Истинное счастье, когда на уроках литературы отправляешься с преподавателем в путешествие по неизведанным эпохам, странам, и тебе открываются всё новые и новые понятия.
Я заметила одну вещь: чем строже преподаватель, тем лучше запоминается тот предмет, которые он преподаёт. Всё дело в том, что неравнодушных учителей не так много. Нам в своё время повезло с учителем литературы. Мы получили в наставники такую яркую личность, что её обаяние, воспитание, любовь к своему предмету, сила, оказались рассчитаны не на два года, а на всю жизнь.
Мне нравится читать ещё с детства. Многие друзья удивлялись, почему я не бегу со всеми на речку, а читаю «Три мушкетёра» или «Аэлиту». Но с появлением на моём жизненном пути Светланы Анатольевны, представление о литературе изменилось. Наверно и она тоже почувствовала моё отношение к чтению. На тот момент (2000 год) появлялись новые ещё никому не известные писатели, которые не предусмотрены школьной программой, а преподавателю хотелось познакомить нас не только с привычными шаблонами жизни, штампами, но и с другой стороной монеты, о которой ничего не говорится в том же «Гамлете» или «Войне и Мире». В любом случае, в таких абстрактных разговорах о главных персонажах разных историй, романов накапливался наш опыт, своё собственное, пережитое представление, о необходимости отстаивать свою честь, даже если ты сирота и у тебя нет родителей.
Можно подолгу читать запоем ту или иную книгу, но не понимать сути, вот именно её нам может помочь понять преподаватель. В подростковом возрасте очень важна литература, потому что этот период самопознания, мы ищем себя на страницах той или иной книги и очень важно, на мой взгляд, читать правильную литературу. После прочтения романов преподаватель задавала нам первый один и тот же вопрос: «Кто вам ближе в романе (пьесе, рассказе…)?» Сначала мы затруднялись ответить, но потом каждый находил «себя» в том или ином герое и этот герой становился нам, по сути, приятелем, другом или подругой. Но почему какая-то Наташа Ростова нам ближе, чем соседка по парте, к примеру? А всё, потому что мы видим мир глазами этой героини. Автор очень тонко чувствует психологию человека и передаёт её нам. Мне кажется это огромная работа: передать все переживания, радость, печаль, и прочие чувства на бумаге и заставить читателя проникнуться внутренним миром человека. Подобных чувств нам не расскажет ни Машка с соседней парты, ни Коля, друг из подъезда, потому что зачастую люди скрытные и не позволят смешать себя с грязью, другой человек для нас загадка, в любимой книжке всё по-другому.
В детстве мы воспринимали мир сквозь розовые очки, были уверенны, что добро побеждает зло… Пора взрослеть и найти свои жизненные принципы и идеалы. Ни родители, ни преподаватели порой не могут дать полную информацию о том или ином чувстве. В этом нам помогает литература. Опять же повторюсь, что со страниц романов мы видим внутренний мир человека, слабости, недостатки, плохие качества, поступки, достоинства. Мы переживаем за героя, радуемся вместе с ним, сочувствуем, ненавидим, любим.
Светлана Анатольевна настоятельно рекомендовала (приказывала) нам писать сочинения только после того, как прочитаем книгу. Всё говорила о каком-то эффекте «двойного прочтения». Типа, если мы сейчас не прочитаем «Войну и Мир», к примеру, то многое упустим. Тогда мы воспринимали это с усмешкой, но читали, двойки-то не хотелось получать. Теперь я понимаю, к чему она это говорила. Например, «Мастер и Маргарита» в те незамутнённые года воспринималась мной как романтическая история влюблённой парочки. Спустя какое-то время, может года три-четыре я перечитала этот роман и «О, Боже!» для меня открылась совсем другая история. В ней появился Понтий Пилат, Воланд со своей свитой и прочие герои. Конечно самое большое, что меня поразило, это бал, в котором главной героине пришлось так страдать, и запомнилась больше всего фраза: «Каждому воздастся по своей вере». То есть в этом романе, спустя столько лет, для меня открылись новые истины.
В подростковом возрасте мы открываем для себя новый мир, приоткрываем завесу разных тайн. Девушке, юноше нужно в этом помочь. Родители это будут или преподаватели. Главное, чтобы подросток научился сопереживать, чувствовать внутренний мир собеседника и разобрался в себе, в первую очередь.
Алисааа, специально для кавиком.ру