Хорошая газета "Моя семья"! Вы не читаете? Зря. Рекомендую. Замечательные авторы, интересные истории, душещипательные письма читателей. И много познавательного.
Мой флотский друг страсть как не хочет признавать, что в России холоднее, чем в Европе. Нет, то есть, признавать-то он признает, но упорно не соглашается, что климат может влиять на себестоимость (и, соответственно, конкурентоспособность) производства, на стоимость строительства и на качество дорог. Нет, что вы, это всё камуняки испортили умелый и работящий русский народ, а вот кабы был у нас царь-батюшка, да купцы первогильдийные, да фабриканты с заводчиками энергичные-умелые, да кабы дороги у нас строил граф Пётр Андреевич Клейнмихель... О, тут бы мы показали старухе-Европе, на что способен народ русский!
Одна беда - народ русский как-то во все времена строительству дорог должного внимания не уделял. Ещё и коммунистов не было даже в зародыше, а дороги наши кто только не бранил. Видать, здесь не камуняки нагадить успели, задолго до них кто-то постарался.
К тому же в настоящее время и царь у нас уже почти пожизненный, да только больше журавлей летать учит и щук ловит, и купцов (китайскими товарами) развелось полным-полно, и заводы давным-давно в частных лапках, и дорожный строительством занялись не ДРСУ, а компании ltd , а дороги всё та же дрянь, либо же впятеро дороже обходятся, чем тем же немцам или французам.
Ах, Франция, прекрасная Франция! Лучшие дороги в Европе!
Газета "Моя семья" номер 30, июль 2013, статья "Что такое плезир и как на самом деле выглядит французский образ жизни".
"Транспорт во Франции - один из лучших в мире и лучший в Европе. Поезда комфортно и быстры, автодорога идеальны, железнодорожная и автобусная сеть покрывает всю территорию, а расписание составлено так, что пересадки максимально удобны. Даже Германия в этом смысле не сравнится с Францией, что уж говорить об Италии, где расписание означает лишь приблизительное время, когда вы сможете уехать."
Так что же - воспоём аллаверды французским дорожникам и заклеймим позором отечественных?
- Отнюдь, - сказал граф и повалил графиню на рояль.
"Дороги во Франции действительно очень хорошие, но дело здесь прежде всего в сухом и тёплом климате - температура редко опускается ниже нуля. В 2011 году во Франции выдалась очень снежная и холодная зима. По весне дороги выглядели хуже российских: повсюду были трещины, выбоины, ямы. Французы ругались страшно."
Оп-паньки! Да как же так? Да не может быть!
Может, ох, может! Вспомните телерепортажи из Германии в том же году - та же история! Снег и мороз - и поползли знаменитые немецкие дороги по всем швам и стыкам. Ажно за каждым чиновником закреплять пришлось конкретную ямищу, чтобы заделал, ибо дорстройкомпании не управлялись.
И крамольная мысль закрадывается - а прославленные штатовские хайвэи выдержат ли зиму с морозцем, или они больше к дождичкам привычны? А ну как сниспошлёт господь в Калифорнию месяц-другой холодов градусов этак в 10-15, да по Цельсию, а не по Фаренгейту, останется ли целым дорожное полотно или тоже развалится?
В Штатах не только Калифорния, - рявкнут потерявшие терпение обличители российских дорог, - там ещё и Коннектикут, и Висконсин! И ещё сорок девять штатов, включая Аляску, и не все они на юге! И у них зима бывает!
Не все, согласен. И зима бывает, не возражаю. Только северная граница США проходит по широте Киева, а для нас это уже юг. А кроме того, на востоке у США Атлантический океан плещется, на западе же Тихий расположился. А что такое океан с точки зрения климата? А это демпфер, который летнюю жару утишает, а зимой дармовой печкой служит, накопленное тепло отдает. Ну-ка, вспомним наше окружение - с востока Сибирь бескрайняя, с запада Европа континентальная, с юга Азия с горами до небес, а с севера Ледовитый (одно название чего стоит, бр-р) океан холодом дышит.
Посему и климат у нас то умеренно, то резко континентальный. Почва, знаете ли, тепло запасать не умеет, у неё и теплоёмкость так себе, и светопроницаемость аховая . Но это уже тема другой статьи.
Так ты что, защищаешь наших дорожных строителей? - спросят меня.
Немножко. Конечно, хотелось бы, чтобы у них в новом-то асфальте тряпки не попадались, но и то признать надо, что зимних заморочек у них побольше, чем у европейцев. Совести вот поменьше.
Ну дак - время такое! Кто смел, тот миллиард украл.
А теперь у меня вопрос к моему флотской другу: - Как вы считаете, влияет ли такой сухой и теплый климат на себестоимость продукции, производимой во Франции? Ведь при таком раскладе и расходы на отопление производственных помещений поменьше, местами в десятки и сотни раз, и стоимость капитального строительства пониже (фундаменты мельче, стены тоньше), бурёнки, опять же, больше времени на пастбище проводят, сена нужно запасать поменьше...
- Качество! У них качество повыше, чем у нас, бракоделов, - терпеливо пояснят мне, неразумному, и будут неправы.
Каким-таким необыкновенным качеством отличаются заполонившие весь мир китайские товары? Маде ин Чина - клеймо халтуры, будете спорить? Хотя делают и весьма неплохие вещи, но не все, далеко не все.
Самая яркая отличительная черта китайских товаров - низкая себестоимость! Поэтому и конкурентоспособны, потому и побеждают. А себестоимость низкая не в последнюю очередь ещё и потому, что климат там (где производят) ещё помягче, чем во Франции,
Посему, я, старый зануда, ещё разок повторю: перечитайте "Почему Россия не Америка", да не просто "пробегите", а подумайте. Очень полезно.
Ахан Тигирей специально для Кавиком