Тема Мариуполя подошла к завершению, но я так и не дождался главного вопроса: Что видел в дороге? Отвечу сам себе: границы, таможни, блок-посты, военных с автоматами. Лучше нарисую картинку с натуры.
На трассе цены горючего "плюс-минус", но и так видно - круче российских
Дорога
Для начала с помощью брата поискал способы доставки живого тела из точки «А» в точку «Б». Их оказалось печально мало. Мариупольская фирма Busprestige возит пассажиров в Москву, С-Петербург, Воронеж, Ростов, Краснодар, если кому интересно и не сочтут это рекламой. Понятно, возвращает желающих назад. Маршруты следования обычно подчинены заказам, и автобус не обязательно следует через одни и те же города. Туда я ехал через переход «Нехотеевка», известный многим белгородцам, 14 часов в дороге, оттуда – через Шебекино – 18 часов. В конечных пунктах остановки официальные, привязаны к одному месту, все остальное – на трассе.
Бронируешь билет по телефону, за день до выезда выясняют способен ли ты ехать, на следующий день сообщают имя водителя, марку и номер автобуса. Напротив поста Каплино тебя подбирают и, не нарушая скоростного режима, аккуратно везут по Белгородской области в сторону Харькова. Параллельно с официальной фирмой интересовался вариантом «Бла-бла-кар». Что-то имелось в нужную сторону со свободными местами, в два раза дешевле автобуса (900 рублей), но не сработало. Последняя АЗС на российской стороне. Бак заливается полностью, и водитель вдруг начинает раскачивать машину. Сначала не понял, но глядя на указатель залитого бензина, удивился. В бак с раскачкой влезло еще 10 литров горючего.
Граница. Таможня
Места большинству граждан любой страны, малоприятны, особенно на автомобильных переходах. Действие долгое, нудное и порой противное. Но, слава Богу, в нашем случае таможенник лениво глянул на пару сумок в хвосте автобусика, водитель взял паспорта, и скопом отметил их у погранцов. На все операции понадобилось около двух часов. Сопредельная сторона работала еще медленнее, таможенники нас будто и не видели, зато пограничники лицезрели каждую фигуру в упор, листали паспорта, что-то отмечали, кому-то задавали вопросы. По мне было заметно, что воевать ни на чьей стороне не собираюсь, потому не приставали.
Замечу, что на украинской стороне минимум освещения, только в будках у сотрудников. Мрачно, как в ночном лесу.
Кто-то из стоявших рядом водителей напугал: В Россию ехал, восемь часов света не было, так и стояли, ждали. Двигались к выезду медленно, медленно, потому и заметили, как с противоположной стороны быстро проскакивают крутые авто. Наш водитель пояснил: В приграничье особо развит бизнес возить горючее с российской стороны. К машинам приделывают дополнительные баки, заправляются, и едут назад. Понятно, что приплачивают пропускающим их туда-сюда, но и сами водилы не остаются в накладе. Подумалось, а что же АЗС, небось озолотилась на границе! Харьков мы пролетели, не заезжая, затем последовали Запорожье, Днепропетровск, Бердянск и Мариуполь. И здесь началось самое интересное.
Перед въездом в города на дороге выложены фундаментные блоки в шахматном порядке, и ехать между ними можно только «змейкой», особо не разгонишься. В Запорожье на них сидели двое молодых парней с автоматами и курили. На нас даже не обратили внимания. По обеим сторонам метрах в пятидесяти стояли будки чем-то похожие на стандартные сантехкабины. Прорубленные в стенах окошечки недвусмысленно говорили об их назначении не для туалетов. Таким увиделся первый блок-пост. Улицы города чем-то напоминают самые гадкие наши дворы в ямах. Спросил у водителя как долго «живет» ходовая при такой эксплуатации, он махнул рукой, мол, сам догадайся.
Поминальник для особо забывчитвых
В Днепропетровске та же картина, но один из солдатиков подошел к нам и водитель скомандовал: Поднимите паспорта! Несколько секунд, что за них успеешь рассмотреть, демонстрируем корочки, и двигаемся дальше. Про себя отметил, что на обоих блок-постах дежурят совсем молоденькие бойцы. Вспомнил себя с автоматом в руках, скажут «стреляй» и без разбору начну пулять куда попало. Так и здесь, думаю, доверять оружие молодым, неокрепшим умом детишкам, преступно. Постоянно подмывало желание сфотографировать всё, что видел, но здравый смысл пересиливал, не дай, Бог, заметят! Пиши, пропало! Бердянск ничем особо не запомнился.
Пока мы ехали, я допытал водителя о некоторых зарплатах. Оказывается, на блок-постах ребята получают 7 тыс. гривен. Его брат – морской пограничник в море получает 15, на суше – 10 тыс. гривен. Участвующие в боевых действиях – 15 тыс. гривен. Он сам за неделю «накатывает» на 10 тыс. гривен. Рейсы разной длительности и протяженности, тяжелые, но пока молодой можно и поработать.
Обратите внимание на объявление посередине
Въезд в Мариуполь оказался самым защищенным. Блоками, надолбами, колючей проволокой. В салоне осталось двое, я и местная жительница. Меня затребовали в вагончик, у которого толпилось около десятка хлопцев при оружии. Проверили паспорт, внесли данные в компьютер, спросили куда, к кому, надолго ли. Вежливо, не повышая голоса. Последний вопрос прозвучал неожиданно: Правда, что у вас пишут о том, что мы едим младенцев? Я такого не читал, в чем честно признался, и добавил, что неправды хватает с обеих сторон. Мне пожелали доброго пути, и спустя полчаса я обнимался с братом.
Sablon, специально для Кавикома
Фото автора