В августе прошлого года произошло объединение пяти городских клубов, занимающихся исторической реконструкцией и возрождением древних традиций. Родноверы, борцы, славяне, руевитовцы, казаки - более 200 человек вошли в «Ассоциацию клубов Старого Оскола». Они приобрели новые возможности, но сохранили свою независимость. С вопросов о том, как это стало возможным, и началась наша вчерашняя беседа с Авдеем Авдеевичем Фирсовым, возглавляющим объединение. Мы успели обсудить самые «жаркие» темы Кавикома - кто такие «русские люди», какова роль женщины в мире мужчин, празднуют ли члены организации День Святого Валентина. Но в основном говорили о главном - как сохранить традиции предков в мире, отказывающемся от родовой памяти?
- Ассоциации вот уже скоро полгода, какие же клубы за это время вошли в ее состав?
- Союз вольных бойцов («СВБ»), старооскольский клуб исторического фехтования («СКИФ»), «Славянский фиорд», «Троянова тропа» и, конечно же, «Руевит» - самый долгоживущий и известный в Старом Осколе. Многие участники новых клубов в свое время вышли именно из его стен. Я с 1975 года занимался классической борьбой, а когда сыну исполнилось 10 лет, привел его в «Руевит». Начал и ходить вместе за компанию, да и самому хотелось посмотреть, что за клуб. А потом втянулся. Я ведь служил в подразделении по борьбе с диверсионными группами в ракетных войсках стратегического назначения. Нас там обучали единоборствам. Поэтому мне было, что посмотреть и что показать.
- А зачем клубам понадобилось объединяться?
- Иногда перед нами ставятся масштабные задачи - по количеству участников, объему времени, ресурсам. И одному клубу их решать сложно, ведь люди не проводят в нем сутки напролет. Кто-то работает, учится, имеет другие занятия. Поэтому мы объединились, усилились. Вот, например, на День города администрация округа нас попросила выступить на параде. Но у нас в это время четыре полностью экипированных бойца уехали выступать в Москву на международный турнир «Меч России». Для одного клуба собрать команду в таких условиях было бы затруднительно. А мы выставили 12 человек «в доспехах» и еще три комплекта предоставили для инсценировки - помните «Александра Невского» со свитой? Все это - благодаря объединению клубов! Все-таки, 200 человек! Один одолжил доспехи, другой помог с организацией, третий одел экипировку и выступил.
И много мероприятий успели провести вместе?
- Про День города и «Меч России» я вам сказал. Кроме того, считайте - турнир «Листвянка» в Рязани, два турнира в Курске - «Курская засека» и «Итоги года», выступление на Большом казачьем круге в Белгороде, три показательных выступления в Незнамово - в ДК, на празднике села и в школе для местных ребятишек.
- День села, День города - это же светские праздники. А позволяется ли члену ассоциации праздновать, например, День Святого Валентина? Или можно только древнеславянские праздники?
- Мы не навязываем свою веру, свою религию. Среди членов клубов есть родяне, православные, атеисты. Кто-то истово верит, кто-то просто «крестик носит». Русь так долго шла до христианства, что сейчас все праздники и обычаи перемешаны. Люди ходят в храмы и одновременно верят в приметы, празднуют церковные даты и языческие. У нас это не запрещается. Лишь бы занимались общим делом, не вредили друг другу.
- А как же «возрождение традиций»?
- Эта цель была и осталась. Но поймите: мы не навязываемся. Кто хочет соблюдать обряды наших предков, сохранять их веру - он будет это делать. Кто не готов - не будет. Главное, чтобы он следовал требованиям ассоциации и помогал в достижении других целей.
- Воинское служение, защита Родины, здоровый образ жизни?
- Совершенно верно. А еще воспитание у молодежи патриотизма. Если нашу молодежь ничем не занять - эту нишу займут другие. Все эти цели объединили нас.
- Я думал казачество объединило...
- Казаки были одними из первых защитников Родины. Войны, основа державы, пограничники и внутренняя армия. Не надо придумывать ничего нового, если можно взять старые, проверенные временем традиции. Многие участники клубов сегодня состоят в старооскольской казачьей общине и одно другому не мешает. Скорее, даже помогает - мы попадаем в президентские программы по воспитанию молодежи и возрождению казачества.
- К сожалению, заявленные цели не всегда соответствуют пути. Сколько уже было случаев, когда под маской казаков, славян и родноверов скрывались откровенно преступные группировки, в том числе и нацистские!
- В любом деле могут быть перегибы, к любому объединению примазываются недобросовестные люди. И своим поведением они дискредитируют светлое имя. Да, к сожалению, такие случаи бывали. Поэтому надо быть внимательными к тому, что «преподают» в разного рода клубах и секциях. Но за свои клубы мы ручаемся, кого попало в ассоциацию принимать не намерены.
- Контролируете?
- Скорее наблюдаем. Мы не трогаем структуру клубов, не касаемся Уставов и не лезем во внутриклубные проблемы. Каждый клуб по прежнему имеет свою символику, свое руководство и привычный уклад. Никто не собирается захватывать власть и подчинять себе. Мы - объединение, ассоциация. Мы достигаем общих целей общими усилиями. И мы смогли сплотить даже тех, кто считал себя в чем-то обиженным. Эти люди говорили, что их клуб не дает им реализовать свои возможности и уходили. А сейчас они поняли, что могут работать со всеми, но самостоятельно выбирать направления. И это радует.
- Когда вы говорите о членах клубов, то имеете в виду только мужчин? Или есть и бойцы-женщины?
- Конечно есть. Например, в клубе «СКИФ» состоит Элеонора Коршикова, преподаватель химии 22 школы. Сама делает доспехи и занимается историческим фехтованием на турнирах. Причем на неплохом уровне. Вот 28 января в Белгороде на Большом казачьем круге принимала участие в показательных выступлениях.
- Но основная роль, наверное, все-таки традиционная - обеспечение быта, приготовление пищи и так далее?
- И это тоже, безусловно. На выездах, ролевых играх спутницы помогают своим мужчинам - готовят, стирают. Но и исторической реконструкцией занимаются - моделируют ролевые игры. Задают определенную эпоху, географию и пытаются воссоздать быт, отношения, ситуацию. Некий кусочек вселенной. Конечно шьют историческую одежду. Недавно нужна была казачья форма. Ближайший магазин - в Воронеже, цены кусаются. Кинули клич среди девушек, они принялись за шитье и за две недели десять человек одели! Быстро и в два раза дешевле, чем в магазине.
- А мужчины, наверное, мечи и доспехи клепают? И все поголовно технические специалисты?
- Да, есть кузнецы, фрезеровщики, работники крупных предприятий. Но есть и инженеры, педагоги, школьники, спортсмены. Вот, например, заместитель начальника крупного цеха на Лебединском ГОКе сам изготавливает доспехи, принимает участие во всех наших мероприятиях. Клуб - это некая отдушина, отдых от повседневной суеты.
- Сложно совмещать рабочую жизнь с клубной? На работе - современная техника, требования, а тут - славянские традиции, быт, уклад?
- Если начал заниматься и не бросил через пару месяцев, то считай, что втянулся. И начинаешь ждать - когда настанет лето, когда поедем на турнир, когда соревнования. Переживаешь, если опять не хватило денег на поездку, если не нашел времени и так далее.
- А как происходит отбор идей и традиций для воплощения - что является поистине русскими? И что такое, по вашему, «русский человек» - национальность, генетика или состояние духа?
- Сейчас каждый под этим словом подразумевает что-то свое, оно уже искажено до неузнаваемости. Если судить по геополитическому признаку, то мы все - россияне. По национальности тоже не выйдет - в каждом из нас их много намешано. К тому же, на территории Руси всегда жило множество национальностей, даже фино-угорские племена вверх по Волге. Поэтому я считаю, что если человек поддерживает русские традиции, русский уклад, русский дух - он русский. Но мы чаще используем слово «славянин», предполагая принадлежность к славянским племенам.
- И где тренируются братья-славяне? Я слышал, что у вас сейчас появилось свое помещение?
- Виталий Маняхин, председатель сельской администрации Незнамово, выделил нам для занятий подвальное помещение под зданием правления. Мы привели его в порядок, на собственные деньги отремонтировали и теперь находимся там. Занимаемся ремонтом оружия и доспехов, спортом.
- На какие средства? Берете плату с учеников?
- Ни в коем случае! Помещение нам предоставляют бесплатно, и мы не берем платы с детишек, которые приходят заниматься. Если нам нужны какие-то деньги, например для изготовления обмундирования, мы собираем их сами. Члены клуба сбрасываются на общие нужды, потом собираем чеки, каждую копейку показываем, что на дело пошла. Взносы небольшие: 100 рублей в месяц с членов Союза казаков, 200 рублей с членов клуба. Ведь, если человек хочет пользоваться общим имуществом, участвовать в поездках и турнирах - надо это все как-то оплачивать. Мы же не умеем делать деньги из воздуха.
- С повседневными расходами понятно. А что касается крупных? Не предполагаются?
- Предполагаются. Только пока вариантов не видно. Вот, например, в помещении пол кафельный - если уронить тяжелый доспех или меч, то он колется. Надо застилать резиной - отработанными конвейерными лентами, которые стоят очень дорого. Проводку менять надо, светильники ставить — опять деньги. Вентиляция нужна - все-таки подвал. Пока что хватило денег только на то, чтобы сделать оружейную и штабную комнаты. Ходим на приемы к чиновникам, бизнесменам. У нас ведь занимаются простые люди, не предприниматели. Найдем деньги - хорошо, нет - … ну что тут поделать. Будем жить как живем.
Алексей Деменко, специально для Кавиком.ру.