Волшебство батика
Говорят, что счастье – это когда утром с радостью спешишь на работу, а вечером – домой. Очевидно, я трижды счастливый человек, потому что в этом городе у меня есть еще одно место, куда я с удовольствием еду каждое воскресенье. Это мастер-классы по батику, проводимые в частной картинной галерее «Блик».
Когда рисуешь в технике батик, чувствуешь себя немножко волшебницей. Кисть касается тонкого шелка и рождается неповторимый узор, перелив красок!
Батик - batik -– индонезийское слово и в переводе с индонезийского слово -bа - означает хлопчатобумажная ткань, а -tik – «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Речь идет об оригинальном способе украшения ткани путем нанесения узоров растопленным воском, с последующей окраской тех участков полотна, которые оставались незакрытыми.
Многие народы мира с глубокой древности развивали искусство батика - индийцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего расцвета - редкостного художественного совершенства и исключительной художественной изощренности- оно достигло именно на Яве. В словарях родиной батика принято считать Индонезию.
Яванскими батиками восхищается весь мир. А для индонезийца это такая же обычная вещь, как для нас платье или костюм. Ведь батик- это традиционная одежда жителей Явы, Бали и у других островов Индонезии, причем носят ее и мужчины и женщины, драпируя кусок материи наподобие юбки от талии до лодыжек. Если ткань не сшита, одежда называется «каин-батик», если полотно сшито с одной стороны, напоминая прямую юбку, это «саронг ».
Когда батик зародился в Индонезии - до сих пор предмет дискуссий. И хотя некоторые ученые говорят даже о первых веках н.э., наиболее достоверные источники называют другую дату 14 столетие. Временем же повсеместного распространения батика на Яве стал, по-видимому 17 в., когда здесь был изобретен « тьян-тинг » -оригинальный инструмент для нанесения узоров растопленным воском. Это маленький медный сосудик с одним или несколькими изогнутыми носиками и бамбуковой или деревянной палочкой (ручкой).
В настоящее время батик получил широкое распространение и в Европе. В этой технике делают не только панно, но и декоративные шторы, занавеси, ширмы, платки, ткани, галстуки, шарфы, салфетки и многое другое.
На мастер-классе в галерее «Блик» талантливая старооскольская художница Татьяна Тихонова научит всех желающих освоить следующие техники батика:
Горячий батик
На шелк наносится воск с помощью кисти или специального инструмента. Воск наносится горячим (потому техника и получила такое название) и резервирует участки шелка, куда в последующем не проникает краска. Участки шелка, не покрытые воском окрашиваются специальными красками по ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
Холодный батик
Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк. Специальный холодный резерв, защищающий ткань от окрашивания, наносится тонким контуром либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые оснащены удлинённым носиком. В галерее представлен большой выбор бесцветных и цветных резервов. Рисунок рисуется тонкой трубочкой по эскизу или трафарету, затем раскрашивается кистью. Резерв предотвращает растекание красок с одного фрагмента рисунка на другой.
Это моя любимая техника. Люблю рисовать без эскиза. Атмосфера в галерее настолько неповторима, что идеи рисунка рождаются сами собой и тут же переносятся на шелк.
Свободная роспись с применением солевого раствора или мочевины
Шелк пропитывают водным раствором поваренной соли, а затем расписывают – это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Либо еще влажную от нанесенной краски ткань посыпают кристаллами мочевины, что создает неповторимые разводы. (Эти разводы видны на красном фоне шарфа «Маки»).
Техника сибори, еще называемая шибори
Шибори — так называемый складной батик. Результат достигается также путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни. С восхищением наблюдаю, как Клавдия Павловна, мама Татьяны, расправляет на столе влажный шелк, ставит на середину ткани обычные палочки для суши, и мастерски поворачивает палочки вокруг своей оси, закручивая шелк по кругу. Нанесенная на свернутый таким образом шелк краска рождает неповторимые разводы. С удовольствием осваиваю эту технику. В ней выполнен платок «Париж».
Узелковая техника
Неокрашенное полотно покрывают узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивают и удаляли нити, в результате образуется узор из белых разводов. Если нитки и узелки долго не удалять, у ткани сохранится модный жатый эффект.
Хочу выразить благодарность Татьяне – хозяйке галереи и замечательной художнице. Работы Татьяны имели большой успех на недавней выставке современного батика в Москве. И теперь у нас есть возможность не только любоваться работами Татьяны, представленными в галерее, но и самим научиться создавать такую красоту.
Пусть вас не смущает, что вы совсем не умеете рисовать! В галерее имеется множество шаблонов и эскизов, которые не сложно перенести на ткань. Кроме того, в технике шибори или свободной росписи даже новичок может сотворить не простую абстракцию, а настоящий шедевр!
Шарф из натурального прохладного шелка, блестящего атласа, струящегося крепдешина, украшенный ручной росписью – это красиво, стильно, неповторимо. И эту красоту можно создать своими руками!
Любой желающий может записаться на мастер-класс, координаты частной галереи блик тут. Поверьте, это так умиротворяет и увлекать: создавать маленькое чудо на шелке в окружении красивых картин старооскольских художников. Кроме того, в галерее проводятся курсы акварели, китайской живописи, изготовления кукол и украшений, а так же курсы современного танца. Но это уже совсем другая, не менее интересная история.
В статье использованы фотографии работ автора.
Шоколадница, специально для KaviCom.ru