Написано по мотивам дискуссии с Просто Марией о платных парковках. Но хотелось бы, чтобы больше народу поучаствовало в обсуждении:)
Итак, вот тут я сказал о том, что в Старом Осколе было бы неплохо ввести платные парковки. Тема хранения личных автомобилей для оскольчан явно животрепещущая (обсуждение было чересчур бурное, по-моему). Но стоит только намекнуть на то, что сами водители могли бы обеспечить себе эти места, как поднимается волна народного гнева.
Сразу скажу, что хоть я сам не водитель, однако тема стоянок меня все же коснулась. Но об этом чуть позже.
Для начала сразу условимся: автомобиль - личное имущество. Полагаю, с этим согласятся все. Вы идете в автосалон/покупаете с рук/получаете по наследству (нужное подчеркнуть), берете автомобиль, оформляете все документы и вот вы вольны делать с ним все что вздумается, естественно в пределах законного и разумного.
А вот дальше начинаются чудеса "логики". По договору вы получаете машину. Но многие еще где-то вычитывают, что к машине прилагается бесплатный участок земли для стоянки. Не стоит говорить, что в любом договоре о покупке автомобиля пункта о стоянке просто нет.
Тогда откуда это ожидание бесплатного места для своего "железного коня"? Может какие-то другие документы гарантируют это право на землю? Нет, такого документа вы не найдете. Никто не обязан вам предоставлять парковку.
В чем же дело? А дело в том, что земля по умолчанию - не личная собственность, а общественная. И просто так ее естественно никто дарить не будет. Даже если вы снизошли до покупки автомобиля. Логика простая: покупка машины - личное дело человека. И то, что он будет делать со своим четырехколесным другом - его забота. Любишь кататься? Продолжение вы прекрасно знаете.
Бесплатная парковка - не обязательная услуга, а некое одолжение. Ведь любая гарантия места на стоянке - всего лишь завуалированное дарение участка городской земли человеку, лишь купившему автомобиль. Естественно никто из муниципальных властей такими щедрыми подарками разбрасываться не будет. И нигде вы не найдете даже упоминания о том, что автомобилисту положена парковка.
Проблема автомобилистов в том, что они не понимают самой сути парковок с точки зрения организации дорожного движения в городе. Но в действительности стоянки - не необходимость, а лишь один из элементов регулирования трафика на улицах. И в городах с небольшим уровнем автомобилизации стоянки прекрасно с этой функцией справляются.
Но вот когда в городе резко начинает расти количество автомобилей, то появляется проблема их размещения. Самое простое решение - строить больше парковок. Занимать все возможные места парковками и радоваться жизни. Поначалу так и поступали во всем мире, строя паркинги для большого количества машин. И тут начались проблемы.
Оказалось, что количество автомобилистов продолжает расти, а вот земли под их нужды почему-то становится меньше. В итоге новенькие парковки, на которые возлагалось много надежд, быстро оказывались забиты до отказа, а поток автомобилей не иссякал. Куча денег выкидывалась только для того, чтобы успевать восполнять недостаток парковочных мест.
В итоге в наиболее проходных местах городов возник острый дефицит парковочных мест. Водителям приходилось долго искать свободный угол. Кстати, они могли его найти только за несколько километров от нужного места. Удобно? Сомневаюсь.
К тому же за счет строительства парковок происходило уменьшение доступной земли для организации общественных пространств. Чтобы вам легче было понять, представьте, что площадь перед Былью превратили в одну большую бесплатную парковку. Прогуливающиеся там люди были бы ужасно &рады&.
Побочным результатом автомобилизации стала деградация общественного транспорта. Если у всех есть автомобиль, то кто будет ездить на автобусах и трамваях? Маршруты отменяли, а средств перевозки пассажиров становилось все меньше.
Короче, все шло к тому, что города превращались в постоянные стоянки для автомобилей. И надо было что-то делать. Первыми изменения стали вводить крупные города на Западе и в Азии. Местные власти резко поменяли подходы к организации дорожного движения.
В частности они поняли, что раздавая ценную землю под паркинги они лишь поощряют покупку автомобилей населением. Мол, у вас всегда будут места для ваших машин. Но, как я уже выше сказал, рост числа автомобилей не увеличивал количество доступной для их хранения земли, а наоборот.
Еще одним "открытием" муниципалитетов стало то, что автомобилисты в целом не выгодны городу. Да, с них можно собрать налоги, но их вряд ли даже на обслуживание дорог, которые быстро приходят в негодность в том числе и благодаря автомобилистам. А еще проблемы с загрязнением воздуха, конкуренцией с общественным транспортом и общим ухудшением городской среды.
Итогом стал отказ от поддержки автомобилизации. Запрещать покупку автомобилей не стали, но ввели для них ограничения. Одним из таких ограничений стала платная парковка. Мысль была простая: земля под парковочным местом - общественная, но когда ее занимает автомобиль, она становится на время пространством личным. Такая своеобразная аренда. А за аренду принято платить.
Тут можно было бы накидать примеров заграничных городов, но я сам стал свидетелем того, как платные парковки изменили жизнь целого города. Да, вы правильно догадались: я говорю о Москве.
Автомобилизация столицы началась в 90-е годы, когда стало возможно купить личный автотранспорт. Проблемы не заставили себя ждать. Автомобилей стало так много, что их негде было хранить. Причем коснулось это не только центра, но и спальных районов на окраинах, которые по плотности застройки очень похожи на Старый Оскол. Символом той эпохи стали гаражи-ракушки, которые облепили все московские дворы. Нормальные дворовые газоны и детские площадки стали редкостью.
Тихий уютный московский дворик.
Центр города превратился в одну большую стоянку. Все улицы, начиная с широких центральных и заканчивая маленькими переулками, были заставлены автомобилями. Ходить по ним пешеходам стало очень трудно. Часто для прохода по тротуару оставалось пространство примерно в полметра ширины. Ну а два-три ряда стоящих машин стали обыденностью московских улиц.
Бесконтрольная парковка вела к тому, что машины мешали проезду общественного транспорта, из-за чего пользоваться им было затруднительно. Единственным, что работало как часы в этих условиях, было метро. Но ведь от метро часто надо было еще добираться до пункта назначения наземным транспортом. Помню, как ехал на трамвае. На полпути трамвай остановился, так как перед ним какой-то водила ткнул свой джип на стоянку так, что часть багажника нависала аккурат над трамвайными путями. Пришлось вылезти и долго идти до нужного места, так как ждать, пока приедет эвакуатор, не имело смысла.
Москва, которую мы потеряли:)
Также нередки были скандалы и мордобой в московских дворах из-за места на парковке под окном. На что только не шли автовладельцы, чтобы застолбить для себя кусочек стоянки:вервки, цепи, всякие тяжелые предметы.
И вот казалось, что конца этому уличному кошмару не будет. Лужков, конечно, старался бороться с этой проблемой, но в основном это все выливалось в какие-то пиар-акции, вроде борьбы с ракушками (гаражи убрали, а машины остались) и строительством перехватывающих парковок (строили их почему-то там, где они были не нужны). Однако уже после прихода Собянина за порядок на городских улицах взялись всерьез. Одним из главных нововведений стала платная парковка.
В 2013 году на нескольких московских улицах начался эксперимент по внедрению платной парковки. Далее платная парковка расширилась до пределов Бульварного кольца. В настоящее время зона платных стоянок местами доходит до Третьего трнаспортного кольца. Организаторы провели следующие мероприятия:
1. По новому разметили улицы и четок обозначили границы парковочных мест.
2. Разместили у каждой (почти) парковки счетчик, через который можно оплатить стоянку наличными, картой или через СМС.
3. Ввели гибкую систему тарифов. Цена за парковку зависит теперь от расположения стоянки. Также ввели дифференциальную оплату, при которой первый час парковки стоит дешевле последующих. Также были введены льготы для некоторых групп людей (инвалиды, многодетные, ветераны - бесплатно) и резидентные разрешения для местных жителей по льготным ценам. А по ночам практически все парковки становятся бесплатными. Но вот неоплата стоянки грозит крупным штрафом.
4. Мощной перестройке подверглась система городского транспорта. Были проведены новые маршруты, созданы полосы для автобусов. Наконец-то начали строить уместные перехватывающие парковки у станций метро на окраинах. Мощный толчок получили системы такси и каршеринга (каршеринговые автомобили, кстати, тоже можно бесплатно ставить на стоянках).
Собственно сейчас можно уже подвести некоторые итоги внедерения платных парковок в Москве. Во-первых, на парковках появились свободные места. Теперь можно без проблем подъехать к нужному дому и там запарковаться, оплатить и идти по своим делам. Во-вторых, повысилась оборачиваемость парковочных мест. Водители стали меньше простаивать почем зря на стоянке, в результате чего одно место парковки стало обслуживать больше машин за день. В-третьих, выросла роль общественного транспорта. Многие водители стали чаще отказываться от поездок на машине в пользу автобуса или метро. Машин на улицах в центре стало меньше, что благотворно сказалось на трафике. Ну и в-четвертых, пешеходы, в том числе и я, наконец-то смогли спокойно ходить по улицам. Центр Москвы быстро наполнился людьми и стал очень интересным общественным пространством. Тут постили фотки московских пешеходных переулков, украшенных иллюминацией. А ведь без платных парковок этих прогулочных зон просто не было бы. Центр разгрузили так, что стало возможно уменьшить ширину Тверской улицы и вернуть на нее деревья, которые вырубили ради расширения улицы для проезда автомобилей:)
Стоянка на набережной Серафимовича. Рядом театр Эстрады, за рекой - Храм Христа Спасителя. А еще тут популярное прогулочное место.
Да, поначалу водители приняли в штыки эти нововведения. Платить-то никому не хотелось. Но через непродолжительное время большинство увидело, что платные парковки оказались для них выгодными по разными причинам, и сменило гнев на милость.
Сейчас платные парковки осваивают в спальных районах, а также в подмосковных городах (по стуи дела, те же спальные районы). Причем их уже организовывают не только на улицах, но и на уровне дворов. ТСЖ оформляет землю двора в собственность, а дальше создает парковку для тех, кому она нужна, сдавая парковочные места в аренду. Некоторые жилые комплексы вообще смогли освободить свои дворы от машин и создать там полноценные детские и игровые площадки, загоны для выгула собак и прочие общественные пространства. Сами машины оказались на кооперативных стоянках за пределами дворов, где они никому не мешают и в то же время где всегда есть место для каждого.
Как показывает практика, платная стоянка приносит огромную пользу всему городу, так как позволяет недорого и эффективно организовать дорожное движение и улучшить жизнь каждого жителя города независимо от того, ездит ли он за рулем своего автомобиля или предпочитает перемещаться на своих двоих.