Сегодня, собираясь на работу, увидела по первому каналу сюжет про наш город, в программе «Утро». Я не знала, куда деться от стыда.
В сюжете шла речь о том, насколько безграмотны люди в Старом Осколе. Так, оказывается, в нашем городе есть улица БольшевиТская и микрорайон БудеНого. Еще раз помянули открытки выпускникам с девятью орфографическими ошибками, но провалиться сквозь землю мне захотелось, когда корреспонденты нашли объявление о репетиторстве от учителя руСкого языка и литературы. Резюме было таково: «Какие учителя, такое и население».
Ну вот, честное слово, плакать хочется от бессилия. Правильно было бы отрешиться от всего этого, не брать на себя груз вины за неграмотных коллег. Так и пытаюсь мысленно, как то оправдать человека: возможно, объявление это было напечатано не учителем, а по просьбе, или по заказу, и тут же возражаю сама себе: А проверить - не судьба?
Да, я делаю все возможное, чтобы не случалось таких казусов. Я пишу статьи о грамотности, я поправляю в разговоре людей, в конце концов, я учу детей!
Но, что касается «исправлять людей». Даже муж говорит: «Ты себе врагов скоро наживешь». Так что, иногда приходиться «язык прикусить». Ну не будешь же исправлять ошибки в речи начальства.
Это все предыстория. Сюжет, просмотренный по телевизору, просто оказался неким пинком к написанию статьи об образовании. Вынашивала я эту статью с того момента, как в наших школах для учителей ввели так называемое «обобщение актуального педагогического опыта», сокращенно АПО. Всем известно, что педагоги каждые 5 лет аттестуются. В критериях аттестации есть пункт об этом злосчастном обобщении опыта. Требования к оформлению АПО идентичны требованиям к диссертации или дипломной работы: введение, актуальность, цели, результаты и т.д. Опыт обобщается раз в три года. То есть, учитель, как бы придумывает свою фишку в методике преподавания, или дополняет уже традиционную методику, и пишет потом о том, чего он там напридумывал и осуществил за три года. Это в идеале. В реальности, учитель опыт пишет максимум за месяц, минимум – за неделю. Или обращается «к специально обученным людям», которые напишут это обобщение за него. За деньги, естественно.
Вот в этом моменте, казалось бы, мне- то зачем возмущаться, я как раз являюсь тем самым «специально обученным человеком» и подзарабатываю на «маслице» таким образом. Но вся система мне кажется очень нелогичной. Пишут, пишут эти опыты, изводят тонну бумаги, платят деньги, потому что нужно не только написать, но еще издать опыт в виде брошюры (Вот офису 803 в бизнес центре повезло), тратят массу времени, даже если компилировать умные мысли из Интернета, а потом складируются эти брошюры где-то… и всё. Я думаю, что создается стратегический запас макулатуры, который красиво называется «Банк актуального педагогического опыта».
Полагаете это всё? Нет. Ненужной писаниной учителя наши занимаются каждую четверть, заполняя портфолио, подтверждающее стимулирующую надбавку. Вроде все правильно, надо же доказать, что ты принимал участие в семинаре, конференции, что занял призовое место в конкурсе и прочее, прочее, прочее. Но, для того, чтобы получить заветное свидетельство, доказательство, удостоверение об участии, нужно заплатить, написать, отослать….Снова бумаги, писанина. Замкнутый круг, ей Богу.
Перед тем как писать эту статью я опросила более 50 педагогов, что не устраивает их в современной системе образования. Педагоги оказались настолько единодушны в своем мнении, что стало страшно. Все, как один отвечали одной фразой: «Бумагами задушили». Спрашиваю: «А что же вы молчите?»
-А зарплата у нас неплохая сейчас, вот и молчим…и пишем ненужные бумажки…
- А дети??? Как же дети то???
- А дети...мешают «работать».
О чем еще молчат учителя? Молчат о подписке на ненужные газеты. Принудительной подписке. Молчат о завышенных оценках, чтобы не портить статистику. Потому что зарплата у учителей теперь хорошая, за такую зарплату можно и помолчать. Рабская идеология, не правда ли? Разве за свою работу ГРАМОТНЫЕ, самоотверженные учителя не должны получать достойную зарплату? Без ненужной писанины. Этой писанины, слава Богу, и так хватает (планы, журналы, тетради, пособия).
И еще одну больную тему хотелось бы затронуть. Подарки. Тема вечная, споры нескончаемые. Учителя, как и врачи, как и другие специалисты, работающие с людьми – люди разные. Я знаю педагогов, которые родителям в «открытую» заказывают подарки. И я, лично, их осуждаю. Очень осуждаю. Расскажу один случай, когда вот так же хотелось плакать от обиды за учительскую братию. На 8 марта родительский комитет в принудительном порядке «содрал» с родителей деньги на подарок учителю. На собранные деньги была куплена ваза, и одной из родительниц на вазе был сделан витраж. Ручная роспись, так сказать, эксклюзив! Учительница вазу родительскому комитету вернула, с возмущенными словами: «Что вы мне тут какую-то фигню самодельную подарили?» А между тем, точно такие же вазы, с такой же витражной росписью (а может даже и похуже) в магазине продавались за немалые деньги. Как говорит мой муж: «Сама себе злобный Буратино». Но какой осадок остался у родителей, забиравших злополучную вазу, дособираюших деньги на «более достойный» подарок. Была бы я на месте того родительского комитета, я бы просто не стала дарить такой учительнице подарок вообще.
Вот так печально.
Надо бы статью позитивно как-то закончить. Например, написать, что я подарков не беру с родителей вообще, принципиально. Что я грамотная и веселая, и дети меня любят, но не стану ничего этого писать, потому что я скромная.
Позитивно, да? Зато как в анекдоте про Штирлица: «Штирлиц ворвался к Мюллеру, врезал ему в ухо, отобрал секретные документы и спросил:
- А не найдется ли у вас канцелярских скрепок?
Штирлиц знал, что в разговоре всегда запоминается последняя фраза, и если Мюллера спросят:
- Зачем приходил Штирлиц? – тот наверняка ответит:
- За скрепками».