Горячее послеполуденное солнце, жар которого многократно усилен стеклом, нещадно печет измученное праведными трудами тело. По спине отвратительно течет, джинсы и футболка, кажется, прилипли намертво. На повернутом ко мне в профиль кресле сидит очень полный и не очень чистый гражданин, от которого ужасно несет коктейлем из пота, перегара и лука.
Пожилая дама с красным лицом, напротив меня активно обмахивается свернутой в квадратик газетой, разгоняя смрад по салону. Ощущение такое, будто бы воздух превратился в горячий густой кисель. Легкие с трудом и неохотой вбирают в себя эту массу, выбрасывая обратно обжигающую ноздри углекислоту. «Газелька» медленно ползет в гору, очень медленно, кажется уже целую вечность. Впереди и позади нас еще с десяток таких же желтеньких газенвагенов на колесах. Мне кажется, что нас всех везут на каторгу. Отвратительный хриплый голос в динамиках воет что-то про несчастную воровскую судьбу, подчеркивая ощущение. Очень хочется наружу, там ведь всего лишь плюс тридцать-тридцать два, не более и свежий воздух с легким ароматом пыли и выхлопов. А может быть даже повезет, и подует слабый, робкий ветерок. Нет, пока это лишь мечты, до остановки на ЦРБ ползти по мосту еще метров триста, а то и все триста пятьдесят, считай полжизни, а мне выходить вообще аж на Ленина. А там еще хрен знает сколько времени стоять на пригорке в толчее раскаленных на солнце машин. И вокруг нашей маршрутки, отражая желтыми и белыми боками солнце, будут толпиться такие же четырех-колесные микроволновки, везущие в своих чревах несчастных, измученных летним зноем горожан.
Терпеть не могу «ГАЗели»! Меня бесит, то что приходится балансировать словно ты акробат на проволоке, когда входишь, не успеваешь сесть, а водила, выпучив глаза, что есть дури уже жмет на газ. Противно смотреть, как иной водитель грубо выхватывает из дрожащих рук перепуганного пенсионера проездной, придирчиво проверяет его достоверность и забирает себе проездной талон, с таким видом, будто бы старик вырвал у него кусок хлеба изо рта в голодный год. Музыка, конечно, дело вкуса, но я предпочитаю слушать рев двигателя, чем то, сомнительной эстетической ценности творчество, горячими поклонниками которого являются некоторые «драйверы». Кроме того «ГАЗели» чрезвычайно неустойчевы, чем весьма опасны. Подтверждением тому являются множественные шрамы на моей левой руке, которую мне только чудом не оторвало во время безумных кульбитов маршрутки от удара в бок нанесенного «Мерседесом».
Но это все темы хотя и актуальные, но уже изрядно потертые и, наверное, во многом личные. Я подумал о другом. Представьте, в «Час Пик» на дорогах Старого Оскола находится порядка 200 маршрутных «ГАЗелей» на 15 мест каждая, габариты одной составляют 5,54х2,38 метров, т.е. площадью примерно 13,2 квадратных метра. Несложно подсчитать, что 200 маршруток занимают примерно 2640 квадратных метра дороги, на которых располагаются около 3000 человек. Считаем дальше, один автобус «ЛиАЗ 5256», который так же популярен в Старом Осколе рассчитан на 118 пассажиров и имеет габариты 11,4х2,5 метра, т.е. 28,5 квадратных метра.
Для того что бы разместить 3000 пассажиров необходимо 26 автобусов, которые будут занимать всего 741 квадратный метр площади дороги. Получается, что если все маршрутные «ГАЗели» заменить автобусами, мы получим экономию почти в 2 квадратных километра дороги, и существенно разгрузим транспортные пути города. Можно даже добавить еще штук 5 автобусов, для того что бы снять нагрузку на транспорт и ликвидировать вероятность возникновения давки.
Конечно, встает вопрос, куда девать оставшихся без работы водителей? Но и тут, на мой взгляд, все складывается довольно справедливо. 62 самых ответственных идут работать водителями автобусов в две смены. А остальные две трети, 140 «Шумахеров», вообще не должны никогда управлять какими-либо автомобилями. Я думаю для них можно подыскать более подходящие и безопасные занятия.
Жаль конечно, но это только фантазии. Очень уж большая и непреодолимая сила, очень уж большие деньги стоят за пассажирскими перевозками. Да и ряд обстоятельств, одно из которых планировка города, не позволят полностью отказаться от маршруток.
Ругаю я себя на чем свет стоит, за то, что так поздно получил права, когда экономика страны дала крен и покупка личного авто стала далекой перспективой. Ругаю себя и во время «трогательного балансирования», и во время прослушивания «камерной музыки», и вовремя стремительного пролета через перекресток со скоростью 120 км/ч. Ругаю себя и фантазирую на тему того, как было бы здорово если бы у нас по городу ходил трамвай.
Boommm, специально для КавиКом.