Европа всегда отличалась и отличается от нас гибкостью мышления в торговле. Особенно это заметно сейчас, во время так называемого, кризиса. Чтобы удержаться на плаву хозяева магазинов, кафе, ресторанов ищут и находят способы привлечения клиентов и покупателей. Не стану вдаваться в особенности экономических систем, в которых ничего не понимаю. Зато могу рассказать о том, чему стал свидетелем во Франции и Бельгии.
В Париже я впервые услышал слово «группоны». Мне пояснили, что хозяева «едальных» заведений выставляют в интернете информацию о всевозможных скидках. Зашел на сайты и глаза разбегаются: завтраки, обеды, ужины для коллективных посещений. Мои родственники выбрали арабскую экзотику в виде главного блюда под названием «шиш-кебаб» в одном из кафе. Оно представляет собой колбаску из теста, заполненную мясом, овощами, специями и еще чем-то очень вкусным и непонятным. Одной этой штуки вполне хватило, чтобы заморить червячка. К ней прилагались: картофель-фри, сладкий картофель, кус-кус, овощной салат и кофе. Все названное стоило восемь евро. Прикиньте по курсу, где можно на 320 рублей наесться до отвала в нашем городе. Нигде!
В Бельгии меня удивил один супермаркет. Пока женщины выбирали продукты мы с другом пошли гулять по рядам. Смотрим, на столике стоят бутылки с красным вином и рядом пластмассовые рюмочки. Degustation (в переводе на русский – халява) и никого рядом. Попробовали и пошли дальше.
Время шло к обеду, мы в дороге находились пару часов и понятно, проголодались. Как на заказ стоит один небольшой поддон с нарезкой колбасы, чуть дальше – ветчина. Вкусили, повеселели. Дальше по периметру было еще интереснее. Большая электрическая кастрюля источала такие ароматы, что пройти мимо - сродни преступлению против собственного желудка. Содержимым оказался жидкий рыбный суп, который мы залили в картонные стаканчики и с удовольствием отправили вслед за нарезкой.
Рядом с кастрюлей стоял кофейник с кофе, сахар и сливки по вкусу. Понравилось. Нарезаем второй круг и повторяем все кроме кофе и супа. Замечу, что никакой толпы, ажиотажа и надсмотрщиков не наблюдалось.
В небольшом уголочке на постаменте Санта Клаус принимал детей. Они ему что-то рассказывали и получали в подарок мешочки, о содержимом которых можно было догадываться.
Утолив голод, уже в одиночку я пошел рассматривать прилавки и отметил напротив многих товаров пачки листочков. На одних были указаны проценты скидки, на других – скидки в евро. Выбираешь товар, отрываешь листочек и с ним на кассу.
До католического рождества оставалось более месяца, а праздник в Европе уже шел полным ходом.