Банковские карты успешно завоевывают страну - почти у каждого взрослого россиянина сегодня есть как минимум одна карта в кошельке или кармане. В обращении их уже больше 150 миллионов штук. Эти плоские куски пластика объединяют в себе все больше функций, связанных с деньгами. Они удобны, просты и легки, мы уже привыкли к ним. Но можно ли им доверять?
Вне конкуренции по числу выпущенных и находящихся в обращении карт, безусловно, находится Сбербанк - больше 80 миллионов штук. Это понятно - у этого банка огромная сеть офисов и банкоматов, к тому же именно на карты Сбера перечисляется большинство разного рода соцпособий, стипендий, пенсий, доплат и зарплат. В моем кошельке первая пластиковая карта, «Студенческая», появилась именно таким образом - мне оформили ее для того, чтобы зачислять стипендию. Несколько лет она там оставалась в единственном числе, пока я не заказал себе еще одну - «Webmoney» от «Русского стандарта». Просто предыдущая была «уровнем ниже» - «Maestro», а мне, для некоторых расчетов, потребовалось наличие «MasterCard».
Потом были две зарплатные карты - от «Сбербанка» и «ВТБ24», за которые платил работодатель, а позавчера пришла «Gold MasterCard» «Yandex Money» от банка «Тинькофф Кредитные Системы».
У каждой из них есть свои преимущества, каждый банк старается чем-то привлечь. Большой льготный или бесплатный период обслуживания (год у «Русского Стандарта», три - у «ТКС»), удобство интеграции и связи с виртуальными платежными системами, бонусные программы лояльности («Спасибо» от «Сбербанка» и начисление WMR от «ТКС» на счет Webmoney), начисление процентов на остаток денежных средств, низкая плата за обслуживание (как у «Студенческой») или ее отсутствие (как у зарплатных) и так далее.
Но есть и подводные камни.
Во-первых, многие банки выдают карты с открытым «по умолчанию» кредитным лимитом, поэтому есть риск случайно оказаться должным за «бесплатную» карту. Поэтому получив карту обязательно уточните есть ли на ней лимит и как его можно закрыть. И обязательно проверьте потом это - по бумагам или в «Личном кабинете» на сайте банка.
Во-вторых, банки стараются содрать деньги за подключение дополнительных услуг - эту моду, похоже, они взяли у сотовых операторов. Кто-то берет деньги за подключение оповещений об операциях по карте, другие - за доступ в личный кабинет и так далее. При этом, если покопаться как следует в правилах и условиях, то выясняется, что есть какие-то альтернативные пути. Например, у «ВТБ24» кроме платного SMS-оповещения есть бесплатное оповещение по e-mail. Правда, мне потребовалось три визита в их местный офис и вызов главного менеджера для того, чтобы объяснить им это, но тем не менее это - реально. И если вы не хотите переплачивать, но, при этом, хотите быть в курсе - воспользуйтесь.
В-третьих, бонусы и скидки, бесплатное обслуживание, льготные периоды и прочие денежные поощрения, как правило, означают, что в другом месте таится подвох. Например, комиссия за зачисление или снятие денег.
Стоит отметить, что нынешний «бум» и рост рынка пластиковых карт - временное явление. И не исключено, что в ближайшие годы начнется резкий спад - все-таки иметь по пять и больше пластиковых карт в кошельке не так удобно, как одну. Тем более, если будет реализован проект по созданию Универсальной Единой Карты. Да и альтернативы не дремлют - ряд товаров и услуг уже можно оплачивать, используя мобильный телефон или отпечаток пальца (правда, второе - куда реже).
К тому же, история с Кипром еще раз напомнила россиянам, что виртуальные деньги могут в любой момент исчезнуть. И даже не из-за кражи (хотя число преступлений с использованием банковских карт с каждым годом растет), а просто из-за очередного сбоя или краха финансовой системы. И тогда ваш «банк в кармане» снова станет тем, чем он по сути и является - просто куском пластика. Не забывайте об этом.
Дема, специально для Кавиком.ру