Во Франции завершилась одна из крупнейших мировых оружейных выставок Eurosatory-2014
Впервые мы привезли на подобный салон инженерные роботизированные комплексы, которые катались недалеко от стенда Ковровского электромеханического завода, который их и показывал. Один раз даже произошел настоящий поединок между небольшим роботом специального назначения и боевой машиной огневой поддержки "Терминатор". По размерами они были почти равны, и их игривое бодание собрало довольно много зрителей.
Центральный НИИ точного машиностроения впервые устроил мировую презентацию боевой экипировки солдата будущего, которая создается по теме "Ратник". Показ произвел впечатление на специалистов. Оказалось, что бронезащита нашего воина будет понадежнее американского и легче. Разработчики со всех стран подходили к выставленной бронепластине, на которой с одной стороны зияли входные пулевые отверстия, а с другой - ни одной дырки. Стреляли по пластине из винтовки СВД с расстояния десять метров бронебойно-зажигательными пулями десять раз. По словам экспертов, такую плотность огня не может выдержать ни один зарубежный материал - он будет просто разорван.
Кстати сказать, модернизацией советско-российской бронетехники, эксплуатирующейся за рубежом, в мире занимаются очень активно. Не так уж и давно из уст высокопоставленных военных родного Минобороны раздавалась настоящая хула в адрес своих же бронетранспортеров, боевых машин пехоты и даже танков. Мол, все, что имеется сейчас в арсеналах давно устарело, требует немедленного списания и переплавки. А вот одна из британских компаний, специализирующаяся на модернизации любой бронетехники, провела полный апгрейд БТР-80. У машины срезали верхнюю броню и сделали новую крышу, что позволило установить более мощное вооружение в абсолютно новой башне. Поменяли всю начинку машины. Усилили бронезащиту. И БТР-80 стал смотреться совсем иначе - более грозно и современно. Причем не только смотреться, возросли его боевые характеристики. Интересно, что эти бронетранспортеры популярны в мире не меньше танков Т-72, и расчетливые британцы не зря выставили на "Евросатори-2014" свою версию БТР-80.
Словаки провели полную модернизацию БМП-2. Внешне машина, названная почему-то "Шакал", изменилась полностью. Узнать основу даже специалисты могут лишь по сохранившейся ходовой части, которая почти вся закрыта защитным экраном. А израильтяне на базе БМП-2 совместно с чехами создали уже свою версию BMP-M2-EXCALIBUR и тоже показали ее на выставке. Получилась очень интересная боевая машина пехоты, мало похожая на оригинал.
Израильская экспозиция была одной из самых интересных. Внимание привлекли новая патрульная машина COMBATGUARD, имевшая какой-то пугающе-футуристический вид, и патрульная машина-робот. В Израиле давно выпускают одни из лучших беспилотников, делают небольшие роботизированные патрульные катера, теперь вот создали и робот-автомобиль.
CombatGuard представляет собой модульный автомобиль, что позволяет менять его модификацию под конкретные задачи — боевые или для боевого обеспечения, например, переходя к модификации "разведка", "командная", "поддержка коммуникаций" и другие.
Шеститонная бронемашина, оснащенная дизельным двигателем 300 л.с., может нести 1,2 тонны полезной нагрузки. Максимальная скорость по шоссе — 150 км/ч. Уверенное передвижение по бездорожью обеспечивают кастомизируемые 54-дюймовые колеса.
Международная компания STREIT GROUP со штаб-квартирой в Канаде специализируется на производстве хорошо защищенной колесной бронетехники различного назначения. На салоне "Евросатори-2014" эта компания показала две интересные новинки. Бронеавтомобиль WARRIOR, оснащенный белорусским противотанковым ракетным комплексом "Шершень-Д". И бронеавтомобиль VARAN c украинским боевым модулем "Сармат". Представители STREIT GROUP заявили, что уже имеют заказы на поставки этих машин, правда, не уточнили, куда. Если украинский модуль "Сармат" выбран, скорее, из политических соображений, то белорусский - исключительно по высоким боевым характеристикам и относительно низкой стоимости.
Руководство концерна «Калашников» – крупнейшего российского производителя боевого автоматического и снайперского оружия, управляемых артиллерийских снарядов – считает выставку во Франции одной из наиболее удобных площадок для демонстрации продукции и проведения переговоров с потенциальными покупателями и деловыми партнерами. «Калашников» планирует провести встречи с представителями стран Европы, Ближнего Востока и Северной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии.
Постоянных участников салонов "Евросатори" удивили немцы. Они показали ряд интересных модернизационных проектов хорошо зарекомендовавшей себя бронетехники, в том числе танк MBT Revolution, который переименовали в MBT Evolution. Несколько лет назад "революционный танк" стал сенсацией "Евросатори". Но при ближайшем рассмотрении он оказался не таким уж и революционным. Скорее, это была максимально затюнингованная версия "Леопарда-2". Так что превращение "революции" в "эволюцию" более соответствует сути бронетанкового модернизационного проекта.
Также была представлена 155-мм пушка на колесном шасси.
и BOXER – одна из лучших колесных бронемашин в мире.
Итальянцы выставили новые версии колесных боевых машин различного назначения. На "Евросатори-2012" начальнику Генштаба Российской армии Николаю Макарову приглянулся итальянский колесный танк "Кентавр". Настолько приглянулся, что было достигнуто соглашение об испытании тяжелых колесных бронемашин в условиях России на предмет их дальнейшего приобретения. Итальянцы к столь заманчивому предложению отнеслись как-то легкомысленно и отправили на испытания "Кентавры", созданные для климатических условий Африки. Пока улаживали все формальности, пока доставляли машины из Италии в Россию, у нас наступила зима, и ударили морозы. "Кентавры", рассчитанные на африканскую жару, элементарно замерзли. Испытания провалились, а тут и Макарова вместе с Сердюковым отправили в отставку. В этот раз высокопоставленные армейские чиновники из России на выставку не приезжали, поэтому предложений по испытаниям и закупкам какой-то зарубежной бронетехники не выдвигалось - просто некому было.
Итальянская автоматическая 76-мм пушка OTO Melara на колесном шасси
На всех выставках "Евросатори", в том числе, и на прошедшей, специалистам-оборонщикам было что увидеть и оценить. И в этой связи хотелось бы сделать одно замечание. Много говорится о поднятии престижа профессии инженера и конструктора. И раз так сложилось, что санкции закрыли путь в Париж многим начальникам, можно было бы отправить на оружейный салон вместо них молодых специалистов из той же Тулы или Нижнего Тагила, из других городов, где есть предприятия оборонки. Вот китайцы возят на подобные салоны толпы молодых людей с фотоаппаратами и видеокамерами, которые снимают военно-технические новинки со всех возможных ракурсов. Надо думать, не для того, чтобы разместить собственные "фотошедевры" в социальных сетях. У нас же, наверное, отправка молодого конструктора во Францию считается непозволительной роскошью и баловством. Вспомним историю. Совсем небогатый еще Советский Союз находил в тридцатые годы деньги для отправки на учебу и стажировку в ведущие западные военно-промышленные корпорации совсем молодых технических специалистов. Тогда это считалось очень правильным вложением очень ограниченных валютных резервов. А сейчас?
В июле состоится крупнейший международный авиасалон в Фарнборо. Российские авиастроители готовятся к нему очень тщательно. Ведь в авиастроении наша кооперация с ведущими мировыми производителями авиатехники и двигателей уже сложилась и продолжает расширяться. Будем надеяться, что никакие санкции нам не помешают показать свой авиационный товар в лучшем виде. А в Париже осенью пройдет международный военно-морской салон, на котором станет окончательно ясно, будем мы развивать совместные военно-морские проекты с Европой или нет. Как говорится, поживем - увидим.
Executor, компиляция