Вот уже год как старооскольский театр для детей и молодежи работает с новым руководством, с обновленной труппой и в новом режиме. И хотя творческие достижения театра впечатляют, но старые бытовые проблемы в любой момент могут привести к закрытию театра и отмене спектаклей.
Театр удержали от творческой пропасти
Итоги творческой и административной работы за этот год подводили в СТДМ на прошлой неделе.
- Когда год назад в театре сменилось руководство, и часть труппы покинула СТДМ, в успех обновленного театра не все верили. Люди уходили, говоря, что театр не выживет, театр закроется, - вспоминает Семен Лосев, художественный руководитель СТДМ, - рассказывает Семен Лосев, художественный руководитель СТДМ. - А мы открыли театральный сезон спектаклем по пьесе Валентина Распутина «Последний срок». Спектаклем, который даже не все столичные театры смогли бы поставить на своих подмостках. Мы поставили «Лебединую песню» с Евгением Батуриным, который ради этого спектакля пересилил свою травму, показав всем нам пример мужества и стойкости. И сейчас, через год работы, можно сказать: театр почти преодолел кризис, в котором он тогда находился, когда не ставились новые спектакли, а актеры работали в ужасающих условиях. Группа актеров, костяк труппы, во главе с Сергеем Лысенко сплотилась вокруг основной задачи: сохранить золотой фонд детских спектаклей. Нам удалось восстановить старые спектакли и создать новые. Стоит только вспомнить шоу-спектакль для всей семьи «Дурачок и шапка Мономаха», поставленный актером-иллюзионистом Константином Пузановым. Достойна восхищения, на мой взгляд, и та огромная работа, которую проделали актеры по постановке новогоднего представления. «Кошкин дом», «Теремок», «Играем в трех поросят» - это спектакли, которые нам удалось восстановить. «Спасибо всем» (Фазиль Искандер), «Можно попросить Нину» (Кир Булычев), «В будущем году, в то же время» (Бернард Слейд) – это спектакли по высокохудожественным произведениям, которые мы создали. Каждую премьеру сопровождал аншлаг! И еще один важный момент: за весь год не было ни одного отмененного спектакля, в то время, как до этого отменялись по два-три спектакля в месяц. Я считаю, что ситуация в театре стабилизирована, а через два года мы уже окончательно выйдем из кризиса – воспитается новая смена актеров, студентов нашего отделения в Ярославском театральном институте.
Но и выбрать пьесы для постановки сегодня непросто.
...но главные проблемы остались не решенными
Но кроме творческих проблем, есть и проблемы бытовые, которые сейчас стоят особенно остро. И нельзя ни одну из них назвать не существенной. Например, фонари, что были установлены на фасаде театра еще три года назад не горят до сих пор – администрация муцниципального района, а теперь и городского округа так и не смогли решить, кто же будет платить за электроэнергию. А пока этот вопрос решается, зрители вот уже три года уходят с вечерних спектаклей в темноту. Даже зимой, когда дорожки обледенели, свет так и не был включен. Своей напряженностью многие бытовые проблемы порой затмевают и творческие, - ведь в любую секунду театр могут закрыть за нарушение санитарных и пожарных норм.
- Сейчас мы являемся нарушителями техники пожарной безопасности. Все 12 лет, что существует в Старом Осколе театр, в нем не было системы пожарной сигнализации. В этом году администрация старооскольского городского округа впервые выделила 830 тысяч рублей на ее установку. Сумма хорошая, хотя по нашим подсчетам на выполнение всех требований пожарного надзора нужно около двух с половинной миллионов рублей. Кроме того, желательно было бы перед тем, как ее устанавливать, сперва реконструировать сцену, штанкеты, колосники, которые представляют опасность для актеров из-за своей ветхости. Тут сумма большая: нужна новая прокладка электропроводов, замена балок и деревянных покрытий. Зато к нам чаще будут приезжать другие театры на гастроли. А если реконструировать сцену, то стоило бы и зал переделать – он неудобен для зрителя, необходимо его переоборудовать. Нужно хранить где-то декорации к спектаклям, которые уже заполнили не только склады, но даже фойе и проходы театра. А это – тоже нарушение всех норм, но что мы можем сделать, не имея средств на установку хотя бы ящика на внутреннем дворике? А ведь если будем и дальше нарушать законы и нормативы – закроют театр, - подытоживает Ольга Сотникова, директор СТДМ.
Но театр – это, прежде всего, репертуар. На очереди новый вариант «Варшавской мелодии» Леонида Зорина, которую актеры готовят к маю. К открытию нового сезона готовится спектакль по пьесе Агнешки Оцески «Вкус черешни». На очереди знаменитая пьеса о любви драматурга Бернарда Шоу. Также готовится проект постановки спектакля «Карлсон, который живет на крыше». Ну и, наконец, в будущем году в это же время первое представление даст детская студия СТДМ.
"Старооскольский Курьер", 14 апреля 2008 года