В Москве, в ГУМе проходит выставка факелов зимних Олимпийских игр из личной коллекции правящего князя Монако Альбера II.
Гуляли с друзьями по Москве и решили заглянуть на Красную Площадь, по старой нашей традиции, посмотреть, чем же живёт Москва. Как обычно, народу на Красной площади полным полно, с одной стороны итальянская речь, с другой английская, а с третьей немецкая. Вход на саму площадь был закрыт – там была репетиция эстафеты олимпийского огня.
Внутри ГУМа проходила выставка факелов зимних Олимпийских игр из личной коллекции правящего князя Монако Альбера II. Сейчас вас с ней познакомлю.
Кортина д’Ампеццо. 1956 г. Классический дизайн факела должен был подчеркивать связь с древнегреческими традициями. Факел Зимней Олимпиады был зажжен в Риме у руин Храма Юпитера и был освящен Папой Римским.
Инсбрук. 1964 г. К Олимпиаде в Инсбруке создали дизайн, напоминающий формой факелы, которые существовали в 19 веке. Непрерывность горения огня обеспечивал специальный состав под названием «Типизир 120/140». Благодаря ему огонь мог гореть непрерывно 22 часа.
Гренобль. 1968 г. Факел Гренобля -68 был выполнен из листовой меди, которая была покрыта бронзой. Набалдашник на конце факела надежно укрывал факелоносцев от случайных ожогов. Всего было изготовлено 33 таких факела. Потом подсчитали, что в ходе эстафеты на поддержание огня было потрачено 75 тонн топлива.
Саппоро. 1972 г. Произведение архитектора Мунемичи Яраги – очевидное отступление от традиций японского минимализма. Факел Саппоро – творение скорее футуристическое. В массивную рукоятку вкручивался цилиндр с огнем длиной 55 см. Получилось оригинально, но, наверное, не слишком практично.
Инсбрук. 1976г. Факел Олимпиады в Инсбруке украсила объемная олимпийская эмблема с пятью кольцами. Чаша у этого факела отсутствовала, зато внизу, отделяя рукоять от «ствола», присутствовало широкое кольцо. Как и в случае с факелом Токио-64 и Мюнхеном-72, факел своим обликом чем-то напоминал короткую рапиру.
Лейк-Плэсид. 1980 г. Изготовители факела Олимпиады в Лейк-Плэсиде мудрить не стали. Массивная чаша факела, широкая рукоять – это очень напоминает то, с чем бежали факелоносцы монреальской Олимпиады 1976 года.
Сараево. 1984 г. Факел Олимпиады в Сараево выполнен в минималистском стиле, со стороны могло показаться даже, что это простая металлическая труба с рукояткой. Такая манера была свойственна дизайнерам из Японии – ведь факел Олимпиады в Сараево конструировали специалисты из японской компании.
Калгари. 1988 г. На факеле Олимпиады в Калгари появился олимпийский девиз «Быстрее! Выше! Сильнее!». Своим внешним обликом он должен был напоминать самое знаменитое здание города – Calgary Tower. Ручка факела выполнена из клена – дерева, символизирующего Канаду.
Альбервиль. 1992 г. Факел Олимпиады в Альбервиле получился, пожалуй, самым необычным. Оно и неудивительно – ведь над ним работал знаменитый дизайнер Филипп Старк. Факел был изготовлен из стали с позолоченным обрамлением. С высотой всего 41 см творение Старка стало одним из самых коротких факелов в истории Игр.
Лиллехаммер. 1994 г. Факел эстафеты огня в Лиллехаммере получился самым тонким в истории и самым длинным. Его длина составляла полтора метра – почти человеческий рост. Ручка факела была сделана из норвежской березы, чаша – из металла. Создатели этого факела придумали для него поэтическое название «Пэра».
Нагано. 1998 г. Форма этого символа эстафеты была позаимствована у древнего японского факела таймацу. Кроме того, авторы идеи попытались сделать так, чтобы его окончание напоминало очертания снежинки.
Солт-Лейк-Сити. 2002 г. Концепцией этого олимпийского факела стал девиз «Зажги огонь внутри себя». По мысли создателей, огонь в факеле пылал внутри льдинки, которая была выполнена из стекла. Символ Олимпиады-2002 был выполнен с напылением серебра и меди.
Турин. 2006 г. Сконструированный автомобильным дизайнерским бюро, факел должен был напоминать палку для лыж и альпеншток одновременно. После эстафеты многие факелоносцы жаловались на его тяжесть – факел весил более двух килограммов.
Ванкувер. 2010 г. Факел ванкуверской Олимпиады был последней работой испанского дизайнера аргентинского происхождения Лео Обстбаума, который скоропостижно скончался за год до начала Игр. Форма факела была призвана вызвать ассоциации со снегом, зимой и лыжными видами спорта.
Сочи. 2014 г. По словам организаторов Игр в Сочи, это не просто факел, а настоящий арт-объект, который станет важной частью наследия Игр, доступной и близкой каждому жителю нашей страны. И, конечно же, факел поможет передать дух времени и образ современной России.
Президент оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко отмечает, что в очертании факелов, дизайн которых разработан фирмой «Астраросса Дизайн», можно увидеть перо традиционного персонажа народных сказок Жар-птицы. «Мы хотели оставить в нем как можно больше души и больше ощущений жизни. Поэтому, когда вы его возьмете в руку, вы почувствуете: это объект жизненный. Абсолютно жизненный», — дизайнер факела зимних Олимпийских игр «Сочи—2014» Владимир Пирожков.