Вопрос об эффективности рекламы заботит каждого бизнесмена. Однако получить точные данные о том, какой вид рекламы в Старом Осколе наиболее заметен непросто - сами рекламные площадки, по понятным причинам, такие исследования обычно не заказывают, а предпринимателям на них денег жалко. Но кое-какие данные по некоторым направлениям получить вполне реально.
Конечно, общей статистики, которая бы подходила всем направлениям бизнеса, не существует. Поэтому я решил исследовать то направление, которое мне самому нравится - организация культурно-массовых мероприятий. Благодаря помощи одного липецкого продюсерского центра и лично директора Белгородской государственной филармонии Алексея Михайловича Лубянко (кто в теме - знает) мне удалось организовать опрос зрителей перед началом нескольких концертов и спектаклей с участием столичных знаменитостей*.
Сначала мы задавали людям только один вопрос: «Где вы видели рекламу концерта\спектакля?». Однако анализируя результаты стало понятно, что первоначальная формулировка была неверной - собеседники зачастую называли только одно место - где они увидели рекламу в первый раз. Поэтому потом вопросов стало два: «Где вы в первый раз увидели рекламу концерта\спектакля?» и «Где еще вы видели рекламу концерта\спектакля?». Первый вопрос позволял узнать, какая реклама была наиболее заметной, а второй - какая была более массовой. Впрочем, выяснилось, что большой разницы в результатах не будет - пятерка «призеров» оставалась неизменной, только немного в другом порядке.
В итоговых отчетах были подкорректированы и результаты по интересам, потому что поклонники молодежных мероприятий замечали, как правило, совсем другие виды рекламы, чем более зрелая аудитория. Например, такие классические виды рекламных площадок как печатные СМИ остались совершенно не замеченными молодым зрителем (впрочем, и те, кому за … не особо оценили размашистые анонсы на полполосы и больше). Поклонники антреприз обошли своим вниманием Интернет-сайты, так полюбившиеся молодежи.
Уже после первых двух-трех мероприятий рекламные кампании сезона пришлось спешно переделывать - опрос выявил крайне низкую «отдачу» от вложений в некоторые площадки. Так, например, пришлось отказаться от рекламы на подъездах - ее заметили всего 5,09 % зрителей. Такой результат первоначально показался странным, ведь охват у этой рекламы довольно большой - более 2000 подъездов! Каждый человек, приходя домой, обычно видит, что за листовки висят на стенде. Однако выяснилось, что к контролю за размещением и продолжительностью нахождения листовки на месте сотрудники фирмы относились не так внимательно, как требовалось. К тому же, людям, которые покупали билет на спектакль за 1000-1200 рублей, как оказалось, недосуг читать бумажки у подъезда. Да и проживали многие из них в коттеджах. По той же причине данная категория зрителей антреприз уделяла мало внимания плакатам на остановках - ну не ездят они на маршрутках, предпочитая им личные авто.
Всего в опросах приняли участие 310 человек. К сожалению, большинство людей по непонятной причине отказывались от ответа, хотя личных данных никто с них не требовал...
Больше всего опрошенных (14,52%) заметили плакаты с рекламой, размещенные на дверях ТЦ «Карусель». На втором месте по популярности (13,55%) «народное радио» - рассказ друга или родственника. Третье место поделили две рекламные площадки, показав равный результат (12,26%) - телевидение и место проведения мероприятия.
Как и ожидалось, вошла в пятерку лидеров и традиционная для таких мероприятий рекламная площадка - автобусные остановки. Ее оценили 8,06% зрителей. Замыкает список еще один торговый центр, точнее, размещенная в ТЦ «Оскол», билетная касса - 5,48%.
Как видите - традиционный «печатный» вид рекламы (афиши, листовки, банеры, плакаты) до сих пор держит лидирующие позиции. Всего, благодаря полиграфии, на концерты и спектакли удалось привлечь 53,55% опрошенных! Интернет-сайты показали неплохой результат - 9,04%, но во многом благодаря сайту «Вконтакте» и грамотному его использованию в сборе фанатов группы «Мумий Тролль».
Пожалуй, хуже всего сработали печатные СМИ, набрав вкупе 1,93% голосов. Зато и обошлись они дешевле.
Каждый раз не меньше пяти человек говорили, что о мероприятии они узнали от человека, который подарил им билет на него. К 8 марта, к 23 февраля, ко Дню рождения, да и просто так. Маме, бабушке, любимой девушке или даже парню. Конечно, в сравнении с общей статистикой, процент маленький. Но все же приятно, что до сих пор подарки близким делают не только материальные, но и духовные. Получить в подарок вечер приятных впечатлений от игры любимых актеров или музыкантов - разве плохо?
* - Результаты могут носить субъективный характер, ввиду того, что большую часть факторов при проведении опроса было невозможно учесть и оценить.