Мексиканская авиакомпания Interjet решила отказаться от дальнейшей эксплуатации российского ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100. Перевозчика, впрочем как и остальных, не устроила низкая надежность лайнера и острый дефицит запчастей. При этом Interjet был крупнейшим иностранным эксплуатантом данного самолета.Всего компания успела получить 22 «Сухих», тогда как контракт был рассчитан на 30 самолетов.
В настоящее время эксплуатируются только семь машин, тогда как 15 были поставлены на хранение. У многих машин возникли проблемы с российско-французскими двигателями PowerJet SaM146.
Возрождения российского авиапрома не получилось. Хроника катастроф данного самолета:
Первая авиакатастрофа с SSJ-100 произошла в мае 2012 года. Тогда самолет, выполняя демонстрационный тур по Азии, разбился в горах Индонезии. Авария унесла жизни 45 человек, среди которых были и представители потенциальных покупателей. В декабре причиной катастрофы был назвал «человеческий фактор»: виновными признали погибших пилотов.
Однако уже тогда многие эксперты считали, что истинная причина авиакатастрофы кроется в несовершенстве лайнера: там могли не работать системы предварительного оповещения, а, возможно, отказал один из двигателей.
Впоследствии поломки эксплуатируемых SSJ-100 происходили регулярно: в июне 2012 года из строя вышел температурный датчик системы кондиционирования на борту воздушного судна, летевшего из Москвы в Данию, в августе случилась разгерметизация салона при полете из Москвы в Казань, в марте 2013 – из-за незакрывшихся створок шасси самолет совершил аварийную посадку в Шереметьево, в июле – лайнер жестко приземлился в аэропорту Исландии без шасси.
5 мая 2015 года при взлете в аэропорту Шереметьево SSJ-100 потерял часть двигателя – центральное тело соплового аппарата, а в октябре – лайнер при приземлении в Мехико столкнулся с телескопическим трапом. В июле 2018 года самолет произвел посадку на аэродроме Жуковский с невыпущенным шасси, в октябре – SSJ-100 совершил выкатывание за пределы ВПП аэропорта Якутска. Тогда была разрушена стойка шасси. В феврале 2019 года лайнер столкнулся с мачтой освещения при рулении к месту стоянки. К счастью, во всех случаях обошлось без жертв.
Однако так было до 5 мая, когда аварийно приземлившийся в Шереметьево лайнер загорелся. Трагедия унесла 41 жизнь, среди погибших был один ребенок. Спастись удалось 37 пассажирам и членам экипажа. Следствие рассматривает несколько версий произошедшего: недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, неисправность самолета и плохие погодные условия.
По предварительным данным, при экстренной посадке борт развернуло, и повредились шасси. Они пробили баки с топливом, после чего загорелись вместе с левым двигателем.
Разработка и эксплуатация «летающего гроба»
К проектированию первого после распада СССР пассажирского самолета – Sukhoi Superjet 100 – ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (головная компания – ГК «Ростех») приступило в 2000 году. Спустя несколько лет проект компании победил в конкурсе правительства РФ и получил государственную поддержку. Только за 2002-2010 годы из бюджета РФ на эти цели было выделено 12 млрд 431 млн рублей. Всего на создание самолета потратили около 44 млрд рублей.
По крайней мере с 2014 года, «Гражданские самолеты Сухого» работают с чистым убытком. В 2018 году он составил почти 5 млрд рублей.
Стартовым заказчиком SSJ-100 стала авиакомпания Armavia. В апреле 2011 года был совершен первый коммерческий полет по маршруту Ереван – Москва. Однако в 2013 году компания прекратила свою деятельность, успев получить, а затем вернуть один из двух заказанных SSJ-100, носивший имя «Юрий Гагарин».
Всего эти лайнеры эксплуатировали более 15 компаний, включая «Аэрофлот», «Газпром авиа», «Якутию», мексиканский Interjet, индонезийский Sky Aviation. Среди заказчиков фигурировали и «Трансаэро» с UTair. По информации «Ведомостей», ни одна из авиакомпаний, использующих SSJ-100, не получила от самолета ощутимой экономической эффективности. Это связано с нехваткой запчастей, из-за чего случаются простои лайнеров.
В ноябре 2018 года «Ведомости» также сообщали, что SSJ-100 мало летает из-за дефектов двигателя: комплектующие выходят из строя намного быстрее, чем обещает производитель. Такую информацию изданию рассказали топ-менеджеры четырех авиакомпаний, эксплуатирующих эти лайнеры. По их словам, трещины в двигателях могут происходить уже после 1000 часов полета, что свидетельствует о конструктивном недостатке.
После трагедии в Шереметьево в сети появилась петиция с требованием запретить полеты на Sukhoi Superjet 100. Ее подписали уже более 1,5 тысяч человек. «Не хочется быть мясом, хочется спокойствия», – написала автор петиции Елена Кузнецова. По ее подсчетам, только за последний год с лайнером произошло 8 инцидентов.
Однако в минтрансе РФ уже сообщили, что оснований для приостановки полетов SSJ-100 нет.
На таких самолетах в России совершаются внутренние рейсы. Кроме того, на них можно улететь в Таиланд, Казахстан и Мексику. При этом, от эксплуатации Sukhoi Superjet 100 ранее отказались компании из Бельгии (Airlines) и Ирландии (CityJet).
Источник: https://newsnn.ru/article/general/06-05-2019/sukhoi-superjet-100-afera-na-milliardy-dollarov