Вадим Городжанов: Процесс улучшений бесконечен

добавить в избранное
Вадим Городжанов: Процесс улучшений бесконечен
24 марта 2020, 10:59, ОЭМК

Об этапах развития Бизнес-Системы на Оскольском электрометаллургическом комбинате, основных целях и задачах этой программы, а также о том, какие идеи улучшений реализованы на предприятии, рассказал директор по развитию Бизнес-Системы ОЭМК Вадим Городжанов.

По его мнению, Бизнес-Система — это не просто комплекс инструментов, методов и навыков, направленный на выполнение стратегических целей компании. Бизнес-Система — это философия, включающая в себя определённый подход к работе и выполнению должностных обязанностей, к ведению технологических процессов, взаимодействию между работниками, направленная на улучшение и повышение эффективности производства.

— Вадим, откуда к нам пришла эта философия и для чего её необходимо развивать?

— В своём современном варианте Бизнес-Система зародилась в прошлом веке в Японии, в компании «Тойота», и множество её инструментов сегодня перешло к нам. Однако утверждать, что Бизнес-Система в нашей стране отсутствовала не совсем правильно — она существовала, но в несколько ином виде. Поэтому говорить сегодня, что мы её внедряем — неверно: мы её развиваем, немного видоизменяя и модифицируя. Мир не стоит на месте, и чтобы идти в ногу со временем, оставаясь конкурентоспособными на рынке, необходимо постоянно развиваться. И Бизнес-Система — один из тех инструментов, который позволяет меняться и людям, и производству.

— Давайте вспомним, каким был старт Бизнес-Системы на ОЭМК. Насколько легко эта японская философия вписалась в российскую действительность?

— Как известно, Бизнес-Система на ОЭМК стартовала в апреле прошлого года. Были выбраны два пилотных участка — СПЦ № 1 и ЦОП. Развитие Бизнес-Системы основано на волновом принципе, где каждая волна длится 16 недель. Такой срок считается оптимальным для выполнения амбициозных задач в краткосрочной перспективе. Проводниками Бизнес-Системы на производстве являются навигаторы — активные работники комбината, прошедшие отбор. Они помогают другим работникам познакомиться с принципами и инструментами Бизнес-Системы, научиться эффективно использовать эти инструменты в своей операционной деятельности. Инструментов Бизнес-Системы очень много, часть из них, такие как — Фабрика идей, Доска решения проблем, Административная ячейка, Клиентские соглашения — хорошо прижились и используются на нашем предприятии. С их помощью любой работник комбината может реализовать свои идеи, направленные на улучшения, решить какието производственные проблемы.

— Как вовлечь работников комбината в процесс улучшений? Имеется у них мотивация?

— Мы все понимаем, что Бизнес-Система — основной вектор развития нашей компании, и мы должны в ней жить и работать. В первую очередь необходимо было проинформировать людей о сути происходящих процессов, обучить их важным и эффективным инструментам, с помощью которых можно развивать производство. Этим и занимаются навигаторы. Но не менее важным элементом вовлечения работников является ролевая модель руководителей комбината, начальников подразделений. Личным примером они должны показывать своим подчиненным — вовлечённость в Бизнес-Систему, приверженность её основным принципам.

— Поясните, пожалуйста, по какому принципу отбирают навигаторов и как долго они участвуют в проекте?

— Навигаторы — это активные, инициативные и амбициозные работники комбината. Кандидаты проходят тестирование и собеседование в управлении подбора и развития персонала, а затем эта информация поступает в дирекцию по развитию Бизнес-Системы, где и проводится отбор. Хотелось бы отметить, что программа навигаторства помогает не только воплотить в жизнь основные принципы Бизнес-Системы, но и даёт возможность амбициозным и активным людям реализовать себя, что способствует их карьерному росту. «Волновой» принцип подразумевает временное участие в этом проекте, то есть четыре месяца человек работает над достижением поставленных целей, затем его деятельность оценивается. Цели делятся на: экономические (получение эффекта от реализации идей) и направленные на внедрение инструментов Бизнес-Системы. Если цели достигнуты, навигатор может продолжить работу в другом подразделении или стать руководителем навигаторов — старшим экспертом. Если по каким-то причинам он не справился с заданием или выразил желание вернуться в производство, он возвращается на свое рабочее место. Чтобы стать навигатором, необходимо подать заявку в УПиРП и договориться о собеседовании в удобное для вас время. Как раз сейчас мы осуществляем набор навигаторов на четвёртую волну развития Бизнес-Системы, которая стартует в ближайшее время.

— Работники комбината интересуются, что делать в случаях, когда начальник структурного подразделения не отпускает сотрудника, успешно прошедшего собеседование и желающего стать навигатором?

— Если вы уверены, что хотите попробовать себя в этой проектной деятельности, обращайтесь в дирекцию по развитию Бизнес-Системы. Нам нужны амбициозные люди, поэтому, думаю, мы найдём компромиссное решение. Ведь сотрудники, участвующие в развитии Бизнес-Системы, растут профессионально и, вернувшись назад в свой цех, принесут ещё больше пользы.

— Чем конкретно занимаются навигаторы на производстве?

— В структурных подразделениях организованы штабы навигаторов под руководством старших экспертов. Как я уже говорил, они работают над решением определённых производственных задач. У каждого навигатора — своё направление работы, он ежедневно отчитывается о результатах. Если человек выполнил цели, отлично показал себя в работе — по итогам волны ему предусмотрено премирование.

— Вадим, насколько необходима и важна обратная связь с работниками подразделений?

— Очень важна. Сотрудничество с цехами, где работают штабы навигаторов — очень тесное, потому что мы никогда не добьёмся хорошего результата, если будем работать в отрыве от специалистов подразделения. Только при взаимодействии и взаимопонимании можно рассчитывать на положительный эффект. На сегодняшний день у нас охвачены практически все структурные подразделения комбината, организован штаб навигаторов, который занимается вопросами оптимизации запасов сырья, материалов, оборудования, запчастей на комбинате. Вопрос оборачиваемости и объёмов запасов очень важен с финансовой точки зрения: ведь когда запасы долго лежат на складе, это мёртвые деньги. Команда навигаторов сейчас работает над этим, взаимодействуя с коммерческой службой и производственными подразделениями.

— Какие из инструментов Бизнес-Системы особенно прижились на ОЭМК и показали свою эффективность?

— В первую очередь — Фабрика идей. В середине прошлого года вышло положение, регламентирующее деятельность этого инструмента и предусматривающее премирование авторов поданных идей. За каждую поданную идею, направленную на улучшение, автору выплачивается премия в размере 500 рублей независимо от её реализации. Кроме того, полагается премия за реализацию, а от внедрения идеи группы С (с существенным экономическим эффектом) полагается ещё и процент от прибыли, которую получит комбинат. Далеко не на всех предприятиях нашей страны есть такая система мотивации.

— Нет ли опасения, что идеи и предложения однажды закончатся?

— Когда программа операционных улучшений стартовала, работники комбината подавали крупные идеи, с большими эффектами. Сейчас уже нет такого количества идей, приносящих крупный экономический эффект, тем не менее, как показывает практика, запас идей неисчерпаем. Уверен, что предложения по усовершенствованию условий труда, улучшению технологии и повышению эффективности производства никогда не иссякнут.

— Вадим, вы могли бы назвать наиболее значимые, на ваш взгляд, идеи, внедрённые на производстве в рамках Фабрики идей?

— Хотел бы отметить инициативу по использованию пильных дисков принципиально другого типа, на пилах холодной резки в ЦОП. Здесь было предложено применять современный диск, который позволяет сократить затраты на рез и уменьшить количество закупаемых дисков. Сейчас эти диски ожидают опытно-промышленную эксплуатацию, по результатам которой будет принято решении о целесообразности их использования. Вторая идея родилась в сортопрокатном цехе № 1 — это установка дополнительного инспекторского стенда на участке отделки, она позволяет увеличить производство на линии зачистки более чем на десять процентов. Затрат на реализацию минимум, а эффект мы ожидаем существенный.

— Мы ищем свой собственный, уникальный путь развития или стараемся опираться на какието яркие примеры?

ОЭМК — это особое предприятие со своей судьбой, но, естественно, в развитии Бизнес-Системы мы учитываем опыт российских и зарубежных компаний, в том числе рассматриваем лучшие практики предприятий Металлоинвеста. Например, Лебединский ГОК стартовал на год раньше нас, и там активно идёт процесс развития Бизнес-Системы и сотрудников через программу навигаторства. Более того, участие в программе навигаторства является важным фактором, необходимым для карьерного роста работников. Мы берём лучшие практики внутри страны и за рубежом и адаптируем их под себя.

— Каждый проект рано или поздно заканчивается. Что можно сказать в отношении Бизнес-Системы?

— Бизнес-Система — это история, которая с нами навсегда, и это нужно понимать. К концу 2020 года мы планируем обучить весь персонал комбината инструментам Бизнес-Системы, создать во всех подразделениях предприятия службы развития Бизнес-Системы, где будут работать лучшие работники. Процесс улучшений будет длиться бесконечно, и если кто-то мечтает попробовать себя в этом проекте, ещё не поздно заявить о себе.

Процесс улучшений будет длиться бесконечно, и если кто-то мечтает попробовать себя в этом проекте, ещё не поздно заявить о себе.

 
+1
0
-1
 
Просмотров 433 Комментариев 0
Комментариев пока нет

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии