Старооскольский городской суд решил, что МУП «Теплоэнерго», являясь ресурсоснабжающей организацией и не являясь управляющей организацией, не имеет права и законных оснований направлять ответчикам ежемесячно платежные документы (квитанции) для оплаты отопления и горячего водоснабжения и соответственно требовать от ответчиков оплаты за отопление и горячее водоснабжение.
Из-за отсутствия счетчиков, которые должны быть установлены в обязательном порядке во всех квартирах, старооскольцы переплачивают за коммунальные услуги по 300%. Так считает майор юстиции в отставке Виктор Иванович Сафонов, который свои права не побоялся отстоять в суде.
В соответствии с 1 и 3 этапами реализации концепции реформы ЖКХ, введённой в действие указом президента РФ № 425 от 28.04.1992 года, с 1997 года все дома-новостройки, реконструированное и капитально отремонтированное жильё должны быть оборудованы индивидуальными приборами учёта горячего водоснабжения, газа, холодного водоснабжения, отопления и других энергоресурсов. Причем за счёт строительных фирм (дома-новостройки) и владельцев реконструированного и капитально отремонтированного жилья. А в период с 2001 по 2003 год - все остальные дома за счёт муниципальных властей (согласно ч.4 ст.15 «два прим.» закона № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики от 24.12.1992 года в последующих редакциях).
Данные приборы учёта энергоресурсов (в том числе и индивидуальные приборы учёта отопления) относятся к техническим средствам дома, которые обеспечивают соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также их прав потребителей коммунальных услуг по ГВС (горячее водоснабжение), ХВС (холодное водоснабжение), тепловой энергии, электроэнергии. Все эти права отнесены Гражданским кодексом РФ к гражданским правам.
Наличие этих технических средств обеспечивает надлежащее техническое состояние многоквартирного дома. Таким образом, отсутствие указанных выше обязательных индивидуальных приборов учёта энергоресурсов является нарушением гражданских прав собственников помещений в многоквартирном доме.
Наличие данных приборов является обязательным в соответствии с указанными выше правоустанавливающими документами. А в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 148 ЖК в обязанности правления ТСЖ входит соблюдение товариществом требований законодательства, в соответствии с которым приобретение, установка этих приборов обязательны и должны проводиться не за счёт собственников помещений в многоквартирном доме. Средства на приобретение и установку указанных выше приборов учёта ГВС и ХВС уже внесены жильцами в числе платы за содержание и ремонт.
Поскольку большинство домов в Старом Осколе эксплуатируется без индивидуальных приборов учёта коммунальных и энергоресурсов, жильцы вынуждены оплачивать коммунальные услуги по ГВС, ХВС, канализации в соответствии с установленными действующими нормативами. А именно: а) 0, 05 Гкал/куб. м ГВС при 100 л ГВС на 1 человека в день, что составляет 09,00 куб/мес.; б) 250 л ХВС на 1 человека в день, что составляет 22,5 куб м/месяц; в) канализация - 31,5 куб м/месяц.
Но в соответствии с требованиями ст.157 ЖК РФ постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 с 1 июня 2006 года были введены в действие обязательные для исполнения на всей территории РФ новые Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Данными Правилами были введены в действие формулы расчёта нормативов ХВС и ГВС, а также нормы расхода и средняя температура холодной и горячей воды на 1 процедуру на 1 человека, которые должны использоваться при установлении указанных выше нормативов. При этом на величину нормативов непосредственное влияние оказывает коэффициент L, указывающий на количество этажей в доме. При коэффициенте L=12 (двенадцатиэтажный дом) указанные нормативы будут выше, чем при коэффициенте L=9 (девятиэтажный дом).
В соответствии с ч.2 ст. 115 Конституции РФ все постановления Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ, однако, по словам Виктора Ивановича Сафонова, в Старооскольском городском округе не произвели перерасчет нормативов, что представляет собой нарушение требований Конституции РФ, конституционных прав, гражданских прав и прав потребителей. В результате, как говорит майор юстиции, около трёх лет переплата по ГВС, ХВС и канализации ежемесячно составляет 300-400 процентов.
Виктор Иванович Сафонов подсчитал разницу и привел примеры. Общий норматив потребления ГВС на семью из трёх человек в девятиэтажном доме в месяц составляет 9,0 куб. м (в соответствии же с новыми правилами должен составлять всего 2,595 куб. м). Общий норматив ХВС на семью из трёх человек в девятиэтажном доме в месяц составляет 22,5 куб м (по новым правилам - 5,853 куб. м). Общий объём потребляемой горячей и холодной воды в месяц на семью из трёх человек в девятиэтажном доме составляет 31,5 куб. м (по новым правилам - 8,448 куб м).
Кроме указанного, по словам В.И. Сафонова, завышена стоимость 1 куб. м горячей воды. В Старом Осколе установлен норматив затрат тепловой энергии на нагрев 1 куб. м горячей воды до температуры 50 градусов в 0,05 Гкал. В то время, как фактически затрачивается 0,04 Гкал/ куб. м. Таким образом при стоимости 1 Гкал тепловой энергии в 801,18 руб. стоимость 1 куб. м горячего водоснабжения составляет 32,05 руб., а не 40,33 руб., как сейчас. При этом и эта сумма завышена: при нормативе в 0,05 Гкал/куб. м и цене в 801,18 руб. за 1 Гкал стоимость составляет 40,06 рубля, а не 40,33 руб., как установлено в Старом Осколе.
Жильцы должны оплачивать все коммунальные услуги только своей управляющей компании или организации, с которой заключен прямой договор. Поэтому староосколец Виктор Иванович Сафонов отказался платить деньги компании «Теплоэнерго», которая присылает свои квитанции на оплату тепла и воды, и после того, как его объявили неплательщиком, обратился в суд. И выиграл заседание.
В сентябре 2008 года Старооскольский городской суд решил, что МУП «Теплоэнерго», являясь ресурсоснабжающей организацией и не являясь управляющей организацией, не имеет права и законных оснований направлять ответчикам ежемесячно платежные документы (квитанции) для оплаты отопления и горячего водоснабжения и соответственно требовать от ответчиков оплаты за отопление и горячее водоснабжение.
Еще 11 апреля 2007 года прокуратура Белгорода вынесла предписание в отношении двух управляющих компаний о недопустимости включения в счета-квитанции на оплату жилья платы за капитальный ремонт.
Новый Жилищный кодекс РФ предусматривает, что каждый собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на его содержание путем внесения платы за ремонт. Однако решение об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома должно приниматься общим собранием собственников жилья.
Как подтвердила прокуратура, управляющая организация не вправе самовольно выставлять оплату за капремонт в счета-квитанции. Она должна на общем собрании предоставлять предложения о сроке начала капремонта и порядке его финансирования. И только после этого соответствующая графа может появиться в квитанции.
Прокуратура Белгорода потребовала от управляющих компаний, чтобы был сделан перерасчет оплаты и незаконно взимаемые деньги были возвращены жильцам.
В Старом Осколе же ссылаются на статью 158 Жилищного кодекса РФ, и считают, что в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не установили размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, то он устанавливается органом местного самоуправления.
Получается, что на капитальный ремонт «скинулись» все старооскольцы, а ремонт произвели далеко не во всех домах. Теперь же, после расформирования МУП УК ОЖКХ, деньги вряд ли получится вернуть.