Президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству и Госдуме срочно доработать и принять в первом чтении проекты федеральных законов, направленных на совершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду.
По укрупненным блокам показателей инвестиционную привлекательность города (и региона) определяют его экономический потенциал, интегральный инвестиционный риск и качество жизни населения. Риски потерь инвестиций и прибылей определяются группой частных рисков, включая наиболее опасные для российской действительности - финансовый, криминальный и экологический риски.
Экология существенно определяет качество жизни в городе или регионе.
В список 20 самых загрязненных по воздуху городов за счет стационарных источников России входят: Норильск - 1923,9 тыс. тонн; Череповец - 333,3; Новокузнецк - 301,1; Липецк - 299,1; Магнитогорск - 231,9; Ангарск - 207,4; Омск - 198,2; Орск - 165,8; Красноярск - 148,6; Уфа - 134,1; Челябинск - 117,8; Братск - 116,2; Нижний Тагил - 113,8; Междуреченск - 113,7; Астрахань - 113,0; Новосибирск - 101,7; Новочеркасск - 90,7; Ленинск-Кузнецкий - 89,8; Старый Оскол - 73,5; Северодвинск - 69,0.
Поражает загрязненностью своего воздуха самый богатый в России город Норильск. Отгруженная продукция промышленности города составила в 2010 году 1839,9 тыс. руб. на жителя - первое место среди городов России.
Экологию и охрану окружающей среды в целом финансируют в основном из областных бюджетов региональные власти. Инвестиции в экологию городов составляют незначительные суммы (к примеру, у Воронежа - 25,6 млн руб.; у Белгорода - 10,1; у Липецка - 6,9), которых недостаточно даже для организации на современном уровне простой переработки отходов и мусора (эффективного сжигания), а не то чтобы для финансирования строительства современных экологически чистых предприятий по утилизации отходов.
Статистические данные объективно показывают, что экология и охрана природы финансируются крайне недостаточно, особенно на фоне растущих нефтегазовых доходов. Например, чистый по воздуху Воронеж имеет непригодную для питья воду и полигон для переработки мусора с отсталыми технологиями и давно истекшим сроком эксплуатации, а 22,8% оставляемых ему на жизнь налогов с его территории не хватает даже на затыкание текущих дыр. В то же время инвестиции Воронежской области в основной капитал всей экологической отрасли в 2010 году составили всего лишь 196,9 млн руб., что в 10-15 раз меньше инвестиций областей из первой двадцатки регионов.
Экологию городов и регионов недооценивают не только власти, но и рейтинговые агентства. Например, Липецкая область по рейтингам "Эксперт-РА" с таким флагманом, как город Липецк (75% налогов региона), в котором сложно дышать, устойчиво занимает три последние года первое место по минимальности интегрального инвестиционного риска, который включает в качестве частного риска в том числе экологический риск.
Выходит, что многие крупные и средние города России не только бюджетно бедны за счет перевода в другие бюджеты основной части налогов с их территорий, не только имеют изношенные инфраструктуры, дороги, ЖКХ, инженерные сети и основные фонды независимо от того, как они работают. Но и остаются инвестиционно непривлекательными по своей экологии и качеству жизни, в частности из-за опасного для здоровья загрязнения предприятиями воздуха. Решаются все эти проблемы простым и самым естественным образом - увеличением доли городов в налогах с их территорий до 40-50%. И пусть города вновь обретут собственные финансовые ресурсы (как это было до бюджетных реформ) хотя бы для соучастия в собственном обустройстве, включая решение экологических проблем.
По статье Юрия Корчагина, директор Центра исследований региональной экономики.
"Российская Бизнес-газета" №806 (24) 19.07.2011