На этот вопрос можно ответить одним словом: «Готовиться». И не полчаса, не день-два, а довольно длительное время. В древности период подготовки ко святому Крещению занимал несколько недель, месяцев, а то и несколько лет. И это было время не пассивного ожидания своей очереди, подобно томлению перед регистрацией в ЗАГСе, а время напряженной работы души. Готовящийся к Крещению внимательно слушал огласительные беседы, регулярно посещал богослужения, учился молиться, читал духовную литературу. Он понимал, что после вхождения в Церковь, его жизнь должна измениться самым коренным образом.
У многих современных соискателей благодати святого Крещения такого понимания, к сожалению, нет. И в ответ на вопрос о том, что нужно для Крещения, они ожидают услышать лишь конкретный перечень материальных вещей, необходимых при совершении этого великого Таинства: нательный крестик, полотенце, крестильную рубашку и прочее. Все это, разумеется, нужно. Однако, это вещи, так сказать, второй степени необходимости. Их без особого труда и волнения можно приобрести или даже получить в подарок перед самым таинством. А вот верующее сердце нигде не приобретешь. И нашу решимость кардинально изменить свою жизнь никто нам не подарит. Вера и решимость – плоды нашей свободной воли. И их в первую очередь должен иметь готовящийся ко святому Крещению.
Это ответ на ваш вопрос в двух словах. Но можно и нужно ответить и более пространно.
Прежде чем стать христианином, надо знать, в Кого и как верят христиане, и хотеть жить по вере. Христиан, не знающих основ христианской веры и не живущих церковной жизнью, с чьей-то легкой руки называют «мертвыми душами». Жестко, но верно. Тот, кто не очищает свою душу от грехов в Таинстве Покаяния, не приобщается Святых Христовых Тайн, кто добровольно отлучает себя от Жизнеподателя, тот мертвеет душой.
Если человек приходит к Крещению лицемерно, если он видит в этом Таинстве лишь некий магический способ решить свои земные проблемы (поправить здоровье, добиться успехов в бизнесе, сделать приятное родственникам, которые обзывают его нехристем и т.д.), то, по словам святителя Кирилла Иерусалимского, священник его, может быть, и крестит по неведению, а Дух Святой – нет.
Главная цель Крещения находится за пределами земного существования. И цель эта – спасение нашей души, которое заключается в соединении с Богом в Царстве Небесном.
Очень часто во время совершения Таинства Крещения над малышами родители напутствуют их приблизительно такими словами: «Ну, вот, сейчас батюшка тебя искупает и все…». Весьма печально, что многие взрослые видят в священнодействиях лишь водные процедуры. Так что же такое Крещение по сути своей? Это не просто очищение от греха, это смерть греху и духовное рождение.
В ветхозаветной книге «Исход» есть замечательный прообраз новозаветного Таинства Крещения. Это чудесный переход еврейского народа через Чермное (Красное) море. Евреи бежали из Египта, где они долгие годы находились на положение рабов. Они верили, что впереди их ждет земля, обещанная Богом. Господь укреплял колеблющуюся веру беглецов различными чудесами. Вот воды моря расступились перед ними и они, «яко по суху», прошли по морскому дну. Вот те же воды сомкнулись за спиной богоизбранного народа и потопили организованную фараоном погоню. Так и воды Крещения отсекают наше прошлое, прошедшее в добровольном рабстве греху, и открывают перспективы соработничества Богу.
Все время сорокалетнего странствия евреев в пустыне Господь питал их манной. И эта небесная пища была прообразом Таинства Евхаристии, прообразом истинного Небесного Хлеба, которым является Сам Господь. Но не всегда евреи принимали эту Богом дарованную пищу с благоговением. Порой они вспоминали египетские котлы с мясом и ради них в минуты малодушия выражали готовность вернуться в рабство. Так и новокрещенных нередко тянет обратно в свой Египет, в рабство страстей. Дорога в обетованную землю кажется им безрадостной пустыней. Они забывают, что Бог в этом пути уже с ними.
А бывает, что крещеный, выйдя из купели, так и остается «на берегу» Чермного моря. Спиной к земле обетованной, лицом к Египту. Как жить церковной жизнью, он не знает, а не старается узнать, потому что не хочет. Чтобы исключить такие случаи, постепенно возрождается в нашей Церкви практика оглашения. В ходе огласительных бесед те, кто ищет Крещения по ложным мотивам, либо уходят, либо приобретают верную мотивацию.
Стоит сказать пару слов о Крещении младенцев. Оно совершается по вере восприемников (крестных родителей) и при условии, что дети будут воспитываться в христианской вере. Если создание таких условий невозможно, а вера восприемников – лишь глубоко «в душе», то священник вправе отказать в совершении Таинства, чтобы не попирать благодать святого Крещения. Получившим отказ советую не кататься по разным храмам в поисках «доброго батюшки», который крестит быстро и без «лишних» вопросов. Лучше вернуться к первому священнику, предварительно ответив на вопрос, почему он не разглядел в вас искренне верующих христиан.
о. Владимир (Русин), настоятель Свято-Покровского храма в селе Кунье Горшеченского района Курской области