Выезд из гостеприимного Кишинёва был запланирован на утро субботы, восьмого мая.
Свежекупленный восьмилетний коньяк вместе с остальным скарбом был упакован, варенья-соленья с благодарностью приняты.
10 часов утра по российскому времени. Мы едем домой.
На обратном пути мы решили немного изменить маршрут и поехать через Одессу - себя посмотреть, город показать. Ну и трасса незнакомая - тоже интересно, не всё же по безлюдной Полтавке болтаться. Есть и ещё один плюс - мы благополучно пересекали молдавско-украинскую границу, минуя два таможенных поста Приднестровья. А это минимум час сэкономленного времени.
Однако, Одесса у нас случилась только через четыре часа после выезда, а сначала мы пытались "нащупать" верный выезд из Молдавии. И вот здесь я не могу не сказать: никогда не верьте картам! Это знание пришло ко мне внезапно, когда я смотрела в карту молдавских дорог, пальцем вела по широкой линии нужной нам трассы, поднимала глаза, а там... А там двухполосная дорога постепенно вливалась в в полторы сельских полосы. Когда исчез бетон, и появившаяся на его месте узкая козья тропа стала уходить вверх по холму, пришлось признать, что мы находимся не там, где должны. Самое смешное, что нужную дорогу мы нашли там, где на карте не было вообще ничего. Я всегда подозревала, что атласы рисуют для шпионов.
Второй раз мы заблудились в трёх молдавских соснах, когда доехали до развилки, на которой не было никаких намеков на указатель. Поэтому мы смело поехали за мужичком на грузовичке. На проверку грузовичок оказался мусоровозом, а приехали мы, естественно, на свалку. Но мы и оттуда выбрались.
После всех блужданий, когда бензин был на исходе, появился молдавский таможенный пункт, где нам поставили первые молдавские печати в паспорта и отпустили с миром. Нужно сказать, что на пути в Кишинёв в начале мая печати в паспортах нам не ставили ни в Приднестровье, ни в Молдове. Поэтому сложно сказать, где нас носило целую неделю после пересечения украинской границы.
Отдельно хочется обосновать скромные запасы бензина в баке. Всё дело в том, что в Украине литр 95-го бензина стоит примерно 29 рублей, что, конечно, существенно дороже российских цен. Но в Кишинёве мы поняли, что 29 деревянных долларов - это цветочки по сравнению с 35 рублями за литр 95-го молдавского бензина. Посему мы терпеливо ждали пересечения границы, чтобы уж погулять - так погулять. На 29 рублей за литр.
И вот, Молдова нас выпустила, мы уже энное количество времени едем по украинской земле, а таможни-то всё нет и нет. И прежде, чем она появилась, я успела подумать о том, на какой срок в Украине сажают контрабандистов.
Украинские таможенники были нервными и напряженными. Мы мирно стояли в очереди к окошку паспортного контроля, но тут появился усатый дядька в погонах и заставил всех разойтись по машинам: "К вам подойдут!". Да, есть у них такая привычка подходить и забирать паспорта. В такие моменты всегда немного опасаешься, что паспорт ты получишь только после того, как положишь кафельную плитку у них в санузле.
Когда Татьяна стояла возле очередного окна с документами на автомобиль, к нашей машине подошёл очередной дядька в погонах с вопросом, адресованным мне: "Чё сидим?". Вообще, странный вопрос для пассажира. Ну как чего сидим? Ждём, когда на пассажирском месте отрастут педали и штурвал.
И вот, все перипетии позади, мы подъезжаем к Одессе ("Нет-нет, мы всего на пару часов!"). Нужно сказать, что окраины Одессы ничем не отличаются от окраин любого другого города. И после посещения её спальных районов можно даже подумать, что Старый Оскол - это маленький Нью-Йорк. Но самое интересное начинается, когда въезжаешь на булыжную мостовую. Одесса - это такой малоэтажный Питер. Только лучше.
Мы припарковались возле здания областной Прокуратуры и пошли в народ. Город превзошёл все мои ожидания. Я всегда полагала, что Одесса - это населенный пункт, состоящий из подворотен, в которых сушится бельё, а толстая женщина с внутреннего балкона кричит: "Мойша, иди домой!". И эти подворотни, конечно существуют:
Но кроме них существует и удивительно богатая архитектура:
И потрясающей красоты дома, в которых просто живут люди:
И переулки со спецтранспортом:
И Приморский бульвар с гостиницей "Лондонская" и видом на южное море:
Поразила меня и стерильная чистота туристической Одессы. Я могу со всей уверенностью сказать, что не видела более чистого города. И даже если рядом нет урны, страшно помыслить о том, чтобы выбросить какой-то мусор на тротуар. Это всё равно, что кидать окурки на пол в своём доме. Кстати, если вдруг кто-то всё же бросил бумажку недрогнувшей рукой, то тут же словно из-под земли вырастает мужичок с совком и метлой, сметает инородное тело (к сожалению, мусор, а не намусорившего) и исчезает.
Интересные взаимоотношения у одесситов и с государственным языком. Украинский язык используется только в табличках государственных учереждений и названиях улиц. Во всех остальных случаях оддеситы плевать хотели на то, что кто-то в Киеве не умеет читать по-русски. И даже название города практически везде пишется на русском - Одесса, а не по-украински - Одеса.
Знаменитая улица Дерибасовская не произвела на меня сильного впечатления. Наверное от того, что к моменту её посещения мы видели уже много пешеходных улиц с домами, построенными в конце 19-го - начале 20-го века, с совершенно сумасшедшими и везде разными балконами.
Однако именно на Дерибасовской мы решили зайти в кафе. И это было очень приятное кафе - с большими тентами над столами, плетёной мебелью и пледами. И с совершенно прекрасной подачей блюд:
В Одессе очень много иностранных туристов. За соседним столиком сидели итальянцы в красных рубашках. А чуть поодаль - семья из Воронежа (нет-нет, мы не подслушивали, это всё коварный бриз).
В кафе я поймала себя на том, что блаженно улыбаюсь. И сам город, и общая атмосфера, видимо, не предполагают иного выражения лица. Здесь чувствуешь себя совершенно счастливым человеком.
Допив кофе, мы отправились к морю. Точнее, к морскому вокзалу и построенной за ним гостинице "Одесса":
Полюбовались на малыша, вскормленного с помощью стероидов:
И пошли к воде. А там... там... яхты!
При этом любую яхту можно арендовать для морской прогулки. А если не хватает денег на роскошь, то можно утешиться многоместными судёнышками, которых на приколе тоже стоит в изобилии.
Конечно, мы посмотрели только сотую часть города. Много ли можно успеть за четыре часа? В Одессу нужно ехать минимум на неделю. Но недели у нас не было, на часах шесть вечера, а нам ещё ехать и ехать. Выбраться из города (в верном направлении) оказалось гораздо сложнее, чем забраться в него.
Характерные для Украины проблемы с указателями (точнее - их отсуствие) имеют место быть и в этом лучшем из городов. Указатель на Мiколаiв (Николаев) мы искали долго и тщетно. Заехали на заправочную станцию и, пока заливали топливо в бак, спросили у юноши-заправщика, где мы, и куда нам, собственно, теперь. Юноша долго чесал затылок, потом сходил за картой и попытался (тоже тщетно) сообразить в какой стороне находится чудесный град Николаев.
В итоге, вовсю используя женскую логику и карту, мы рассудили, что море должно оставаться от нас по правую руку, и вот тогда, и вот там...
Там с указателями тоже было сложно, но мы встретили доброго одесского человека, который подробно и внятно объяснил нам, как выехать из города.
Итог: из Одессы в общей сложности мы выезжали час.
Путь от Одессы до Николаева составляет примерно 100 километров, преодолевать которые можно несколько часов. Дорога на этом участке плавно перетекает из плохой в хреновую. Представьте себе картину: абсолютно пустая двухполосная трасса и пыль до небес вдоль всей дороги. Это умные водители едут по обочинам - как в попутном нам направлении, так и на встречном. Потому что дорожное полотно представляет из себя эдакий бетонный дуршлаг. И каждая яма содержит в себе другую, более глубокую яму, такая украинская матрешка.
Когда начало темнеть, а Николаев так и оставался за горами, за лесами, пошел дождь. Обочина раскисла и волней-неволей все автомобили переместились на "дорогу", если можно её так назвать. Самое интересное, что минут через тридцать такой езды, среди ям начинаешь видеть дорогу, чувствуя себя заядлым слаломистом.
Николаев никаких особенных эмоций не вызвал, благополучно проехали его насквозь. Трасса начала усыплять, иногда от сильного напряжения глаз казалось, что в придорожных кустах стоят люди с косами. В течение всей ночи мы периодически менялись. Заснуть в трясущейся на ямах машине было сложно, поэтому ближе к утру я просто выключалась. По моим подсчетам, в общей сложности я дремала часа полтора.
Следующим был Кривой рог. И рог, действительно, был кривым. Мне казалось, что транзитная объездная трасса не закончится никогда, настолько круто она заворачивается вокруг немаленького города.
На пути в Днепропетровск за руль села Таня, я задремала и проснулась от того, что машина останавливается. На часах - четыре утра, в окошко заглядывает недоумённая физиономия гаишника. Ещё бы: на всех парковках стоят дальнобойщики, которым в одиночку гнать большегрузы сложно, они отсыпаются, трасса пустая, а тут авто с российскими номерами. А в автомобиле две девушки, которые едут домой. Блюститель правопорядка поинтересовался на всякий случай, знаем ли мы дорогу. Подумал, видимо, что мы заблудились.
Днепропетровск встретил нас приветливо - трамвайными путями поперек дороги. При этом рельсы выступали сантиметров на 15 над проезжей частью, сопровождались ямами и были плохо различимы в темноте. Игра называется: "Почувствуй себя трамваем".
По Днепропетровску тоже пришлось поколесить в поисках выезда на харьковскую магистраль. Темно, мы подъезжаем к дремлющему таксисту и спрашиваем: "Куда, собственно?". Таксист, видимо, устал стоять на одном месте и вызвался проводить нас до развилки на Харьков, но когда я услышала слова "я с вами доеду до тупичка, не бойтесь - бесплатно!", желание принять помощь резко улетучилось.
Магистраль - коварная трасса. Хорошая дорога без ям и прочих неожиданностей усыпляет мгновенно. Проснулась я от таниного: "Даш, поведи полчасика, пожалуйста, а то я, кажется, уже вижу сны". Рассвет мы застали где-то на полпути к Харькову. Солнце только высветило горизонт, над полями стоит туман, возле характерной будки переминается с ноги на ногу человек в форме, поднимает полосатый жезл, воздух тяжелый и свежий, птички поют... Минуточку! Человек с жезлом? Странные люди, эти гаишники на скоростных магистралях. Это же какой у меня должен быть тормозной путь и сколько он /гаишник/ будет до меня бежать, если жезл он вскидывает в последнюю минуту, а скорость на нашем спидометре - 130 км/ч? Ну и ладно. Проехали в буквальном смысле слова.
Перед Харьковом за руль снова села Татьяна, чтобы показать мне все достопримечательности. Тем более, мы ехали через центр. И вот что я вам скажу: Харьков - очень интересный и большой город. Местами очень напоминает столицу нашей необъятной родины. Улицы были практически пусты, старые здания в легком утреннем тумане производили впечатления заброшенности. Но даже при таких ассоциациях город производил впечатление величественности и обладал какой-то своей особой красотой.
К границе мы подобрались к девяти утра, довольно быстро прошли таможни (немного постояв на российском пропускном пункте не в нашей очереди, а в украинской). Сутки в пути, и вот она - Родина.
В 9-45 Таня высадила нас с сумкой возле автовокзала Белгорода. Автобус до Старого Оскола отходил в 9-55. Мы с сумкой сели, и я выключилась. Включалась я три раза - в Короче, Скородном и в пункте прибытия. И мне снился сон о том, что я еду прямо на стоящего посреди дороги представителя ГИБДД, лицо его искажено ужасом, а руки выброшены вперед по направлению к капоту моего автомобиля. Проснулась от того, что правой ногой судорожно пытаюсь найти педаль тормоза. К сожалению, на пассажирских местах автобусов педали тоже пока не отросли.
На этом всё. Удачных вам путешествий!
Фацелия специально для kavicom.ru.