Штатный клирик Чистопольской епархии в городе Болгар, протоиерей Владимир Головин выпустил многочасовое обращение, заявив о гонениях в свой адрес. Несколько дней назад Головина обвинили в заработке на молитве и глумлении над Христом, а накануне он был временно отстранен от служения указом епископа Чистопольского и Нижнекамского. Сам протоиерей уверен, что стал жертвой интриг.
В ролике Владимир Головин объясняет свою позицию по каждому из пунктов вынесенного заключения Чистопольского епархиального управления. Однако самой одиозной частью заявления стали его обвинения в адрес церковных чинов. Среди затеявших гонения Головин называет митрополита Феофана, митрополита Тверского и Кашинского Савву, в том числе, служащего в статусе первого заместителя управделами Московской патриархии, а также президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александра Дворкина. В заявлении Головина, претендующем на собственное расследование протоиерея, есть «чемоданы с деньгами» для Москвы, «голубое лобби» и даже «профессиональные внутрицерковные киллеры».
ПРОПАГАНДА «ОСОБОЙ ЧУДОДЕЙСТВЕННОЙ СИЛЫ»
Скандал вокруг Владимира Головина раскручивается несколько месяцев. Предметом спора, в первую очередь, стала так называемая «соборная молитва по соглашению в Болгаром». Сила молитвы достигается при ее совместном совершении с Владимиром Головиным, что в епархии вызвало «пастырскую обеспокоенность». В управлении полагают, что участники практики противопоставляют себя всей полноте Русской Православной Церкви, а Головин вводит людей в заблуждение, заявляя о древности молитвы - в епархии считают, что это авторская практика протоиерея, созданная в качестве товара. Кстати, паства у Головина большая, в первую очередь, благодаря активной работе в сети. Дело в том, на чтение акафиста можно записаться электронно, а затем ежедневно молиться вместе со священнослужителем – Головин в церкви Болгара, а прихожане – где удобно.
«При этом складывается впечатление, что результативность молитвы ставится в зависимость от количества молящихся, синхронизации молитв с центром в г. Болгар и от внесения определенной платы», - заключили в управлении, отметив, дополнительная плата позволяет «усилить молитву».
Тариф в управлении описывают так: он предполагает упоминание заказанного имени «некими людьми в неких известных храмах и монастырях». Протоиерей настаивает, что молитва в обязательном порядке «дарует просимое тому, кто ее практикует», в епархии же его заявления описывают, как «выполненные в стилистике рекламы страховых компаний или банковских услуг», недоумевая, что результаты обещаются сугубо материальные.
«Есть основания полагать, что продвижение «молитвы по соглашению с Болгаром» является сложной финансовой инициативой, замкнутой на членов семьи прот. Владимира Головина и его ближайших последователей», - отмечают в епархии.
Православные из числа поклонников Головина с такой оценкой не согласны. А после выхода в свет заявления Чистопольской епархии в сообществе протоиерея Вконтакте (оно, к слову, насчитывает почти 90 тысяч человек), они призвали к массовой «соборной молитве по соглашению».
«Страсти вокруг батюшки Владимира достигли своего пика. В связи с этим он сейчас остро нуждается в нашей молитвенной поддержке, - говорилось в заявлении на прошлой неделе. - Будем молиться о том, чтобы Господь укрепил отца Владимира и духовно, и телесно. То, что сейчас переживает батюшка, мало кому доводилось переживать. Но при всем при этом всегда нужно помнить, что с нами Бог! Обратимся к Нему и к святым Его о милости и об укреплении в перенесении трудных обстоятельств».
Понимая, что паства болгарского священнослужителя будет противиться решениям Церкви, в епархии отдельно акцентировали внимание на вере в Бога и вере в конкретного Владимира Головина. Церковь призвала учеников и последователей по-новому оценить действия пртоиерея – «что для вас важнее — прот. Владимир Головин или Церковь и Ее глава Христос?» Если, отвечая на этот вопрос, братья и сестры выбирают Головина, в епархии полагают, протоиерей привел верующих не в Церковь, а к самому себе.
12 ПУНКТОВ, СТОИВШИХ СЛУЖБЫ
Все спорные с точки зрения Русской церкви тезисы епархиальное управление разбирает в 12 пунктах. Мы постарались, как можно более кратко сформулировать претензии, помимо заработка на молитве. В Церкви считают, что изречения протоиерея «идут вразрез с вероучительными догматами, утвержденными святыми отцами Вселенских Соборов». В то же время, оценивающие не склонны обвинять Головина в ереси – «высказывания встречаются в проповедях <…> бессистемно, что позволяет определить их скорее, как следствие богословской безграмотности проповедника». Жестче оцениваются выступления, «граничащие с кощунством и глумлением над Христом».
«В беседе с молодежью он призывал слушателей представить физиологические отправления, - отмечено в заявлении. - Но, что хуже всего, протоиерей Владимир Головин приложил данную тему к образу Господа Иисуса Христа, чем вызвал потрясение и справедливое возмущение множества православных людей».
Запись с подобными высказываниями о «физиологических отправлениях» была удалена с сайта проповедника. Однако в епархии не считают шаг признанием ошибки и напоминают о других спорных призывах Головина – «совет смотреть непристойные фильмы тем женщинам, чьи мужья их смотрят» или «публичное пастырское консультирование женщин о выборе фасона нижнего белья». Идея воспевания богослужебного гимна во время близости с супругой епархии также не понравилась.
Наконец, кощунственными называют сравнение военного подвига с самоубийством – Головин осуждал действия героя России Романа Филиппова, погибшего в ходе операции ВКС России в Сирии и летчика Николая Гастелло, отдавшего жизнь в годы Великой Отечественной войны. Негативно оценивают неканонический чин «духовного лечения» и отзывы Головина о монашестве, церковной жизни и священноначалии, выдержанные в «грубой и пренебрежительной манере».
Указанные пункты претензий и вылились в решение о временном отстранении штатного клирика Чистопольской епархии в городе Болгар, протоиерея Владимира Головина от служения. В течение трех месяцев клирику запрещено не только служение в Болгаре но и, по всей видимости, проповедование на личном канале в сервисе YouTube. Там на Головина, к слову, подписаны 166,5 тысяч человек.
«МИТРОПОЛИТ КАЗАНСКИЙ ФЕОФАН ЧЕМОДАНАМИ ВОЗИТ ДЕНЬГИ В МОСКВУ»
Протоиерей Владимир Головин в более чем трехчасовом обращении опровергает тезисы епархиального управления и выдвигает собственные обвинения. Он настаивает: проверки велись в течение нескольких месяцев, однако реальных заседаний комиссий не было.
«Я никогда не был ознакомлен ни с протоколами, ни с текстами решений никаких комиссий. Пользуясь возможностью, хочу сказать только о двух фактах: первое, действительно, в Москве была потуга провести заседание одной из комиссий <…>. Но и председатель и члены этой комиссии отказались обсуждать вопрос о моем недостоинстве. И причина оказалась очень простой: эта комиссия, которая работает в Москве, является в непосредственном подчинении патриарших структур. А заседание хотел спровоцировать митрополит Казанский Феофан (Ашурков), который, в общем, не имеет права командовать решением», - говорит Головин.
Именно митрополита Феофана протоиерей считает заказчиком «дела». Правда, в обвинениях он ссылается на третьих лиц, которые «приехали и сказали».
«Митрополит Казанский Феофан (Ашурков) в силу своего возраста скоро должен будет написать заявление об отчислении за штат. Как говорят те, кто его знает, и специально приезжали сказать об этом, он это не может пережить. Поэтому он усиленно рвет все силы: слова этого человека «чемоданами отправляет деньги в Москву» - повторяюсь, это не мои слова, для того, чтобы все-таки сделать карьеру, не уйти на покой. А карьеру, ни много ни мало, (хочет строить) в Москве, в Синоде, и, как тоже один человек сказал, это не конечная его точка. Без комментариев, без обсуждений – так это или не так, но слишком многие об этом говорят», - говорит Головин.
Протоиерей считает, что Феофан пытается «быстро сделать карьеру». Именно для этого он заявил о реставрации Казанской духовной академии, но затем, «поняв сложность проекта», переключился на Собор Казанской иконы Божией матери.
«Собор – это разово, стены. Академия – это кадры, это постоянное внимание, это очень сложно. А серьезных кадров педагогических для академии духовной не так много. И он быстро перепрофилировался на собор, - размышляет в своем обращении Головин. - Предупреждаю, что в данном случае, на него очень негативно смотрят находящиеся у рычагов власти в Татарстане. Они бы тоже хотели, чтобы он скорее из Казани уехал».
Впрочем, с властями Татарстана, по версии Головина, владыка Феофан, все же, смог договориться. И предметом торга якобы стал Болгар.
«Они (власти Татарстана – ред.) содействуют, но при этом есть некоторые условия. Например, строится этот собор, но Болгар должен быть заповедником ислама <…>чересчур активная жизнь православных не вписывается у некоторых националистов в их планы. Поэтому Болгар нужно загасить, задавить. Такое некое соглашение. Одна сторона помогает другой, и получается, что митрополит Феофан, дай ему Бог доброго здоровья и душевного спасения, как-то подписался под этим: загасить православие в Болгаре, ну, Бог ему судья. Но это не сегодня было решено, а план осуществляется и сегодня – так мне было сказано».
ГОЛУБОЕ ЛОББИ И КИЛЛЕРЫ
Среди других «заказчиков» скандала, Владимир Головин, в том числе, называет митрополита Тверского и Кашинского Савву и президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александра Дворкина.
«…позже к плану действий был привлечен Савва Михеев – тогда епископ, ныне митрополит Тверской. Человек своеобразный, конечно, эрудированный, умный, посчастливилось слышать его. <…> Про него рассказывают вообще вещи очень сложные. Все мы знаем, сейчас отец Андрей Кураев об этом много говорит. Ну, есть в нашей церкви, к сожалению, такое тяжелое явление, как голубое лобби. Не мне судить, кого бы то ни было, но между ними есть связь. Они подтягивают своих к власти, это не ново», - отмечает Головин.
Тему «голубого лобби» он упоминает будто бы вскользь, но подчеркивает: слухов о владыке Савве так много, что «хоть ушеньки затыкай». Сам же он считает тверского митрополита «молодым, амбициозным» человеком, который «активно идет во власть». И в этой связи его цели совпали с позицией митрополита Феофана, считает протоиерей. Дворкин же стал исполнителем, продолжает Головин. Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект, как утверждает протоиерей, «рекламирует себя как профессиональных внутрицерковных киллеров».
«Тот же Дворкин. И те, кто около него. То, что они сейчас на самом деле заняты созданием расколов и сект внутри православия <…> при этом, они рекламируют себя, как профессиональных внутрицерковных киллеров. Они якобы могут выполнить любой заказ, это же не просто так делается».
В завершение опальный священник отмечает: ему хотелось бы верить в лучшее, но, факты показывают, что окончательное решение уже принято.
«Думаю, что меня дорежут. Ну, так, с евангельской любовью, как брата своего. Далее под запрет, лишение сана, лишения причастия, может, еще что-то. Но дорежут точно. Не для этого столько месяцев идет эта травля, чтобы закончиться вдруг. Хотя, конечно, хочется верить в лучшее, что нас Господь объединит, примерит, поставит решать то, что вместе может решать. Но, думаю, все же, дорежут».
Как бы там ни было, пока решение по Головину позиционируют, как временное: «вы запрещаетесь в служении без права совершения каких-либо священнодействий, преподания благословения, ношения рясы и наперсного креста сроком на 3 месяца с 3 сентября 2018 года». Тем временем, православные из числа почитателей протоиерея собирают подписи под письмом патриарху Московскому и всея Руси в онлайн-сообществах в защиту Головину.