Истории для моей дочки. Судьба прадеда

добавить в избранное
19 ноября 2010, 19:36, Дема

 

О единственном брате моей бабушки, Александре Шатилове, я знал немногое. В первую очередь потому, что и она сама его плохо помнила - он ушел в армию, когда ей было всего пять лет. А уже через два года погиб, пытаясь разминировать фашистское минное поле. К сожалению, узнать какие-то подробности о том, как это случилось, бабушке не удалось. И я задался целью найти место его захоронения и узнать, что именно произошло с моим двоюродным дедом? На поиски потребовалось больше года, но результат того стоил.

 

 

http://www.kavicom.ru/uploads/sub/685dcff6_1Aleksandr_Satilov,_foto_na_dokumenty.jpg

 

Александр Шатилов, фото на документы. Дата снимка неизвестна

 

 

 

Первым делом необходимо было изучить те документы, которые были в наличии. В бабушкином архиве их было предостаточно: свидетельство о рождении, «похоронки» (оригиналы, дубликаты), даже письмо командира части.

 

 

 

http://www.kavicom.ru/uploads/sub/b79cae46_11Svidetelystvo_o_rozdenii.jpg

 

Свидетельство о рождении А. Шатилова

 

 

 

Дело в том, что Екатерина Федосеевна Шатилова, мама моей бабушки и Александра, пыталась в свое время выяснить судьбу сына, отправляя письма в министерство обороны, военкомат и различные архивы. Но, к сожалению, получала в ответ лишь путанные отписки.

 

В документах, которые я изучил, было множество несовпадений, но все же составить первоначальную картину событий мне удалось.

 

Итак, Александр Петрович Шатилов родился 27 октября 1924 года в городе Актюбинск КазССР. В армию был призван в 18 лет, то есть в 1942 году.

А 24 января 1944 года от разрыва мины Шатилов был тяжело ранен в обе ноги и руку. Скончался боец от ранений через пять дней, находясь в военном госпитале. Был похоронен в селе Бондарево (Бондаренко) Катенского района Кировоградской области.

 

 

 

http://www.kavicom.ru/uploads/sub/be165f51_4Izvesenie_dublikat.jpg

 

 

http://www.kavicom.ru/uploads/sub/39ea3f10_5Izvesenie-pohoronka.jpg

 

http://www.kavicom.ru/uploads/sub/ef697a6c_6Izvesenie-pohoronka2.jpg

Извещения-похоронки

 

 

 

Все документы, стоит отметить, были составлены с ужасающей небрежностью. Так, например, в первом извещении о гибели бойца, от 04.04.1944 было указано, что красноармеец Шатилов Алексей Терентьевич (!) «в бою за Социалистическую родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество» был ранен, умер и похоронен. Точно так же, Алексеем, воина назвал в своем письме и командир военной части №69637, майор ***** (письмо датировано 4 мая 1944 года).

 

 

 

http://www.kavicom.ru/uploads/sub/4c3f0a93_10Pisymo_ot_komandira.jpg

 

http://www.kavicom.ru/uploads/sub/f41839bc_11Pisymo_ot_komandira2.jpg

Письмо от командира военной части №69637

 

 

 

Но поверить бумажкам, где так исказили имя родного ребенка, Екатерина Федосеевна не смогла. Поэтому решила добиваться правды. Вначале она обратилась в военкомат, чтобы ей сделали заверенную копию документа. Все-таки ксероксы появились только в 70-е годы, к тому же еще надо было, чтоб на документ поставили печать. Справку ей на машинке напечатали, правда вместо 1944 года указали 1940. Пришлось делать другую. С ней она оббивала пороги архивов и учреждений, требуя, чтобы ей все-таки рассказали, как погиб ее сын, и где он похоронен. Но никакой другой информации получить она так и не смогла - сначала война и было не до выяснений. Потом строжайшая секретность прошедших операций и так далее, и так далее... Только 24 февраля 1976 года из архива министерства обороны СССР прислали отписку: сведений на Шатилова А. П. в документах учета персональных потерь сержантов и солдат Советской Армии у них не имеется. Пожилой матери предложили оформить запрос «в соответствии с директивами Генерального штаба ВС СССР от 12.09.64 №559\45 и Главного штаба Сухопутных войск от 03.09.59 №120 нс». Запрос «согласно директивам» был оформлен, и 29 марта 1976 года пришел дубликат извещения, где сообщалось, что «красноармеец Шатилов Алексей Терентьевич в бою за Социалистическую родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество» был ранен, умер и похоронен... На этом терпение в борьбе с советской бюрократией закончилось. Екатерина Федосеевна умерла в 1981 году так и не узнав, где все-таки похоронен ее единственный сын, и как получилось, что он погиб так рано.

 

 

 

http://www.kavicom.ru/uploads/sub/fe8578d9_9Otvet_iz_arhiva_MO_SSSR.jpg

 

Ответ из архива Министерства обороны СССР

 

 

 

В 2007 году был запущен обобщенный банк данных «Мемориал», содержащий информацию о советских воинах: погибших, умерших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период. К услугам этого сайта я и решил для начала прибегнуть. Но в тот период найти какую-либо информацию о двоюродном дедушке не удалось, пришлось изучать другие сайты подобной тематики и оставлять сообщения на специализированных форумах. На одном из них мне подсказали, что данные могли быть записаны неверно и посоветовали просмотреть всех Шатиловых, сведения о которых есть в ОБД «Мемориал». Изучив длинный список, полный повторов и несовпадений, я все же смог найти нужную мне информацию.

 

 

 

http://www.kavicom.ru/uploads/sub/793f9bf9_3Vypiska.jpg

 

 

 

Это оказалась выписка из документов госпиталя (16 МСБ). В записях тоже не обошлось без ошибки. Так год рождения был указан как 1914-й, а место рождения и призыва - Чкаловская обл., Юрьевский р-н. Воинская часть была указана как 104 ОСБ (эту информацию проверить не удалось), специализация - стрелок, в родственниках была указана только сестра (видимо, в сознание Александр так и не пришел, а адрес и данные писали по письму сестры).

 

Зато диагноз был указан медицински точно - ранения левой голени, правого бедра и правого локтевого сустава. Согласно этой информации умер Александр Шатилов в день ранения - «от тяжелого ранения конечностей и кровопотери». Похоронен на следующий день.

Место захоронения было указано немного другое, чем в похоронке - село Несватково, Александровского района, Кировоградской области. Но поразило не это, а указание того, где в то время разместилась братская могила №1 - «на огороде местного жителя Демченко». Как тут не вспомнить, что в записях Александра упорно именовали Алексеем. Связь времен, не иначе. Или та же самая мистика, что набросала в датах его судьбы двойки и четверки...

 

Кстати, мне удалось доказать руководству портала, что речь идет именно о моем двоюродном дедушке, и они прикрепили к записи цифровые копии документов о нем. Вносить исправления все же не стали, сказав, что публикуют только то, что написано в документах.

 

Теперь предстояло выяснить, где же конкретно находится могила Александра. К сожалению, связаться с поисковыми отрядами Украины (на территории которой сейчас находится Кировоград) мне не удалось. Официальные власти мои письма также проигнорировали, возможно, потому что я писал на «москалятском», а не на украинском. Ехать в никуда и объезжать все окрестные деревни, опрашивая жителей, я тоже не мог. Помог отзывчивый кировоградец, давший телефон местного военкомата. С его помощью я вышел на начальника отдела, занимающегося архивом. Более 15 звонков пришлось совершить, прежде чем выявились некоторые подробности. Помог и интернет.

 

Оказывается, в январе 1944 года советские войска под Кировоградом начали наступательную операцию. В захлопнувшейся ловушке остались четыре фашистские дивизии. Они окружили район минными полями, на очистку которых бросили множество не знакомых с минным делом бойцов. На одном из таких полей, близ села Бандурово, и подорвался Александр Шатилов. Его отвезли в расположенный неподалеку (в селе Несватково) военный госпиталь, где он и умер. Похоронили его в общей могиле, а потом перезахоронили вместе с другими солдатами под обелиском.

 

 

 

http://www.kavicom.ru/uploads/sub/beefe53f_8Nesvatkovo.jpg

 

Карта села Несватково и окрестностей

 

 

22 июля 2010 года я отправил в украинский военкомат копии всех имеющихся документов и письмо с просьбой прислать более подробное описание событий того времени и фотографию монумента. Желательно, чтобы на нем все-таки указали и имя Александра Шатилова, погибшего при освобождении этих мест от фашистского ига. Ответного письма я так и не получил.

15 ноября я еще раз перезвонил в военкомат, где мне ответили, что документы они собрали, скрепили печатями и отправили по почте. Теперь остается ждать и гадать - сколько еще месяцев или лет понадобится нашей почте, чтобы доставить это письмо? И не проще ли будет следующим летом найти свободную недельку и самому съездить в те края? Жаль только бабушка моя уже не в том возрасте, чтобы лично приехать на место захоронения старшего брата...

 

 

http://www.kavicom.ru/uploads/sub/afd8966a_2Aleksandr_Satilov,_17_let.jpg

 

Самая поздняя из имеющихся четких фотографий Александра Шатилова. Тут ему 17 лет. Фото ретушировано.

 

 

 

 

P.S.: Информация, которую мне на данный момент удалось собрать, построена на противоречивых и путанных документах. Я не исключаю, что какая-то строчка или знак могли быть неверно прочитаны или истолкованы. А поэтому буду благодарен каждому, у кого есть возможность проверить содержащуюся в статье информацию и внести правки, указав источник или свои данные для связи. Дополнения и правки буду оставлять в комментариях.

 

 

------------------------

 

Первые две статьи из цикла:

 

- Про генеалогическое Древо

 

- Про Прабабушку

Добавить комментарий
 
+1
0
-1
 
Просмотров 3243 Комментариев 36
Комментарии (36)

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии