К Дню города по сложившейся традиции школьники пишут сочинение на тему с вариациями «Любимый город Старый Оскол».
Скорее всего, это уже не традиция, а ностальгия по старым временам, когда все было незыблемо и устойчиво, в том числе идеология и пропаганда. На первый взгляд тема достойна пера молодежи, но только на первый взгляд.
Не успев отойти от долгих летних каникул, втянуться в школьные будни, ребенок еще живет свободой, а ему бабах по голове! И начинаются трагедии.
Как я выяснил у знакомых педагогов, в разных школах города много лет назад таковые опусы писали избранные ученики или целые классы. Лучшее - выносилось на обозрение общественности и прямым путем уходило на конкурсы. Такая форма «любви» до поры до времени всех устраивала. Но перестройка, как известно, состояние перманентное и уж чего-чего, а образования касается не в последнюю очередь. Не знаю где как, но в передовом во всех отношениях Старом Осколе задумались, и пришли к выводу, что патриотизма явно не хватает, надо сделать его, патриотизм, массовым движением. Что из этого получается, сейчас узнаем.
Одна родительница рассказала мне, что ее дочь плакала, не зная что писать и, сказавшись больной, не пошла в школу. Другая - сообщила о том, что ее дети «скатали» сочинение, тоже не зная о чем писать. Дальше опрашивать я никого не стал, было ясно, что картина вырисовывалась однобокой. Ах, чуть было не промахнулся! 21 век внес серьезные коррективы в способы подачи информации. Детей предупредили, что сочинения можно принести на любом носителе: «Можете распечатать, принести дискету или флешку, если что не так мы поправим». Однако!
Продолжим мысль дальше. Заставляя, подчеркиваю, заставляя детей писать
сочинения подобного рода, наша педагогика не «есть оригинальна». Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что – так это называется. Как мне представляется, такие темы обязательно должны содержать как минимум историческое начало или вкрапление, статус и взгляд на сегодняшний день. Способен ли ученик пятого-шестого и других классов осмыслить даже с предварительной подготовкой данную тему. Или он должен опираться на то, что преподносят газеты, телевидение и о чем говорят взрослые. Другими словами врать?
А что же психика и мораль? Или мы учим массово изворачиваться в угоду потребностям Наробраза? А если ребенок или папа с мамой не любят Старый Оскол! Что тогда? Ничего! Слезки высохнут, школа когда-то закончится, а приспособленчество останется на всю жизнь. И это только маленький пример из сотен тем, в которых ученик испытывает насилие, не запланированное истинной педагогикой.
Для взрослых дядей и тетей существуют другие способы давления на психику, типа «Здравствуй, Родная Белгородчина», когда, не спросив меня, за меня расписываются. Да я не против лозунгов, поймите, только разумных, с которыми согласится большинство. Предполагаемые ответы я угадываю, но очень хочу послушать партнеров о том, как они видят, слышат и ощущают «Красный пояс».