Два года подряд Белгородский филиал ОАО «ВымпелКом» (компания «Билайн») проводит в Старом Осколе необычное мероприятие, на которое собирает журналистов со всего Черноземья. Довольно затратная инициатива направлена на то, чтобы научить пишущую братию писАть правильно. По крайней мере, о телекоме.
Ставшее, таким образом, уже традиционным мероприятие носит название «Beeline-MediaFest». В этой публикации я предоставляю вам возможность посмотреть на динамику развития «ликбезов» от «Билайна», сравнив описания фестивалей 2007 и 2008 годов.
«Beeline-MediaFest-2007»
С 29 июня по 1 июля Белгородский филиал ОАО «ВымпелКом» (компания «Билайн») организовал в Старом Осколе беспрецедентное мероприятие для региональных журналистов, собрав на мастер-класс по телекоммуникационной журналистике около 100 представителей различных СМИ Старого Оскола, Белгорода, Воронежа, Курска, Липецка и Тамбова.
«Если гора не идет к Магомеду…»
Первый вопрос: зачем это все мобильному оператору? Официально ответ был сформулирован следующим образом: «Сориентировать журналистов на правильное восприятие публикуемой клиентом информации, сформировать убеждение о том, что новости коммерческой структуры следует в первую очередь рассматривать в качестве информационных поводов». Сразу констатируем: «Билайну» надоело ждать, когда тенденции, давно характерные для столичной прессы, доберутся-таки до регионов. Суть этих тенденций как в формах и качестве материалов, так и в подходе к коммерческой составляющей публикаций.
Дело в том, что наиболее крупные фирмы, тратящие миллионы на различные имиджевые мероприятия, уже давно не платят за так называемый (так называемый, по крайней мере, в провинции) пиар. В самом деле, зачем иметь лишнюю расходную статью, если регулярно выдаешь медийному рынку информационные поводы?!
Следующий вопрос: как осуществить откровенно манипулятивную задачу («сформировать убеждение»!), не вызвав не только сопротивления, но даже психологического неприятия чужого (и чуждого?) опыта? И вот тут «Билайн» с присущим ему блеском реализует простую, но гениальную идею! А сделать все в форме праздника! Пригласить в качестве докладчиков «гуру» журналистики из московских изданий, названия которых у многих вызывают священный трепет, и, главное, обставить все это дело фееричными банкетами с награждением достойных СМИшников ценными подарками. Добавить сюда же пару спортивно-увеселительных мероприятий, и гарантия всеобщего позитива – в желто-черном кармане!
«Гуру»
Итак, кто и чему, собственно, на протяжении двух дней учил «деревенских» журналюг? Формат статьи не позволяет подробно пересказывать суть докладов. Поэтому ограничимся перечнем тем и кратким описанием регалий спикеров (читать рекомендую по диагонали).
«Эксклюзивное интервью с ньюсмейкером: ломаем стереотипы» (Александр Кондратьев. Работал в таких СМИ как журнал «Секрет Фирмы», интернет-издание «Газета.Ru», газеты «Известия», «КоммерсантЪ». На данный момент – обозреватель журнала Forbes/Российская редакция).
«Журнальная журналистика (как писать о телекоме в «глянец»)»; «Интернет-журналистика – не «сегодня», а «сейчас» (Николай Турубар. Работал во всех сферах СМИ: в специализированных изданиях (Publish, Digital Life, «Мир ПК»), бизнес-ориентированных СМИ («Итоги», «Секрет фирмы»), изданиях шоу-бизнеса («Неон»), глянцевой мужской прессе (Men’s Health, Playboy), а также в интернет-проектах (Nomobile.ru, Sotovik.ru). В настоящее время является издателем и главным редактором глянцевого сайта о технике Nomobile.ru, обозревателем журнала «Итоги», руководителем первой в России подкаст-студии, а также радиоведущим на радиостанциях «Попса» и «Next»).
«Работа с пресс-релизами: смотрите шире, копайте глубже» (Александр Иванюк. Публикации в компьютерных, игровых и специализированных журналах, начиная с 1999 года. Опубликовал более 200 статей. С 2003 года занимал руководящие должности в журналах Chip Special и Chip. В настоящий момент работает в журнале ComputerBild (российское издание).
«Алхимия телекоммуникационного рынка России» (Тамара Судакова. Имеет профессиональный опыт в качестве аналитика в медиа-проектах для «ТВ3», компании «Яндекс» и других. В данный момент - аналитик компании Comnews Research).
«Информационные поводы, ценные и надуманные» (Игорь Королев. Работал в СМИ: интернет-издание Runet.ru, газета «Время новостей», интернет-издание CNews.ru, в настоящее время – корреспондент отдела экономики еженедельной газеты «Московские новости»).
Что и говорить, темы интересны, а авторитет спикеров весом. Но достигнуты ли поставленные задачи? Сегодня, пожалуй, рано подводить итоги. Что же до мнений региональных журналистов о полезности семинара, они, как и подобает, различны. В одном обнаружилось абсолютное сходство: выступавшие работают в каких-то СМИ на другой планете.
Да, нельзя не констатировать, что мы страшно отстаем от столиц в своем развитии. И, думаю, ни к чему бить себя пяткой в грудь, отстаивая «свой путь». Нет его, господа! Есть тенденции развития рынков, и основной их закон в том, что рано или поздно они (тенденции) становятся общими. А это значит, что, послушав московских «гуру», мы получили шанс заглянуть в свое будущее. По крайней мере, те, у кого оно в профессиональном смысле есть.
Гуляем!
И самое главное. Ну, конечно, собственно праздник! Уверяю вас – журналистская братия и впредь пойдет на любой семинар от «Билайн» (какие бы там темы ни значились и какие бы цели ни преследовались), вспоминая двухдневную гастрономическую феерию с обильными возлияниями, перемежаемую активными спортивными игрищами! Добавим, к слову, что все это действо было организовано на базе отдыха «Улыбка» (отдельное «браво!» руководителю Старооскольского отделения Белгородского филиала ОАО «ВымпелКом» Павлу Гридневу и специалисту по рекламе и маркетингу Наталье Илющенко), и станет понятно, что «отрыв» прошел по полной.
Как всегда, не обошлось без отличных подарков. Белгородский филиал ОАО «ВымпелКом» подвел итоги очередного журналистского конкурса и наградил наиболее дружественные редакции и отдельных журналистов дипломами и призами. Директор Андрей Москалик и коммерческий директор Ольга Мозолева под крики «Горько!» (в соседнем зале проходила свадьба) вручили помимо традиционных полосатых аксессуаров пять микроволновых печей, телефон с подключением к сети МТС (шучу), DVD-проигрыватель, фотоаппарат, телевизор (им был удостоен ваш покорный слуга) и четыре путевки в Египет! Ай, молодца! Всем прочим операторам пример!
«Beeline-MediaFest-2008»
Возрадуйся, читатель! Пишущая для тебя журналистская братия Старого Оскола за прошедшие выходные стала на голову выше себя самой! Забудьте о «Комсомолке» и прочих федеральных газетенках! Теперь и наши напишут не хуже! Особенно, о телекоме.
«С чего бы вдруг?» - закономерно спросите вы нас. А с того, что уже второй год к ряду в конце июня компания «Билайн» устраивает в Старом Осколе встречу с московскими гуру журналистики в рамках так называемого фестиваля «Beeline-MediaFest». Причем подучиваться и внимать новым тенденциям у москвичей приезжают журналисты со всего Черноземья: Нового Оскола, Белгорода, Воронежа, Липецка, Курска. В этом году отметились даже коллеги из ближнего зарубежья, представляющие самостийную Украину.
Фестиваль продлился два дня и включал в себя, соответственно, два блока занятий (читай: мини-лекций). Чему же учили наших смишников столичные асы?
Да много чему. Самый первый выступающий – региональный директор Центрального региона ОАО «ВымпелКом», например, выступил в роли эдакого отечественного Карнеги, объяснив присутствующим, как, будучи руководителем, добиться успеха и избежать ошибок. Его выступление было насыщено примерами из личного опыта и запомнилось качественным юмором, что позволило аудитории проснуться и настроиться на нужный лад. Этим его полезность на данном этапе и исчерпалась, так как само выступление по сути никакого отношения к журналистике не имело.
Подхватили эстафету корреспондент газеты «Известия» Эдуард Воротников, шеф-редактор «Экономического вторника» (бизнес-приложение «МК») Сергей Артемов, аналитик iKS-Consulting Юлия Федорова, директор по исследованиям и издатель компании Capital & ICT Сергей Коляда. Не буду утомлять вас цитированием названий тем презентаций, скажу только, что, действительно, аудитория почерпнула немало полезного для своей профдеятельности, а значит, для вас – читателей. В общем, теперь мы знаем… нет, все же думаем, что знаем, что бы вам было интересно читать о телекоме. Вот, скажем, как вам тема: «Сравнительный анализ похожих предложений у различных операторов»? С подробным указанием, как плюсов, так и минусов, «выведением на чистую воду» всевозможных хитростей мобильных операторов? Правда, здорово?! Кто б теперь еще написал…
Второй день (не в пример первому) оказался на удивление неудачным. Презентации выступающих были «сырыми», скучными, и, что хуже всего, бессмысленными с точки зрения возможной полезности для региональных журналистов (нас, то есть). Впрочем, по окончании фестиваля организаторы устроили сеанс обратной связи, выдав всем бланки для отзывов и предложений. В общем, московские «двоечники» получили от нас адекватные оценки. Надеемся, что имеющееся у них время до следующего билайновского феста они используют с толком и подготовятся, как следует.
Было бы не столько несправедливым, сколько нелепым не сказать о самом главном. Ну конечно, речь о фуршетах и прочем развлекалове! Вот в чем силен местный «Билайн», так это в организации подобных мероприятий! Во-первых, все приезжие гости и ряд старооскольских журналистов были размещены на базе отдыха «Улыбка». Неизвестно, провоцировал ли «Билайн» своих партнеров на эксперименты, или просто чуть-чуть сэкономил, но большинству однополых «парочек» достались номера с одной двухспальной кроватью на двоих. Ну, ничего, когда так много всего на халяву (об этом – дальше), то тут не то что уксус сладкий, но и более глубокие предрассудки – по боку. Сразу после расселения всех ждал шикарный фуршет-банкет, сопровождаемый традиционными конкурсами, а позже и танцами-шманцами. Короче, нафестивалились все, как обычно, знатно…
Развлекательная программа второго дня и вовсе поразила своей фантастичной креативностью. Ну, чего только стоит экскурсия к восьмому чуду света - карьеру Лебединского ГОКа! На ее фоне дальнейшее фуршетное пиршество в «Лунном свете», безусловно, меркнет и почти не достойно описания. Но все равно скажу пару слов и о нем.
Итак, действо включало в себя: собственно, праздничный ужин, «раздачу слонов» от самого щедрого оператора самым нужным и полезным партнерам (на сей раз подарили 4 путевки в Хорватию и один телевизор. Сказали, что о-о-о-чень большой), танцевальные художественно-хореографические композиции типа «стриптиз», условно юмористическое выступление старооскольского коллектива то ли подражающего, то ли пародирующего «Камеди Клаб», опять же танцы-шманцы, но на сей раз зачем-то в пене, ну и, конечно, лицезрение главного российского чуда – «убийства» голландцев российскими футболистами. Надо ли говорить, что последнее событие, неожиданно придавшее фестивалю оттенок массового помешательства, «обмывали» до утра?!
В общем, фестиваль удался. Организаторы получили заслуженные ордена и медали, региональные журналисты почерпнули чуть-чуть чужого опыта и хапанули тонну позитива, московские – недурственно «подогрелись» на полосатом операторе. Короче, мир, дружба, жвачка, и «мы» – в полуфинале!
Андрей Дубровин
Публикация подготовлена специально для kavicom.ru. Использованы авторские статьи, опубликованные в газетах «Бизнес-центр» и «Вечерний Оскол».