Около 30 трудных подростков в возрасте от 14 до 16 лет посетили старооскольский следственный изолятор. Эта «экскурсия» должна, по замыслу организаторов, дать понять детям, что их ждет в случае нарушения закона. Несмотря на тяжесть такого просмотра, на мой взгляд, необходимость его очевидна.
Так уж получилось, что в раннем детстве я сам попал «в дурную компанию». Район у нас был такой, там или со всеми или на улицу хоть вообще не выходи. Нельзя сказать чтоб оказался замешан в чем-то крупном, но был, как говорится, на подхвате. И только после того как часть нашей компании попала за решетку и я увидел где и в каких условиях они находятся - я пересмотрел свои взгляды на «блатную романтику». Хорошо еще что вовремя. Как я узнал уже через много лет из тех ребят, что тогда «тусовались» с нами только трое успели вырваться из этого мира вовремя.
В то время я был не совершеннолетним и даже за серьезный проступок почти ничем не рисковал. Именно поэтому до сих пор малолетние преступники чувствуют себя в безопасности – они знают что платить за их «шутки» будут родители (если только на месте никто не поймает да ноги не повырывает нафиг). Не зная о том, что их ждет, они верят блатным напевам старших и «бывалых» ребят, считая тюрьму «школой жизни». От этой неверной оценки помогает ТОЛЬКО шоковая терапия.
В старооскольском социально-ориентированном проекте «Выбор» розовых очков не предлагают. Там дают подросткам самим выбирать то, что их ждет. Дают возможность сравнить два мира (грязный и светлый) наглядно. Показывают примеры и общаются. И это действует.
За шесть лет существования проекта почти 180 трудных подростков стали его участниками. Каждый – выпускник девятого класса. Этот возраст подобран не зря – начинается «утяжеление» ответственности. Все они состояли на учете в школе или комиссии по делам не совершеннолетних и защите их прав. Кроме таких «шоковых» экскурсий с ребятами работают психологи, сотрудники УВД. Детям помогают в самоопределении, выясняют склонности к профессиям, занимаются по специальной программе. А в заключении представители старооскольских техникумов демонстрируют участникам свои учебные заведения. По ходу занятий, подросткам дают специальные задания, за которые они получают баллы. По их результатам и определяется победитель.
Алексей Деменко по материалам СМИ специально для портала Кавиком.ру.
Справка:
Место апробации проекта - Центр развития творчества детей и юношества № 2.
Разработчик и руководитель проекта – Богданова Надежда Дмитриевна, заместитель директора Центра.
Цель проекта – формирование у подростков социальных навыков поведения и установок на самостоятельный позитивный выбор жизненных ценностей.