Дождевой червь способен вернуть плодородие нашим скудеющим чернозёмам за короткое время. В этом убеждён заслуженный агроном РФ, победитель Всероссийского конкурса имени В.И. Вернадского, обладатель приза и сертификата «Биотехнологии XXI века» Алексей Лукьянов. К такому выводу Алексей Никитович пришёл в результате многолетней работы и размышлений о повышении плодородия почвы.
Когда в России ещё и речи не было об отказе от традиционной обработки пашни, от применения минеральных удобрений и ядохимикатов, ивнянский агроном искал способ сделать землю более питательной за счёт ресурсов самой природы. И, по мнению Алексея Лукьянова, он его нашёл.
Живучие, потому что сытые
Свои идеи при помощи заместителя главы администрации Ивнянского района по развитию сельских территорий и координации проектной деятельности Александра Бабанина и начальника отдела по развитию сельских территорий и координации проектной деятельности Михаила Шаповалова он оформил в проект, где обосновал огромную пользу дождевых червей, микро- и макроорганизмов, многолетних и однолетних трав, а также навоза в земледелии. В принципе, Алексей Никитович в своей работе не открыл Америки, эти помощники крестьян известны давно, но «химизация» настолько полюбилась и упростила жизнь аграриям, что они не торопятся брать их на вооружение. Александр Бабанин говорит, что некоторые новые собственники земли не заботятся о её сохранении, их цель - выжать из пашни все соки, получить максимум прибыли, а дальше, как говорится, хоть трава не расти. К счастью, законы землепользования становятся жёстче, и за такое потребительское отношение можно теперь и бизнеса лишиться. Поэтому хочешь не хочешь, а биологизацию земледелия принять придётся всем, кто занимается сельским хозяйством.
Что предлагает Алексей Лукьянов? Во-первых, создавать биофабрики для переработки навоза от птицеводческих и животноводческих комплексов дождевыми червями. Агроном в результате собственных опытов доказал, что эти черви способны производить биогумус не только в тёплое время года, но и зимой. Мне довелось их увидеть собственными глазами. На заднем дворе у Алексея Никитовича, как у каждого сельского жителя, есть навозная куча. Только отличается она от обычной своей небольшой высотой. Скотину на этом подворье не держат, потому соорудил свою «биофабрику» агроном из куриного помёта с добавлением дефеката в соотношении примерно 80:20. Копнув лопатой сантиметров на двадцать, Алексей Никитович показал: под снегом кипит жизнь. На лопате копошился клубок дождевых червей. Зрелище не для слабонервных, но только не для старого агронома. Он-то знает цену этим труженикам. Что интересно, поэкспериментировав, Лукьянов выяснил, навоз, «сдобренный» дефекатом, способствует увеличению количества дождевых червей.
Как в любой компостной куче, здесь масса не должна слёживаться, чтобы не начались гнилостные процессы. Если червям постоянно подсыпать «корм», то за год они способны переработать 1000 тонн навоза в 500-600 тонн биогумуса. Алексей Никитович подсчитал, что себестоимость одного килограмма биогумуса, - один рубль, то есть в 10-15 раз дешевле минеральных удобрений. Уже не говоря о вреде, который наносит почве неумеренное использование химии.
Известный белгородский агроном Виталий Гридчин в своей книге «Биотехнологии в земледелии» также подтверждает огромную пользу дождевых червей. Он пишет:
«Влияние дождевых червей (вермикультуры) на повышение почвенного плодородия проявляется в процессе переваривания или утилизации всех растительных остатков в кишечнике червей, где формируются гумусные вещества, существенно отличающиеся по химическому составу от гумуса, который образуется в почве при участии только микрофлоры. В их кишечнике происходит процесс полимеризации продуктов распада органических веществ и формируются молекулы гуминовых кислот. Эти молекулы образуют соединения с минеральными компонентами, сохраняющиеся длительное время (до 10 лет). При переработке дождевыми червями 1 тонны сухих растительных остатков получается 600 килограммов сухого гранулированного удобрения с содержанием от 20 до 40 процентов гумуса, в котором имеются все микроэлементы, необходимые растениям. (Кстати, при переработке этой массы микроорганизмами питательные вещества составляют всего 1/10). Остальные 400 килограммов органических веществ трансформируются в 100 кг полноценного белка в виде биомассы живых червей. В состав этой биомассы входят многочисленные ферменты, витамины, микроэлементы».
Полевые опыты показали: обработка одного гектара посевов сахарной свёклы 10 килограммами жидкого биогумуса дала прирост урожая на 30 процентов и увеличение сахара на 1,5 процента. Если внести три тонны нерастворённого биогумуса (в виде гранул) под сахарную свёклу, то она даст прибавку в весе 40 процентов с гектара, а сахара - два процента.
По мнению Лукьянова, переработка дождевыми червями навоза, в огромных количествах образующегося на животноводческих комплексах, могла бы избавить нашу область ещё от одной проблемы - неприятных запахов.
Вот только возникает вопрос: если на Белгородчине задуманы и уже сделаны первые шаги по переработке навоза на биогазовых станциях, то не возникнет ли тут конкуренция из-за сырья? Ивнянский агроном считает, что нет, поскольку предлагаемый им вариант вполне может дополнять идею энергетиков. Дело в том, что навоз, переработанный в биогазовой установке и вывезенный на поля, по словам Алексея Никитовича, не даст большого эффекта. А вот если отходы этих станций пропустить через дождевого червя, то получится ценнейшее вещество для почвы.
Кстати, такую «биофабрику» можно соорудить на любом частном подворье. Главные условия - куча не должна быть высокой (не более 50 сантиметров) и плотной. И самое важное - черви должны быть всегда сытыми, то есть, как только они переработают один участок, им нужно дать свежий «корм», и они переползут на новое место. Эти «работники» практически всеядны, им подойдут любые органические отходы, особенно, если к ним добавить дефекат. Свой биогумус избавит владельцев частных домов и дачников от покупки дорогих химических удобрений. В Ивне уже многие хозяева удобряют огороды по методу Лукьянова.
Укроем землю травами
Есть такие пугающие данные: за два последних века на планете из 7,5 миллиарда гектаров плодородных земель осталось менее трёх миллиардов, причём половина из них истощены и находятся на грани уничтожения. В Белгородской области знаменитые чернозёмы тоже не те, что были век назад. Поэтому Алексей Лукьянов призывает коллег больше внимания уделять многолетним и однолетним травам.
Для повышения плодородия почвы и получения экологически чистого урожая, по мнению Алексея Никитовича, необходимо производить посевы смеси капустных культур с однолетними травами на сенаж и промежуточных сидеральных капустных культур, смесей многолетних трав на склоновых землях.
- После озимой пшеницы и горчицы, - говорит агроном, - прирост урожая сахарной свёклы - 15,5 тонны с одного гектара по отношению к контролю. Смесь козлятника с костром могут более десяти лет давать ежегодный урожай зелёной массы на уровне 50-60 тонн и сена - 10-15 тонн с одного гектара. Смесь горчицы, редьки и овса в основном посеве дают 40-50 тонн зелёной массы и первоклассного сенажа 20-25 тонн с гектара. Смесь однолетних трав с капустными культурами в промежуточном и сидеральном посевах составляет 150-200 тонн с одного гектара, и как сидерат - накапливает минимум четыре центнера азота, калия, кальция, два центнера фосфора.
Алексей Никитович вспомнил, что в бывшем ЗАО «Заря» 150 коров кормили сеном козлятника с костром и сенажом из горчицы (действующей и как консервант), редьки и овса. Несмотря на несбалансированные концентрированные корма, надой получали 24 литра молока с жирностью четыре процента. А бычки давали по килограмму суточного привеса.
- При освоении биотехнологий в земледелии, - уверен Алексей Лукьянов, - мы можем получать урожай ячменя не менее 180 центнеров с гектара и ржи по 220 центнеров, как в восьмидесятые годы у кандидата технических наук, инженера-механика Ушакова в Подмосковье. Причём с минимальными затратами, без минеральных удобрений и пестицидов.
Вот ещё одна цитата из книги Виталия Гридчина, теперь о пользе травосеяния:
«Естественные кормовые угодья в настоящее время у нас дают в среднем всего лишь 25-30 ц/га кормов. Из-за ненормированного выпаса они превратились в выгоны. И вместо того, чтобы каждый гектар в течение года кормил 2-3 коровы, у нас порой 3-4 га этих земель не в состоянии прокормить одну корову… Большая часть почв после одно-двухгодичного отдыха, а затем соответствующего ухода способна восстановить свою продуктивность. Совсем не выбитые участки подлежат комплексному улучшению в зависимости от их местообитания и в результате способны обеспечить до 120 центнеров с гектара самых дешёвых и качественных кормовых единиц. При этом постоянно повышается почвенное плодородие… Многолетние травы, и в особенности их смеси, наиболее удачно имитируют естественные травостои и, как правило, обеспечивают не только наибольшую продуктивность высокоценных кормов, но и оказывают наиболее благотворное влияние на плодородие почвы. Но, пожалуй, самым важным их качеством является способность произрастать на сильносмытых и малопродуктивных почвах, где только они способны устойчиво наращивать плодородие».
Хозяйства, уже занимающиеся травами, убедились в их эффективности. Структура почвы становится гораздо лучше, повышается её плодородие, сокращаются эрозионные процессы. Скот получает отличные корма, восстанавливаются пастбища. Это как раз то, что нам нужно для эффективности сельского хозяйства, а главное - для остановки деградации земель Белгородчины.
Копипаст.
Что-то я не понял, а во всем мире чем занимались в это время. Предприимчивые американцы, разводящие и продающие червей фермерам, выпускающие тоннами компосты?
так тож в Америке! а здесь предлагают своих выращивать, по принципу: "телушка - полушка, да рупь перевоз"
Нам червей-гастарбайтеров не надо! Даешь Святой Белгородчине православных червей!
Дождевых червей пора заносить в Красную Книгу, хотя ненкоторые виды и так уже занесены. Но всвзи с использованием пестицидов и средств борьбы с сорняками, черви уходят из этих мест в другие более благополучные по содержанию различных веществ земли.
Очень в точку. Нам тока свои червяки.
— Если червячка порубить на кусочки, эти кусочки будут дружить?
— С тобой нет.
Боян, зато по теме.
Один червяк, высунувшись из норки и увидев другого, высунувшегося из соседней:
- Стань моей "второй половинкой", давай поженимся!
- Извини, но пожениться не получится, я и есть твоя вторая половинка!
Сын червяка спрашивает у матери:
- А где отец?
- С мужиками на рыбалку пошёл.
Любознательный маленький червяк познаёт мир:
- Пап, а в яблоке хорошо жить?
- Конечно хорошо! Яблоко такое вкусное, сочное!
- А в апельсине, пап?
- Ещё лучше! Он такой ароматный, вкусный!
- Пап, а почему же мы тогда в дерьме живём?
- Родину, сынок, не выбирают!
Старьё)
Родила червяшка червяшку.
Червяшка поползала и сдохла.
Вот она наша жизнь!
....Игорь Федорович Летов.......
или
выбор за тобой!