"Какой бы учебный год не взять, картина всегда одна: дружные ряды школьников убирают территорию, моют классы, зимой чистят снег. Возможно они и не перетруждаются, но сам факт использования детского труда, даже пусть прикрытый урочной деятельностью, весьма занимателен. Неужели на хозяйственные работы, типа расчистки снега и уборки прилегающей территории, школе не положено выделять средства? Если положено, то почему используется труд школьников?
Или это не эксплуатация, а одобренная министерством образования практика, с включением в учебный процесс, урок, план работы и т.п.?"
На такое сообщение я наткнулась на одном форуме.
Стала размышлять и, собственно, пришла к выводу, что ничего не вижу плохого в привлечению детей к общественно-полезным работам.
Многие скажут - школа должна заниматься образованием наших детей, а не пользоваться их услугами. Постойте-ка, а кто тогда занимается воспитанием ребенка, пока родители на работе? Разве это не задача школы? Помнится, меня в школе не только таблицей умножения обучали, но и этике, спорту, рукоделию, готовке, семейным ценностям, с нами занимались психологи, а также нас учили ТРУДУ.
Не труду как предмету, а именно труду на благо школы, общества. Ребенок не поймет до конца, почему нельзя мусорить, если это ему преподадут в теории. А если ребенок пойдет и уберет 3 квадратных метра территории школы, он как бы посмотрит на проблему с другой стороны. Он будет думать, ну что за свинья не донесла эту банку из-под пива или обертку от конфеты до урны. Подумав так, вряд ли ребенок когда-нибудь захочет стать такой свиньей.
В нашей школе летом проводились трудовые практики. Мы или облагораживали территорию школы - сажали цветы, пололи клумбы - или ходили на станцию юннатов. Мне больше всего нравилось на станцию юннатов ходить. Там мы, в зависимости от месяца лета, пололи, рыхлили, собирали урожай. Также кормили животных, убирали клетки канареек и попугаев. Уборка урожая была любимым занятием - можно было наесться вдоволь ягод и фруктов, также можно было набрать себе домой. Помню, занимателен был соревновательный момент - кто больше грядок выполет, кто больше ведерок смородины соберет... Победитель ничего не получал, призов не было, да у нас как-то и мысли о вознаграждении не возникало.
Было весело.
А как-то мне из-за отъезда не удалось пройти практику со всеми. И я проходила ее индивидуально в конце лета в библиотеке. Оказалось очень увлекательным занятием обновлять корешки книг и составлять картотеку библиотечного фонда.
Практика обычно длилась 2-3 часа в день. Никто руки-ноги в кровь не сбивал, от солнечных ударов не падал, не чувствовал себя ущербным, обиженным. Так разве это можно назвать эксплуатацией детского труда?
Ведь мы все привлекаем детей к домашнему труду с младенчества. Убрать игрушки, посуду со стола, помыть посуду, пропылесосить, помочь на огороде (у кого он имеется)... Мой пятилетний ребенок, например, потрясающе пылесосит и вытирает пыль, поливает цветы, стирает свои носки. А как дети пойдут в школу, я оставлю домашние дела полностью на них, кроме готовки.
Думаю, все родители наделяют своих детей какими-либо домашними обязанностями. Мы же не видим в этом ничего плохого. Или это не эксплуатация?
Пысы:
Международная организация труда рассматривают детский труд как эксплуатацию. Статья 32 Конвенции о правах ребёнка гарантирует «на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию»
ЖС специально для Кавиком. ру