Если я чешу в затылке, не беда,
В голове моей опилки, да-да-да,
Но хотя там и опилки,
Но кричалки и вопилки,
(а также шумелки, вопелки, сопелки)
Сочиняю я неплохо иногда, да!
(Песенка Винни-Пуха)
Если внимательно присмотреться, то все мы, безусловно, поэты. Некоторые гениальные, остальные великие. Поэтическая заноза столь глубоко вонзилась в самое интимное нутро русского человека и столь мощно в этом интимном свербит, что порой нет никакого удержу. Рифма прёт, ритм стучит где-то между ушами и становится совершенно невозможно объясняться прозой. Чтобы потерпевшие от Пегаса могли сразу приступить к созданию вдохновенных шедевров и не тратили жар сердец на банальные истины, позволю себе несколько советов для начинающих.
1. Самым важным для быстрого создания шедевра является глагольная рифма. Если бы какой-нибудь Есенин догадывался о её важности, написал бы в три, нет, в пять раз больше! Смотрите, как всё просто. Заканчиваете строку глаголом. Например «сидит». Даже тяжело травмированный в мозг индивид, прочитавший за всю свою неосознанную жизнь лишь паспорт, вмиг подберет с десяток рифм. Ну а мы, здоровые да начитанные... Блестит, горит, летит, велит, глядит, вопит, тошнит и т.д. – подходящих слов до неприличия много.
Пример.
Друг на лавочке сидит
Что-то радостно вопит!
А в глазах его блестит
Нереальный интеллект.
В последней строчке я умышленно отказался от глагольной рифмы и опс! Попёрла нескладуха. А с ней-то, с глагольной-то… Ладные строчки летят на волю стремительно, как вонючий ветер!
2. Волшебные слова. Запомните их: и, все, ведь, нас(-ш). Благодаря этим бриллиантам поэзии вы можете вообще не думать о стихотворном размере. Хорей, ямб, амфибрахий и прочие квидухатты для генетического поэта унизительны! Задавайте ритм произвольно, и если где-то чего-то не хватает – вставляйте волшебные слова. Нужный размер образуется сам собой.
Пример без волшебных слов.
Машка с Мишкой нажрались
Вместе под окном валялись!
Подъезд их поженит
Мы их очень ценим!
Чувствуете, седалищный нерв передаёт тревожную морзянку: "Не-так! Не-так!"
Добавляем волшебные слова.
Машка с Мишкой ведь нажрались
Вместе под окном валялись!
И подъезд их наш поженит
Мы ведь все их очень ценим!
Нерв успокоился. И размер, и почти рифма, и яркие образы – всё безупречно!
3. Эффективный стихосложенец остро нуждается в шаблоне. Простом, как икота от переедания. В любой момент вы сможете нанизать на него сапфиры внезапных слов и создать свою нетленку. Основателем учения принято считать Никифора Ляпис-Трубицкого. Шедевральные строки слагались у сенсея сами собой:
Гаврила ждал в засаде зайца,
Гаврила зайца подстрелил.
Служил Гаврила за прилавком.
Гаврила флейтой торговал…
Гаврила шел кудрявым лесом,
Бамбук Гаврила порубал.
Когда-то мне посчастливилось встретить местного мастера стиля. Судьба свела нас в скотовозе, следовавшем по второму маршруту. Мэтр был нетрезв, но это никак не отразилось на его поэтическом даре. Сев напротив и вперив хрустальный взгляд мне в самую душу, он произнёс почти без пафоса: «Я тут недавно стихи Натахе написал. Слушай!» Я помню их до сих пор.
Наташка!
Я тебя люблю!
И лучше сказать не могу!
Выдержав драматическую паузу, любимец муз признался, что стихи пишет часто. Писал даже для Высоцкого.
Владимир Семёныч!
Я тебя люблю!
И лучше сказать не могу!
Увидев, что во взгляде моей спутницы бешеными золотыми рыбками бьётся восхищение, сеятель рифм моментально взрастил злак поэзии и для неё.
- Как тя зовут?
- Лена.
- Слушай, Лена!
Ленка!
Я тебя люблю!
И лучше сказать не могу!
Хотите с такой же лёгкостью глаголом жечь сердца людей? Потратьте вечер на заготовку.
4. Кондовость. Не надо умничать. Не надо сложных образов. Пишите просто о близком. Поэты, которые этого не осознали, так и остались непонятыми. Ну вот что это такое?
Скрипка издергалась, упрашивая,
и вдруг разревелась
так по-детски,
что барабан не выдержал:
"Хорошо, хорошо, хорошо!"…
(Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно»)
Ни тебе глагольной рифмы, ни волшебных слов. Шаблон об эти вирши только испортить можно. А образы понятны лишь страшно далёким от народа библиотекаршам. То ли дело наш, местный поэт. Не могу себе простить – забыл имя. Но публиковался и распространялся по школьным библиотекам области:
…Выхожу я в поле.
Глажу я колосья.
Словно у любимой
Женщины волосья…
Вот оно, вот! Всё понятное, родное. Этого не забудешь. Здесь есть всё – и поле, и колосья, и волосатая баба! Сермяжная правда жизни блудливым дятлом стучит в мозг читателя и влажной промокашкой обволакивает полушария, чтобы присохнуть к ним навсегда.
Теперь, когда вы во всеоружии, можете дерзновенно нести высокий штиль в массы. Высвечивая лучами поэзии людей, социальные язвы и коммунальные протечки.
Zhyvotnoe, специально для kavicom.ru