Нынешнюю систему подготовки кадров не критикует только ленивый. Уровень знаний выпускников многих учебных заведений оставляет желать лучшего. И самое страшное тут то, что государство теряет талантливых «технарей» - тех, кому предстоит поднимать российскую промышленность. Что толку в новейшем оборудовании, если на нем будет некому работать?! Однако некоторые интересные пути решения проблемы уже предложены, и на уровне Белгородской области начата их реализация.
Сегодня система начальной и средней профессиональной подготовки в глазах многих приравнена к «заведениям для быдла». Большинство родителей приходит в ужас от одной только мысли о том, что их ребенок может попасть в ПТУ или техникум. Да и сами школьники, зачастую, считают, что единственным достойным их учебным заведением может быть только ВУЗ.
СМИ, как правило, активно культивирует эти заблуждения. Хотя в последние годы эта тенденция изменилась, и в газетах все чаще стали печатать аналитические материалы, свидетельствующие о перенасыщенности рынка труда выпускниками высших учебных заведений, родители все равно стремятся отдать свое любимое чадо ну хоть в какой-нибудь ВУЗ.
В этих условиях в ссузы и ПТУ все чаще идут малоактивные бесталанные дети из необеспеченных неполных семей. Как правило к учебе и получению знаний у них тяги нет, зато нередко есть криминальный опыт, куча вредных привычек и тяжелый характер. Такие учащиеся быстро подчиняют под свой стиль учебные группы, убивая у остальных желание «высовываться» (хорошо учиться). В таких условиях нет смысла надеяться получить на выходе из ПТУ технического гения - только наличие природного технического таланта и смекалки может сохранить специалиста, а такие случаи единичны.
Больше всего от этого страдают промышленные предприятия, а также другие бизнес-структуры с реальным производством. Фирмы вынуждены за свой счет обучать свежеиспеченных выпускников колледжей и лицеев основам рабочей профессии. На это тратятся немалые деньги, рабочее время и другие ресурсы (сколько «блинов» выходит «комом» у новых работников мы можем только догадываться). А ведь до этого еще более огромные деньги на обучение этих ребят были потрачены из государственного бюджета: на оплату зарплат преподавателям, выплату стипендий, содержание общежитий и так далее. И все впустую: впопыхах обученный работник может потом до пенсии работать у одного станка, потому что уже не умеет нормально усваивать знания и повышать квалификацию...
Все эти обстоятельства закручивают новый виток спирали, усиливая негативное отношение общества к системам начальной и средней профессиональной подготовки. Рабочая профессия становится ненавистной, позорной, смешной! За последние пару лет доводилось беседовать с парой десятков директоров предприятий по всей области, и все они в один голос жаловались на отсутствие хороших специалистов в отрасли. Рабочие руки молодых специалистов нужны в дорожном строительстве, сельском хозяйстве, животноводстве, промышленности. Чтобы удержать хорошие кадры руководство крупных компаний устанавливает зарплаты едва ли не в 40 тысяч рублей, предлагает хорошие соцпакеты, строит своим работникам жилье, покупает новую, более комфортную технику - все зря. Молодежь идет на работу с неохотой, непростых условий труда не выдерживает. Они готовы работать в офисе за 8-10 тысяч, чем управлять трактором и получать в два-три раза больше. В 2011 году лишь 20 % выпускников ССУЗов пошли работать по профилю, среди получивших начальное профессиональное образование и того меньше - 14 % .
А опытные кадры, тем временем, стареют и уходят на пенсию. И заменить их некому...
Свой выход решения этой ситуации предлагают областные власти. По их мнению, необходимо усилить контакт учебных заведений и предприятий, чтобы бизнес имел возможность формировать компетенции будущего выпускника и подстраивать их под работу на своей компании. Но при этом будущий работодатель должен помогать заведению деньгами. За счет дополнительных взносов учебное заведение сможет обновить свою материальную базу до нужного уровня, а учащиеся будут получать стипендию, сравнимую с минимальным размером оплаты труда. Так, в частности, планируют поступить с учреждениями начального профессионального образования (ПТУ и некоторые колледжи) - в идеале они смогут перейти в разряд «автономок» (при этом государство по прежнему будет оплачивать базовые потребности и предметы), подконтрольных наблюдательным советам, во главе которых встанут руководители крупнейших компаний региона. Таким образом, бизнес получит возможность полностью контролировать процесс подготовки нужных кадров; государство - уверенность, что деньги будут потрачены не зря и промышленность не рухнет; а учащиеся - гарантию трудоустройства (при условии наличия желания достойно учиться).
Уже есть первые желающие работать по такой системе: представители группы «Агро-Белогорье» заявили о своем согласии вложить около 50 миллионов рублей (на первом этапе) в училище №23, расположенное в селе Дмитриевка Яковлевского района. Оно сегодня выпускает специалистов только по трем специальностям: тракторист-машинист, автомеханик и повар-кондитер. С нового учебного года агрохолдинг откроет здесь семь новых специальностей для собственных нужд и увеличит число обучающихся с нынешних 80 до 160. 75 % гарантированно получат места в структуре компании, остальные будут готовиться по заказу муниципалитета – Яковлевского района. Сейчас холдинг готовит пять новых лабораторий для свиноводов, ветфельдшеров, обвальщиков и жиловщиков мяса, электриков и слесарей КИПиА. Часть оборудования (в числе которого есть полноценная мясоперерабатывающая линия в малом масштабе), тренажеров и обучающих программ мировые бренды Claas, Dutchman и т. д. поставили в училище бесплатно. В будущем планируется набрать десять специальностей, которым будут обучаться востребованные специалисты. Правда, пока никто не может дать гарантии, что получив образование на базе подшефного училища выпускник придет работать на производство: нет правового поля, которое бы регулировало все взаимоотношения предприятия, училища и студента.
Что касается учреждений среднего профессионального образования (техникумы и некоторые колледжи), то их предлагают интегрировать с ВУЗами. Таким образом, получится единая система, имеющая ряд плюсов, прежде всего, для самих учащихся. Им будет проще поступить сначала в прикрепленный ССУЗ, получить углубленные знания в профессии, а потом уже решать - идти работать или повышать уровень своего образования в ВУЗе по упрощенной программе. Объединение материальной базы и профессорско-преподавательских составов учебных заведений поможет давать более качественное образование. Пройдя обучение в таком комплексе специалист, в большинстве случаев, будет обладать гораздо более глубокими знаниями и более широким спектром умений, чем в условиях раздельного обучения.
Примеры таких образовательных комплексов есть и в Старом Осколе: старейший гуманитарный комплекс СПК-СОФ НИУ БелГУ и недавно образованный ОПК-СТИ НИТУ МИСиС.
Таким образом, система начального и среднего профессионального образования станет более восприимчивой к требованиям работодателей, а качество подготовки выпускников значительно возрастет, тем самым давая учащимся больше гарантий для последующего трудоустройства. Причем все это не потребует каких-то дополнительных бюджетных трат, скорее наоборот, ведь большую часть необходимых средств внесет бизнес, который заинтересован в молодых специалистах. Областные власти уже направили по этому поводу обращения в министерства образования и сельского хозяйства.
Дема, по материалам различных СМИ и другим источникам, специально для Кавиком.ру.