Госдума вчера отклонила законопроекты, запрещающие водителям ездить на летней резине зимой. На «соленых собак» надейся, а сам не плошай.
Вчера парламент рассмотрел сразу два законопроекта об использовании автомобильных шин. Документы были внесены по итогам транспортного коллапса в ноябре--декабре 2012 года на трассе М10 в районе Вышнего Волочка. Одной из причин многокилометровых пробок стала неподготовленность водителей грузовиков к заснеженной трассе, из-за чего фуры буксовали на обледенелой дороге и блокировали проезд. Множество легковых авто были также на летней резине.
В конце 2012 года премьер Дмитрий Медведев поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову «рассмотреть вопросы введения обязательности использования зимней резины на автобусах, легковых и грузовых автомобилях». Тот дал поручение «разработать комплекс мер по эксплуатации зимней резины уже в зимний период 2013-2014 годов и закрепить это соответствующим законодательным актом“.
Напомним, что дискуссии об использовании автомобильной резины, не соответствующей сезону, ведутся последние десять лет. В середине 2000-х годов мэр Москвы Юрий Лужков хотел ограничить применение шипованной резины в рамках борьбы с колейностью: он намеревался запретить использовать ее летом или ввести соответствующий налог для водителей. В 2010 году „Единая Россия“ подготовила законопроект со штрафами за применение шин, не соответствующих сезону, но документ был отклонен.
В 2013 году были разработаны два похожих законопроекта: один внесен законодательным собранием Санкт-Петербурга (его готовил депутат Виталий Милонов), другой — сенаторами Владимиром Федоровым (бывший глава ГАИ РФ) и Сергеем Катанандовым. Общая суть инициатив: запрет применения резины, не соответствующей времени года. Господин Милонов, в частности, предложил Белому дому установить список регионов, где зимние шины (с шипами или без) обязательны к использованию для владельцев легковых авто с 1 декабря по 28 февраля. При этом право использовать шипы закрепляется лишь с 1 ноября по 31 марта — в остальное время на них действует запрет. Штраф за нарушение правил — 5 тыс. руб.
Сенаторы, в свою очередь, предложили регионам самостоятельно установить даты начала и окончания сезона, когда запрещено ездить на летней резине. Штраф за нарушение правил — 1 тыс. руб. Кроме того, авторы предложили разрешить страховщикам предъявлять регрессный иск водителю, который попал в ДТП зимой на летней резине.
Вчера Госдума оба законопроекта отклонила. В своем выступлении член комитета по транспорту Валерий Зубов сослался на техрегламент Евразийской экономической комиссии „О безопасности колесных транспортных средств“, который вступает в силу в России с 2015 года. В нем сказано, что „эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими установленным требованиям в зимний период (декабрь, январь, февраль)“ запрещена. При этом шины с шипами запрещены с июня по август. „Гораздо эффективнее разъяснять начинающим водителям особенности зимней резины. Профессионал сам должен решать, поскольку в случае аварии достанется прежде всего ему“,-- заявил господин Зубов.
Отметим, что требования техрегламента, который упомянул господин Зубов, должны быть зафиксированы в приложении к ПДД „Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации“. С 1 сентября штраф за нарушение этих требований был увеличен до 500 руб. Но на данный момент правила применения зимней резины в документе отсутствуют.