Месяц назад министерство образования и науки РФ обнародовало список «неэффективных» государственных вузов и филиалов подлежащих оптимизации или реорганизации.
Последние два десятилетия были ознаменованы повсеместным упадком престижности высшего образования. Эта ситуация образовалась благодаря реалиям, в которой существовало наше общество: развал СССР, упадок экономики, массовые сокращения работников, отмена распределения молодых специалистов, нищета в сфере образования, ослабление авторитета закона.
Тема высшего образования в нашем обществе является одной из самых больных. Так, когда сайт «5 баллов» предложил своим посетителям выбрать лучшие вузы России по пятибалльной системе, то на предложение сайта откликнулось несколько миллионов человек, только один лидер данного рейтинга (http://5ballov.qip.ru/ratings/ ) – МГТУ им. Баумана получил полмиллиона баллов. В этом рейтинге участвуют 1536 вуза (реально в стране их больше 3 тысяч), можно также поддержать вузы Старого Оскола:
СТИ НИТУ МИСиС (http://5ballov.qip.ru/universities/starooskolskiy-filial-moskovskogo-instituta-stali-i-splavov-misis/ )
СОФ БелГУ (http://5ballov.qip.ru/universities/starooskolskiy-filial-belgorodskogo-gosudarstvennogo-universiteta/ ).
В сентябре 2012 года министерство образования и науки при помощи центра «Эксперт РА» в 2012 году провело свое исследование, результаты которого можно посмотреть на сайте - http://raexpert.ru/rankings/vuz/
Один факт, того, что сейчас количество высших учебных заведений увеличилось в 4 раза, а количество студентов в 7 раз, по сравнению с советскими временами, говорит о многом. Поскольку высшее образование на то и высшее, что не предполагает того, чтобы им обладал каждый второй. Невозможно каждого второго посадить в кабинет и тем более сделать начальником. Как результат, рынок труда «заполонили» токари, стропальщики, буровики, экскаваторщики, водители, продавцы, кассиры, и даже уборщики с высшим образованием, ни дня не проработавших по специальности. Но при этом стоит, согласится, что далеко не всем по силам получить «вышку» в достойном учебном заведении, а диплом может понадобиться в любой момент. Для этого на заре 90-х начали появляться многочисленные институты и академии, выпускающие десятки тысяч специалистов в год, как правило, сомнительного качества. Появление подобных учреждений вызвали негативные тенденции в вузах образованных еще в советское время. Согласитесь нищему преподавателю в государственном вузе, все сложнее было оставаться честным и неподкупным, когда коллега, работающий в новообразованном институте напротив, ни в чем себе не отказывал. Данная тенденция за кротчайший промежуток времени превратилась в тренд, захлестнувший всю систему высшего образования. Сейчас с уверенностью в 100% можно сказать, что сейчас в России нет кристально чистых в коррупционном плане учреждений высшего образования, включая элитные вузы, и даже МГУ.
Факт существования этого безобразия признало (хотя долго этому упорствовало) само министерство образования. Этому упадку свидетельствовали сами факты, в том числе и на мировом уровне. Так ни один российский вуз за последнее десятилетие, не смог пробиться в сотню лучших университетов мира. Несмотря на то, что Россия до сих пор считается великой научной державой, по такому показателю как количество научных сотрудников занимает первое место, таких у нас больше миллиона, когда в США почти в 3 раза меньше. Министерство недавно опубликовало список «неэффективных» учебных учреждений, закрытие грозит сотням государственным вузам и филиалам, таким как МАМИ, МГОУ, РГГУ, РГСУ, МГПУ, МАРХИ, Литературный институт и другим именитым вузам. На данный момент, тактика Минобразования сводится к простой реорганизации и оптимизации неугодных учреждений по весьма интересным критериям, которые мало связаны с реальной востребованностью выпускников на рынке труда.
Насколько целесообразен такой шаг? С одной стороны он необходим, очевидно, что вузов слишком много, с другой стороны, очевидно, что этот шаг не сможет решить проблемы коррупции, да и после закрытия и оптимизации вузов на улице окажется больше ста тысяч преподавателей. Так сокращение числа вузов, как закрытие ненужных, так и поглощение более мелких более крупными, приведет к возможности проведения более детального и жесткого контроля учебных заведений со стороны региональных властей и Минобразования, в случае высокого профессионализма последних. Но в тоже время закрытие вузов приведет к большему ажиотажу вокруг приемной компании в оставшихся заведениях, если учесть тот факт, что министерство планирует в будущие годы существенно снизить количество мест финансируемых от федерального бюджета. Вполне ожидаемо, что это приведет к росту стоимости взяток, за возможность учится «на бюджете». Многие воскликнут, что инструмент ЕГЭ этого не позволит, а я Вам отвечу, что сдать хорошо ЕГЭ с пустой головой вполне возможно, для этого необходимы хорошие связи на уровне ГОРОНО или даже школы. Иначе как объяснить 70-80 бальные чудеса на ЕГЭ, которые постоянно происходят с отъявленными двоечниками, которым учителя на протяжении школьных лет закрытыми глазами рисовали четвертные тройки, да и пробные ЕГЭ они сдают в районе 20-30 баллов! Почему никто такие интересные случаи не рассматривает персонально? ведь тут просто необходимо компетентное объяснение таких чудесных преобразований под корой головного мозга некоторых выпускников, чье количество просто не вписывается в теорию вероятности и случайности…
Да как показывает практика, сами ВУЗы придумали хитроумные схемы с фиктивными абитуриентами-суперотличниками, которые заслоняют путь к храму знаний реальным абитуриентам, и ждут пока те унесут оригиналы документов из приемной комиссии, после чего зачисляют абитуриентов с более низкими баллами, проплавивших поступление. Да и в стенах института студенту за медвежьи услуги со стороны преподавателей придется платить уже совсем другие деньги, чем сейчас.
То есть вся эта реформа высшего образования чистой воды сказ о двух концах одной палки, с одной стороны якобы возрастет контроль, с другой стороны возрастет коррумпированность. Рост коррупции можно объяснить, тем, что министерство итак закроет все неблагонадежные заведения, оставив якобы проверенные, выделяя из них почти сотню вузов, наделив их особым статусом национальных и федеральных университетов. Эти особенные вузы уличить в некомпетентности станет задачей фактически невыполнимой, поскольку доказав это, можно поставить под сомнение целесообразность всей проводимой реформы, как известно «Жена Цезаря вне подозрения!». Получив такие широкие полномочия и просто неисчерпаемый кредит доверия от правительства, данные университеты могут легко податься во все тяжкие.
Да и сам более жесткий контроль, скорее всего «жестким» будет только на словах, поскольку оценку того или иного вуза будут проводить чиновники. А чиновники это такие же люди, как и мы. И их оценка будет полностью зависть от их помыслов и степени моральной испорченности.
Как известно, в любом деле тем более государственного масштаба, определяющим фактором успеха является человеческий фактор. И от того, кто будет реализовывать реформу образования, зависит конечный результат этого малоприятного, но очень необходимого мероприятия. Результат этой реформы будет сводиться к двум фактам, свидетельствующим о том, что наша система образования в ходе данной реформы была спасена или окончательно уничтожена.
Panzer, специально для КавиКом