"Мне даже снились сны, как я тону в болоте и тщетно пытаюсь выбраться. Мама звонила: «Возвращайся домой, если хочешь.» Но я никогда и ни в чем не делала шага назад - только вперед."
ПРО ПЕРЕЕЗД В СТОЛИЦУ И КАРЬЕРНЫЙ РОСТ
Я приехала в Москву в 21 год, в 2009 году, с дипломом журналиста и килограммовым портфолио статей, здоровыми амбициями и уверенностью в себе. Искала работу по профессии. Помню, как проигнорировала единственное приглашение на собеседование из СМИ - газету РЖД «Гудок». Предложили зарплату 25.000 руб. За съемную квартиру я уже тогда платила 28.000 руб. Еще я посчитала скучным писать только про поезда. А потом, словно черная полоса - ни одного стоящего собеседования. Месяц, второй - безуспешно. Мне даже снились сны, как я тону в болоте и тщетно пытаюсь выбраться. Мама звонила: «Возвращайся домой, если хочешь.» Но я никогда и ни в чем не делала шага назад - только вперед.
Злоупотреблять родительскими деньгами, переданными, чтобы освоиться, не хотелось, и я готова была пойти менеджером по продажам. Но я представляла особенное место: хотелось работать с красивыми, дорогими вещами. Так я выбрала сеть известных магазинов мебели класса люкс и вышла после стажировки на работу. Уже по итогам первого месяца я заработала больше 100 тысяч рублей, купила мощный компьютер, новый айфон, и отложила оставшиеся деньги. Все это время мониторила рынок труда, отправляла резюме и ходила на собеседования. И вот однажды меня пригласили в интересный стартап пиарщиком. За три месяца «на диванах» я показала неплохие результаты, и руководство компании совсем не планировало меня отпускать. Угрожали невыплатами, обязательной отработкой (хотя я даже не была там оформлена, и сотрудники постоянно перерабатывали: 12-часовой график, 5-дневная рабочая неделя). Я тогда была на грани разочарования: в своём переезде, в людях, в Москве, которую потом очень полюбила.
Но проблема неожиданно решилась; мне даже оплатили полагающуюся неделю отпуска и отдали документы. Ну, а потом настала и белая полоса в моей жизни. Стремительный карьерный рост в известных крупных компаниях в должности специалиста по связям с общественностью (ИНВИТРО, Главстрой). А уже в 26 лет я возглавляла PR-отдел компании, известной всем брендами: «Роллтон», «Бигбон» и др. Там и появились первые мысли о собственном бизнесе. Сильное впечатление на меня произвел генеральный директор - вьетнамец по национальности, он в совершенстве владел несколькими языками, был способен давать профессиональную оценку и ставить точные задачи по всем направлениям: будь то финансы, производство, маркетинг или моё PR-направление, которого до этого в компании не было вообще.
О СЕМЬЕ
Все интересуются семьёй, звучит пресловутое: "кто папа" или ещё хуже, будто непременно есть спонсор. Отвечаю. Нет ни спонсора, ни личной жизни. А семья, пожалуй, обычная. Папа - металлург, у мамы небольшой сезонный бизнес: в 4 утра - подъём, в 9 вечера - отбой. За почти 30-летний стаж работы папа брал пару раз больничный и ни разу отпуск за свой счет. Недавно мы решили сделать исключение и организовали потрясающие рождественские каникулы в столице.
НАЧАЛО БИЗНЕСА, ПЕРВАЯ ПРОДАЖА
Я подготовила три бизнес-плана. В итоге решилась на производство домашнего текстиля. Первоначально я планировала вложиться только в материалы и пошив на сторонних предприятиях. Однако приятель убедил меня открыть собственное производство. Так, с его всяческой помощью, где, что выгодно купить, какое помещение снять, я вложила все свои наличные сбережения и даже подстраховалась. На развитие бизнеса, зарплат и прочие издержки оформила кредит и въехала в помещение почти 300 кв м, поделенное на два цеха: пошива и упаковки, и кабинет, в котором даже не обустроилась, потому что всегда находилась с сотрудниками в основном цехе.
Сейчас, спустя два года, я считаю, что сделала большую ошибку, запустив бизнес настолько масштабно: без опыта, партнеров и миллионных сбережений. Ведь известно, что все крупные компании рождались «в гараже». Основатели бренда «Зара» начинали с домашнего ателье, а всем известный Стив Джобс вначале работал с электроникой в своем гараже. Но мне тогда казалось, что как корабль назовешь - так он и поплывет. И рядом с названием «Русская Коллекция» мы указали: «Российская швейная фабрика». Что, кстати, положительно сказалось на позиционировании и лояльности покупателей.
Сначала отшивали заказы, потом настигла какая-то очередная волна кризиса, и чтобы не потерять команду, пришло время заниматься тем, для чего, собственно, я открывала фабрику. Пошив домашнего текстиля уже не представлялся возможным, так как закупки необходимого сырья под заказ измерялись километрами и выливались не в один десяток тысяч долларов. Также я провела мониторинг сбыта, который показал, что потенциально выгодных контрактов будет не так много.
В итоге бизнес-план был переделан под пошив женской одежды. Первая пробная коллекция состояла всего из пяти моделей. И я никогда не забуду свою первую отгрузку - в бутик крупного ТЦ в центре Москвы. Только я оставила товар для сверки, вернулась за накладными, а управляющая сообщает: «А мы продали ваше платье!». Внешне сохранив деловое спокойствие, внутри все неистово радовалось и ликовало.
Известные сетевые магазины (не фирменные) теперь не выкупают одежду, а берут только на реализацию. На оптовый рынок я никогда не повезу нашу шикарную одежду, хотя это может быть и выгодно (много недобросовестных предпринимателей, мошенников, вьетнамцы воруют идеи, а однажды с нами рассчитались фальшивой пятитысячной купюрой). Итак, мы последовательно развивались, находили новые магазины, влюбляли в свою одежду, а деньги от продаж, конечно, шли в оборот. Начальный этап бизнеса справедливо сравнивают с ребёнком: все только для него. Тем не менее, я привыкла ласково называть свою работу: мой ребёнок и родитель, мой иждивенец и кормилец. За эти два года я научилась очень многому.
Был и печальный опыт. Известный ритейлер заключил договор реализации нашей одежды в нескольких ТЦ Москвы, а также в комплексе напротив ГУМа, прямо на Красной Площади. Продажи нашей одежды были там ошеломительные! Но проходит отчетный период, а денег нет. Менеджеры «кормили завтраками», задолжали приличную сумму денег. В итоге компания закрылась, съехав даже с офиса. К счастью, удалось вывезти нереализованный товар с какого-то строительного склада, благодаря человеческим отношениям с одной из сотрудниц, с которой мы до сих пор общаемся. Так я пришла к пониманию, что в бизнесе возможно всё, и стала развивать твёрдость характера.
ФИРМЕННЫЕ МАГАЗИНЫ И НЕЛЕПОЕ ПАРТНЕРСТВО
Спустя год стала задумываться о фирменных магазинах. К тому времени уже было достаточное количество моделей для небольшого фирменного магазина. На этом этапе появился партнёр - близкий нашей семье человек. У него была возможность обеспечить несколько помещений в торговых комплексах по привлекательной арендной ставке. Но я допустила фатальную ошибку: устав от прежних бизнес-планов и адаптаций, постоянного планирования и расчетов, я не занялась стратегией развития собственных магазинов и простейшим анализом предложенных нам помещений.
В итоге магазины приносили прибыль только в те дни, когда туда приезжала я. Например, в одном ТЦ совсем не продавались маленькие размеры - его аудитория: женщины 45-65 лет. И нам приходилось оперативно создавать модели больших размеров, апробировать новинку, запустить партию - и это только для одного магазина. Уходило драгоценное время, и я уже не говорю о вложениях. На открытие одного небольшого магазина одежды потребуется от 1 млн до 2 млн рублей. А их у нас было три. Спустя полгода в связи с неоправданными расходами финансов и собственных ресурсов (за этот период меня дважды госпитализировали), мы закрыли все магазины, и дальше я снова продолжила работу одна.
Ну, а, это уже, можно сказать, новейшая история нашей компании, успех которой показывает, что это только начало.
УНИКАЛЬНОСТЬ МАРКИ
Слоган бренда «Русская Коллекция» - одежда вне времени. Это привычные формы, узнаваемые рисунки, но в уникальной интерпретации командой молодых дизайнеров и опытных конструкторов. В общем, это одежда, популярная сегодня и актуальная всегда.
Кстати, открою секрет, что мы планируем ребрендинг, т.к. словом «русская» ограничиваем аудиторию, акцентируя на этнической принадлежности.
Нашу одежду очень полюбили красивые кавказские женщины. Чеченок, ингушек, дагестанок очаровывали закрытые длинные платья и эксклюзивные принты: «рябинка», «огурцы», «горох».
Также в связи с выходом на международный рынок, нам необходимо прописывать логотип латиницей. В общем, решим сразу две задачи.
ПРО КРИЗИС
Задача предпринимателей - мгновенно перестраиваться под текущую экономическую ситуацию, и, как следствие, возможности и запросы аудитории.
Если раньше мы тратили на вещи, деликатесы, косметику и поездки всю свою зарплату, если не хватало - бежали за кредитом, то теперь народ может потратить в лучшем случае 500 рублей, которые у него остались после зарплаты. И за эти 500 рублей борются тысячи и тысячи предпринимателей со своими товарами и услугами. Когда мы в своих магазинах увидели, как покупатели разбирают вещи с распродажной вешалки, сразу возникла идея, а затем последовало и её воплощение - создание доступной качественной одежды по минимальным ценам: 500, 1000 и 1500 руб.
Объёмы, скажу прямо, у нас не в тысячах единиц. Но пока продавалось одно платье «Русской Коллекции» за 4500, вещей от «НаВсегда» было продано на 5000.
ОГОНЬ, ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ - РАДИ ЧЕГО?
Мы ввели в базовую коллекцию мужскую одежду: три модели джемперов и водолазок.
Запустили частично домашний текстиль: декоративные подушки нескольких видов (направление оказалось убыточным). Заключили контракт с крупнейшим в России интернет-магазином wildberries.ru. Получаем десятки предложений сотрудничества. Одержали победу в Премии Ногинской ТПП при поддержке Московской обл. «Меркурон» в номинации «Молодой предприниматель» (июнь 2017 г.).
Приглашены в Израиль, в Международный центр конгрессов в Иерусалиме для показа собственной коллекции наряду с уже известными, и, молодыми дизайнерами со всего мира (июль 2017 г.). В ближайшем будущем одежда «Русская Коллекция» будет представлена в крупном магазине российских товаров в Берлине. И еще в планах - порадовать русскую диаспору в США.
МЕЧТА?
Очень хочется, чтобы Россия была известна не только нефтью и газом, Москвой, Санкт-Петербургом и Сибирью. У нас множество богатств, великое историческое наследие - нельзя из-за пропасти 90-х всё забыть и забыться. Хочется возрождения и роста: культурного, экономического, духовного - и все это скорее в наших руках, а не, как многие считают, чиновников. Мы и сами можем сделать очень многое. В нашей стране одни из самых комфортных условий для ведения бизнеса. Ну, а еще есть мечта - заняться реализацией первого бизнес-плана по отечественному туризму. Но даже если это получится у кого-то быстрее и лучше - я буду искренне рада!
Дарья Карапузова