«Власть царска веру охраняет,
Власть царску вера утверждает;
Союзно общество гнетут:
Одно сковать рассудок тщится,
Другое волю стерть стремится;
«На пользу общую», — рекут.»
«Вольность» А. Н. Радищев
На Кавикоме и не только ведутся нескончаемые споры о религии, связанные с очень напористым вхождением РПЦ практически во все сферы государства. Чтож и я решился написать несколько строк об оном. Точнее о небольшом участке деятельности РПЦ – её отношению к науке. Навеяло меня на написание данного опуса, частое приведение примеров в защиту данного социального института, связанных с именами значимых для России людей, военными, учеными. Мышкинцы зачастую путая или просто не зная об отношениях этих людей с церковью и в частности ее деятелями, уповают на то, что они были верующими людьми, и делают скоропалительные выводы о добром влиянии церкви на их победы и открытия. Так это или нет, сейчас сложно ответить ибо «много воды утекло» с тех давних лет. Но все-таки есть некоторые источники позволяющие сделать выводы, что не всегда вера людей и РПЦ шли вместе. Развитие науки на Руси тому немалое доказательство.
Но для начала предлагаю поговорить о знаменитом поморе, коего Мышкин упоминал в своих комментариях. Чтож М.В. Ломоносов действительно был верующим, православным человеком... Но милейший Мышкин все время забывает добавить, или просто опускает взаимоотношение ученого и представителей церкви. А это имеет достаточно серьезное значение, для составления пусть небольшого, «местечкового» представления о великом русском ученом. М.В. Ломоносов повторюсь, человек верующий, в 1757(?) написал своё сатирическое стихотворение «Гимн Бороде», в котором весьма дерзко высмеял представителей церкви. Это стихотворение не осталось незамеченным для оскорбленной братии, церковники просили императрицу призвать сочинителя к суду, а стихотворение уничтожить. Данная просьба осталась без внимания со стороны императрицы. Впоследствии появилось еще одно стихотворение «Гимн Бороде за Суд» приписываемое также перу Михаило Васильевича. Этот маленький штришок из жизни великого человека говорит о его отношении к деятелям церкви. И естественно, хочется напомнить уважаемому Мышкину о множественной критике со стороны РПЦ за его поддержку концепции о множестве миров и гелиоцентрической системе мира. Следует также упомянуть, что церковь в лице Синода неоднократно пыталась приостановить научную деятельность ученого и уничтожить его труды. Благо, что верховная власть оказалась благоразумной, хотя и отдельные запреты были – закрытие в 1764 году, организованного Ломоносовым журнала «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». Поводом стали статьи по астрономии, печатавшиеся в оном журнале, и естесственно не подтверждавшие церковные догматы.
На этом кратком изложении хотелось бы, чтоб Мышкин и компания более осмысленно и объективно подходили к спорам о таком институте как церковь. О ее отношениях с великими русскими людьми – учеными, военными. Не валили в кучу и хорошее и плохое, неизменно выставляя предмет спора в выгодном для себя свете. Не подменяли и объединяли понятий «Вера» и «Церковь», ибо немало доказательств неблаговидного вмешательства людей берущих на себя ответственность за руководство и направлением этой веры. И на фоне данного примера с великим русским ученым, вспоминается история взаимоотношений церкви и науки.
Любопытно, ни у кого, ни разу не возникал вопрос – Почему за семь веков после крещения, на Руси не было НИ ОДНОГО, СКОЛЬКО ЛИБО ЗНАЧИМОГО УЧЕНОГО? М.В.Ломоносов, по сути, был первым. Неужели была скудна Россия на умных, пытливых в знаниях людях? Нет, не была, не могу я в это поверить. Я нахожу простой для себя ответ – Наука это свобода мысли. Могла ли быть в течении семи – восьми веков мысль свободной? Не думаю. Во всяком случае до тех пор, пока Петр Первый не ограничил власть церкви, всемерно следящей за этим явлением - свободы мысли быть просто не могло. Не могла и не хотела церковь свободного полёта человеческой мысли, не выгодно было православным ортодоксам развитие науки и техники, ведь зачастую это ставило бы под сомнение многие положения святого учения.
Впрочем, и после данных ограничений, или взятия церкви под контроль государства, РПЦ не ослабляла давления на науку. К вышеприведенному примеру отношений церкви и науки можно добавить множество других. Арест на книгу И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», за противоречие религиозным представлениям о человеческом теле и душе, и последующий запрет на чтение лекций народу. Досталось и историкам Костомарову за его труд «О причинах и характере Унии в Западной России», и профессору Московского университета Грановскому, за то, что тот не упоминал в своих лекциях о роли божественного промысла в историческом процессе. В достаточной мере перепало и геологии, перечислять все примеры экзекуций доставшейся оной науке, не хватит и страницы, достаточно вспомнить слова князя В. Ф. Одоевского, обратившегося с письмом к обер-прокурору Синода Толстому: «Довольно уже Россия, потерпела бед и убытков от страшного гонения на геологию, по милости которого у нас нет насущного хлеба, то есть каменного угля…, тогда как всё это гонение основано просто на незнании предмета». Философия, педагогика, астрономия, физика, медицина, достижения в технике – все это не было обойдено вниманием деятелей церкви. И вследствии этого, особенно смешно и нелепо выглядят сегодняшние заявления церкви типа того, что было ответом на письмо десяти академиков, выступивших против введения курса ОПК: «Русская православная церковь и в прошлом признавала и ценила науку, и в настоящем признаёт и ценит её»….
Прошу прощения у читателей за «многа букаф», и возврат к теме набившей оскомину у большинства людей, но… Иной раз вызывает недоумение поведение мышкинцев, иступлено кричащих на каждом углу о величии организации, не раз доказывающую своими действиями обратное. И особенно неприятно, когда при этом фанатиками, упоминаются люди прославившие Россию своим умом, победами, трудами , и далеко не на поприще православия. Конечно хочется этим фанатикам говорить о том, что это господь сподобил ученого на открытие а военного на победу. Но так ли это? Если только тем что представители этого самого господа на земле, вставляли палки в колеса ученым, заставляя тех еще более упорно трудится во славу России? Чтож оригинальная помощь и забота о величии.....
PS. « …мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России, если оставим без внимания систему государственного образования….».
«Учебные программы и учебные планы по обучению Православию разрабатываются приходами самостоятельно, При этом рекомендуется использовать Сборник программ по Закону Божию для церковноприходских воскресных школ, М" Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999».
циркуляр Алексия II N 5925 от 9 декабря 1999 г Кто как, а я вижу из данной фразы, как и из всего циркуляра, что не наука нам нужна, а … «Закон Божий». Впрочем, история отношений церкви и науки лишь тому подтверждение…
*Мышкинцы – группа воинственно настроенных адептов основной религии (практически узаконенной) в России, прочно обосновавшаяся на Кавикоме. Отличается крайней агрессивностью и фанатизмом в вопросах православия. Получила название по нику одного из ярких представителей группы - myschckin. (источник Pepssословарь «мышкинцы»)
Pepss, специально для Кавикома.