и мастерстве этих живописцев. Не зафиксировано ни одного случая нападения на посетителей квадрата, прямоугольника или любого формального элемента супрематического искусства. 

 
+1
11
-1
 
24 ноября 2016, 11:07 #

А может эти залы окуривают какими-либо низкоконцентрированными галлюциногенными препаратами, не имеющими запаха? А особо впечатлительные натуры и попадают под их воздействие.

 
+1
0
-1
 
24 ноября 2016, 11:12 #

На выставке шедевров из Ватикана ещё больше будет галлюцинаций.

 
+1
0
-1
 
24 ноября 2016, 20:31 #

что надо курить, чтоб такое писАть? 

 
+1
0
-1
 
24 ноября 2016, 22:47 #

что надо курить, чтоб такое писАть?

Попробуйте для начала какую-нибудь умную книгу, полагаю, что букварь эта участь уже постигла.=-O

 
+1
2
-1
 
27 ноября 2016, 00:24 #

По поводу курения букваря и последствиях...image

 
+1
11
-1
 
26 ноября 2016, 09:55 #

щетина только у подшишельника слева от шишки...

 
+1
0
-1
 
26 ноября 2016, 10:40 #

Вы скорее всего правы, на лицо гляньте - явный мучитель женщин)

 
+1
5
-1
 
26 ноября 2016, 11:11 #

щетина только у подшишельника   

Но он вроде не курит в данный момент, а там было

От резкого запаха пота и махорки француженка едва не потеряла сознание

 
+1
0
-1
 
26 ноября 2016, 13:35 #

Ну запах махорки не есть запах дыма от курения махорки)))

 
+1
0
-1
 
2 декабря 2016, 15:28 #

борода - не щетина, а курение - временное явление, сейчас не курит, а через полчаса -будет


 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии