Когда, наконец, сделают дороги в микрорайоне ИЖС Северный, и каким станет проспект Угарова после реконструкции? Какой толщины делают дорожное покрытие? Отслеживают ли старооскольские дорожники интернет-проект «Росяма»? Сколько миллионов рублей будет потрачено в этом году на строительство и ремонт старооскольских дорог? На что уйдут эти деньги?
Представители старооскольских дорожных организаций (МУП «Оскольские дороги» и филиала «Белдорстроя») ответили на все эти вопросы!
Сколько вешать в граммах?
В общей сложности на все работы по строительству и ремонту дорог в округе в этом году дорожники планируют освоить около миллиарда рублей. Это деньги из бюджетов разных уровней: от местного до федерального. Есть даже средства «Единой России»: 100 миллионов рублей. Из них бОльшая часть уйдет на капитальный ремонт участков уличных автотрасс: Крутикова, Щепкина, Наседкина, Комсомольской, а также Комсомольского проспекта, дороги-дублера магистрали 1-1 и продолжение трассы 10-10. Оставшиеся 30-34 миллиона пойдут на ремонт внутридворовых территорий: в микрорайонах Интернациональный (три дома), Олимпийский (район домов №№1, 13), Жукова (№№ 1, 2, 3,4, 7, 8, 9). Добавят к этому и средства местного бюджета - по заказу Управления капитального строительства администрации округа дорожники отремонтируют внутридворовую территорию у дома №56 в микрорайоне Олимпийский и часть территорий микрорайона Горняк. Все эти работы уже выполнены в среднем на 50%. А до конца сезона времени еще предостаточно - все работы с асфальтобетоном необходимо завершить до октября.
У МУП «Оскольские дороги» в планах на этот год строительство порядка 37 километров дорог с твердым покрытием на 80 улицах и переулках Оскола (в основном частный сектор), а также 41 километра на сельской территории, не имеющей дорог с твердым покрытием (села Владимировка, Городище, Дмитриевка, Знаменка, Потудань, Сорокино, Долгая Поляна). Строить будут, как обычно, - днем, без перерывов даже в часы пик. По словам руководства организации прокладывать дороги по тому же графику, как в Москве (т. е. ночью) они не имеют возможности (установка мощных прожекторов обходится слишком дорого, а без них качество работы будет ниже плинтуса). Так что автовладельцам они советуют потерпеть. Участки дороги с самым интенсивным движением они уже сделали, остались малопопулярные.
На коттеджи - по щебенке!
Асфальтобетоном в этом году собираются покрыть только 11 километров подъездов к ИЖС Маришкин Лог (продолжение магистрали 7-7 и 13-13). Остальные подъездные дороги (к ИЖС микрорайонов Северный, Пушкарская дача и Казацкий) пока вымостят щебнем на 50 километров, чтобы машины со стройматериалами не разбили дорогу в первый же год после постройки. На это выделено 139 миллионов рублей.
Асфальтобетонное покрытие на этих участках обещают выложить только после того, как процент застройки микрорайона будет не менее 70. Впрочем, микрорайонам ИЖС Северный и Сосенки повезло - часть их дорог все же получит твердое покрытие. Только не асфальтное, а бетонное (грунт перемешают с цементом и уплотнят). Этот метод называется «холодное рециклирование», он позволяет получить недорогое твердое покрытие, которое в будущем должно послужить основанием для асфальтобетонного. Работы будет выполнять «Белдорстрой». Его работникам предстоит выстелить 30 километров такого полотна, освоив 39 миллионов рублей.
140 миллионов на полдороги
Смета на реконструкцию проспекта Угарова сейчас находится на экспертизе. За 140 миллионов рублей дорожники выстелят новое покрытие на площади в 116 тысяч квадратных метров, заменив 19 километров бордюрного камня. Дорога будет трехслойной: выравнивающий слой, нижний (крупнозернистый асфальтобетон в 6 сантиметров) и верхний (щебеночно-мастичный асфальтобетон в 4 сантиметра). Это нормальная толщина, для примера - при реконструкции дороги по проспекту Комсомольский верхний слой составлял 6 сантиметров (допуск отклонения - полсантиметра), а нижний не предусматривался.
К сожалению, выделенных средств хватит только на ремонт дороги от стелы на въезде в Оскол со стороны ОЭМК (район Стройдепо) до железнодорожного моста в районе трамвайного депо. Власти надеются, что оставшуюся до комбината часть трассы областные чиновники включат в губернаторскую программу, по которой в области до 2017 года планируется проложить 700 километров дорог первой категории.
Бульдозеры с лазерами и GPS
Свою технику дорожники постепенно, но обновляют. Муниципальная служба с помощью местных властей приобрела в прошлом году пару катков, а за прибыль, полученную в этом году, надеются купить асфальтоукладчик и новый завод по производству асфальтобетонной смеси. У частного «Белдорстроя» положение получше: за счет средств собственника приобретены три бульдозера и три автогрейдера американской фирмы «John Deere» с системой нивелирования, а также три комплекта GPS-навигации и роботизированные тахиометры, работающие по лазерному наведению. Таким образом отметки подстилающего слоя и щебоснования теперь будут выстраиваться не «на глазок», а с помощью умной техники, исключающей негативное воздействие человеческого фактора. Кроме того, начиная с 2008 года, специалисты этой фирмы осваивают выпуск и укладку нового вида асфальтобетона: щебеночно-мастичного. Это высокопрочный и износоустойчивый материал с бОльшим (чем обычно) процентом содержания гранитного щебня и битума. Впервые он был применен при строительстве трассы от Губкина до Старого Оскола и результат, как говорится, налицо. Хотя без заделки швов все равно не обходится. По словам дорожников сегодня не существует технологии, позволяющей дороге не пойти трещинами после трех лет использования. И зачастую именно этот срок гарантии строители дают на свою работу. Хотя и есть в России фирма, которая дает семь лет гарантии, но она работает со своими материалами, которые добывает на карьерах Карелии. Для старооскольских дорожников это будет нерентабельно - они сейчас стараются использовать недорогие и географически близкие материалы: МУП «Оскольские дороги» работают с щебнем из Лебединского карьера, а «Белдорстрой» - с украинским гранитом.
«Не обижайте дорожников!»
Сегодня сложилась такая ситуация, когда дорогу строит одна организация, а обслуживает другая. Чтобы исправить такое положение дел российские власти предлагают передавать дорогу на обслуживание тем, кто ее строил. Но старооскольские дорожники видят в этом проблему. Например, тот же «Белдорстрой» занимается строительством дорог даже в Ростовской области, и как следить за этой дорогой - непонятно. Ведь трассу нужно убирать от мусора и снега, латать, красить, косить траву по обочинам. Таким образом эти расходы придется изначально закладывать в цену дороги, а она и так немаленькая. Хотя сами дорожники говорят, что доходы у них небольшие. Мол, смета составляется в начале года, а пока ее выполняешь - расходы возрастают раза в полтора-два.
- Дорожника может обидеть каждый, кому не лень. Все знают как строить; все знают, где ямы. А на нас только шишки сыпятся. И мусор, причем в прямом смысле. Люди, без зазрения совести, выбрасывают пустые бутылки и банки прямо из окон машин. Порой специально метясь в дорожных работников со словами: «Вам за это платят, вы и убирайте!». Вот мы сейчас строим дорогу в районе Корочи, там уже несколько подобных случаев было, - возмущается Олег Сапрыкин, директор старооскольского филиала ООО «Белдорстрой».
Кстати, на вопросы по поводу ям, старооскольские дорожники отвечать не любят. По их словам они - всего лишь исполнители, которые получают заказ от Управления капитального строительства администрации округа или от Управления автомобильных дорог Белгородской области. Содержанием магистралей они не занимаются (за исключением трассы до комбината) и ямочный ремонт бесплатно не делают. Поэтому и мониторить сайт «Росяма» нужды не видят: пусть, мол, этим занимается ГИБДД. Это их работа писать в органы власти представления о ремонте того или иного участка дороги. Хотя, что касается дорог, которые находятся в их ведении, они готовы принимать фотографии и описания существующих ям. Правда, где взять список этих дорог, и на какой адрес отправлять фотографии - так и осталось загадкой.
Дема, специально для kavicom.ru.