Пригласили меня как-то в Туве на праздник. Подумалось, что все будет как обычно – водка, тосты, нескончаемые разговоры за столом. Но делать нечего, ехать было надо. Тем более что действие происходило вблизи линии границы.
Праздник был посвящен юбилею какого-то видного деятеля Тувы, и проводили его родственники. В живописном урочище, на месте рождения оного деятеля, они поставили свои стоянки и пригласили людей. Первое что бросилось в глаза – огромное количество народа. Позже сотрудники милиции говорили, что заявлено было около пяти тысяч человек, сколько же приехало неизвестно, но мне показалась, что гораздо больше. Сам праздник тоже был весьма своеобразен. Было сооружено несколько площадок, на которых любой желающий мог показать свои умения в пении, шахматах, борьбе, стрельбе из лука. Тут-же дымились огромные чаны, в которых варилось мясо – основное угощение гостей: конина, баранина, говядина...
До этого подобное пение я слышал только по телевизору, и естественно оно не впечатлило меня. Но тут в степи данное пение, а именно ХООМЕЙ или тувинское горловое пение, слушалось совсем по-другому. Данное искусство заключается в том что вокалист извлекает или произносит во время пения сразу несколько нот. Создается впечатление, что поет не один, а два-три человека. Это пение действительно не загонишь в залы, его необходимо слышать на свободе, в степи...
Площадку для борьбы организуют болельщики, любопытные и просто интересующиеся данным действием. Они рассаживаются, организуя большой круг. Пока в кругу борцы КУРЕШ (а так называется борьба у тувинцев) показывают мастерство, вдоль рядов наблюдающих за данным действием, проносят ведра с аракой и горячим мясом, и любой желающий может сразу и выпить и закусить. И носят угощение во время всего действия, так что особо слабые поднимаются потом с трудом. Сама борьба тоже достаточно красочное зрелище. Выходят два борца, одетые в яркие плавки и короткую курточку состоящую из спинки и рукавов, в центр круга и танцуют «Танец Орла» тем самым, приветствуя зрителей. Далее сама борьба, смысл которой положить человека на три точки. После победы победитель опять танцует, побежденный опустив голову, уходит с арены. На подобные праздники приезжают лучшие атлеты Тувы.
Обязательным действием праздника являются скачки. Происходит несколько заездов, разделяются они на расстояние и стиль бега лошади – галопом или рысью. Жокеями выступают дети, как мальчишки так и девчонки, от шести до тринадцати лет. Лошади обычно без седел и ярко разукрашены ленточками, вплетенными в гриву.
После всех выступлений обязательно раздаются призы победившим и участникам. Система награждения тоже весьма интересна. Сначала награждают победителей, согласно полученных ими мест, а после награждают тех, кто более всего понравился. Приехавшие гости а в большинстве своем это чабаны привозят с собой на праздник скотину, которую потом и дарят в качестве подарков участникам. Так и я умудрился получить свои призы. Меня убедили сыграть в шахматы-пятиминутку, и я добросовестно всем проиграл, ибо не могу заявить себя Талем или Капабланкой. И вот после награждения победителей, вдруг озвучили моё имя в связи с награждением за то, что я до конца играл весь праздничный турнир и не бросил его после первых проигрышей. Получил я за это трех баранов.
Впоследствии я не раз был на подобных праздниках, они оставляют неизгладимое впечатление своей красочностью и насыщенностью. Но именно первый праздник запомнился мне особо.
Pepss специально для Кавиком.