Вспомним историю нашего великолепного, красивого города. Каким он был в начале 20-го века.
Коренные старооскольцы по-разному воспринимают свой любимый Старый Оскол. Одним помнится, что это был маленький, тихий, почти курортный населенный пункт. Другим, наоборот, врезался в память тот момент, когда реконструировали мельницу №15 и на это предприятие везли зерно на переработку со всех сторон Центрально-Черноземного региона. А город живо воспринимал все экономические, социально-культурные новшества страны. И данная точка зрения имеет под собой основания.
К примеру, в конце 30-х годов прошлого века в Старом Осколе имелась машинно-дорожная станция, а автопарк насчитывал 300 легковых и грузовых автомобилей, сосредоточенных, в основном, на предприятиях. Старший государственный автоинспектор сержант Быков постоянно, в том числе и через местную прессу, ставил перед городскими властями вопрос о срочной постройке авторемонтных мастерских, заправочной колонки и станции технического обслуживания общего пользования.
С 1939 года в городе организовали автопассажирские перевозки. Стоимость проезда от вокзала до Дома колхозника /длина пути 5 км/ в 1940 году составляла 80 копеек, а в 1941 году за этот же маршрут брали уже 1 рубль. По поводу повышения стоимости проезда возмущенные жители обратились и в районную газету, и в исполком районного Совета народных депутатов, но дело ничем не закончилось.
В 1940-м активно шло сооружение дороги Старый Оскол-Тим-Курск. В 1941-м началось строительство дороги Старый Оскол-Белгород /145км/. По разнарядке Курского областного исполнительного комитета силами старооскольских колхозов /выделялось 1980 человек и 360 подвод/ планировалось построить 12,2 км этой трассы. Старооскольскийисполком докладывал в Курск, что на стройке ударно трудятся рабочие Коростовской сельхозартерии имени Кирова и «Красной искры».
В городе и районе в 1940-41 годах насчитывалось 67,5-68 тысяч населения. В самом Старом Осколе и близлежащих слободах проживало 20190 человек. Было 28 улиц, на которых стояло 188 коммунальных домов /965 квартир/ и 645 частных домов. Лишь главная улица была вымощена булыжниками, на других для мощения использовался кирпич от разрушенных церквей. Работала гостиница на 85 мест и Дом колхозника.
В мае 1941 года жилищное управление города подготовило для исполкома районного Совета народных депутатов справку с просьбой о выделении 352 тысяч рублей на капитальный ремонт 32 домов и строительство восьми сараев. Еще 100 домов требовали текущего ремонта. В 27 тысяч рублей оценивался ремонт мостов. Начиналось строительство оранжереи для выращивания рассады растений и последующей высадки их на улицах и а городском саду. Работала, но с убытком за 1940 год в 2400 рублей, общедоступная баня. Имелась городская пожарная команда и тюрьма.
Умерших жителей хоронили на двух кладбищах — православном и иудейском, располагавшихся в черте нынешнего Старого Оскола. Православное было огорожено кирпичной стеной, стояли семейные склепы, роскошные надгробные плиты. Часть плит позже была разрушена членами ячейки «Воинствующих безбожников», обломками в некоторых местах замостили спуски к реке. У кладбища стояла церковь, рядом раскинулся большой ухоженный сад. Еврейское кладбище располагалось айоне городского стадиона. По периметру была выкопана канава, кладбище было бедным, неухоженным и постепенно приходило в запустение.
Жилищно-колммунальным хозяйством Старого Оскола, помимо жилуправления, занималось предприятие «Водосвет». На его балансе находилось водонасосная станция мощностью 36 кубометров воды в час, 17-20 водозаборных колонок, несколько километров водопровода и городская электростанция мощностью 110кВт,работавшая на угле.
Жители города постоянно жаловались в исполком районного Совета на плохую работу водозаборных колонок и электростанции. В 1940 году электростанция простояла 66 дней , из них 36 из-за различных аварий. Уголь для нее поставлялся с большими перебоями, и поэтому еще в 1930 году на деньги из местного бюджета началось возведение новой, уже гидроэлектростанции. Ее строительство продолжалось и в 1940-1941 годах, но не было закончено, а областные власти деньги и стройматериалы на завершение стройки так и не выделили.
В Старом Осколе успешно функционировало отделение Главкинопроката, обеспечивающее два городских и пять районных кинотеатров и несколько передвижных установок художественными и документальными кинолентами, сначала немыми, а позже и звуковыми.в январе 1941 года кинотеатр «Октябрь» посетили 18360 зрителя. В том месяце демонстрировались художественные фильмы «Сибиряки», «Возрождение», «Гибель орла», «Валерий Чкалов», «Дружба». В фойе играл оркестр или баянист. Кино так же показывали в клубах мельницы, кондитерской фабрики, в Доме колхозника. В урочище Горняшка по выходным нередко устраивали гулянье: выезжали буфеты, играл оркестр.
Постоянно работали драматический театр и 25 колхозных клубов. Никогда не пустовали городской сад, пионерский парк, водная станция и библиотека. В пионерском парке были различные качели, педальные автомашины для малышей, «гигантские шаги» для ребят постарше, неплохой фонтан. Много зелени: персидская сирень, можжевельник, ива и др. В городском саду раскинулись каштановые аллеи, по вечерам играл духовой оркестр, работал ресторан, летний кинотеатр, летний драмтеатр, цирк, тир, различные аттракционы.
В районе действовали 5888 радиотрансляционных точек, шесть библиотек. Летом распахивал свои двери открытый ресторан, приезжали актеры Украинского, Воронежского, Курского музыкального театров, ансамбль русской музыкальной комедии, не смолкала музыка на танцевальной площадке. Из Киева, Курска привозили мороженное.
Был краеведческий музей. В будние дни выходила районная газета «Путь октября» стоимостью 10 копеек за номер. В городе действовало два стадиона — в центре /сейчас территория мехзавода/, вход на стадион был со стороны улицы Комсомольской. По соседству располагались школы, и уроки физкультуры часто проходили на стадионе. Младшие школьники сдавали нормы «Будь готов к труду и обороне». Самым любимым видом спорта у старооскольцев был футбол. Были организованы несколько футбольных команд: «Буревестник» - спортивное общества учащейся молодежи, «Локомотив» - железнодорожники, городская сборная команда / ее называли «Спартаком»/ и команда воинской части.
Второй стадион располагался недалеко от объектов и жилых домов железнодорожников. Его оборудовали даже стационарной парашютной вышкой. Зимой стадион превращался в каток спрокатным пунктом.
Каждый год на Ездоцком лугу проводились конные бега. В соревнованиях принимали участие лошади и наездники от колхозов, милиции... Очень сато спортивные соревнования превращались в идеологические мероприятия. Например, 2 февраля 1941 года состоялась лыжная эстафета имени 18 Всесоюзной партконференции «По пути товарища Сталина». В походе по маршруту протяженностью 65 км от Старого Оскола до Велико-Михайловки через Орлик -Новый Оскол /так ехал Сталин в декабре 1919 года, следуя в штаб Первой конной армии армии Буденного/ приняли участие 10 коммунистов и комсомольцевжелезнодорожного узла. Старт был дан в 12.00 1 февраля 1941 года от дома возле ж/д вокзала, где останавливался 5 декабря 1919 года Сталин, направляясь в Велико-Михайловку.
Ранее печаталось в газете «Старый Оскол» от 06. 05 2005г.