Автомобиль Игоря Корхова не увидишь ни на автозаправке, ни в пункте техобслуживания. «Питается» его обычная с виду «Таврия» от обычной розетки и не загрязняет окружающую среду выхлопными газами.
«Франкенштейн» на колесах
Тяга к электромобилям у Игоря с детства. Еще классе в шестом, когда он проживал с родителями в Киргизии, он переоборудовал свой детский педальный автомобиль в электрический. Вытащил с него цепную передачу, все механические «внутренности», поставил мотор и катался по району. Занимался электротехникой мальчик под руководством педагога – посещал кружок электромеханики.
Увлечение переросло в профессию – после школы Игорь Корхов закончил энергетический факультет МГОУ в Москве по специальности «электропривод». В 1992 году он вместе с семьей переехал в Губкин, где устроился работать на горно-обогатительный комбинат. И вот в Губкине он принялся уже за более серьезные машины. Своеобразный «франкенштейн» тех времен до сих пор стоит у него в сарае – мини-грузовичок на электрической тяге, грузоподъемностью около 400 килограмм. Рама и подвеска – самодельные, задний мост и колеса – от мотороллера «Муравей», подвеска и рулевое управление – от «Таврии», сиденье – от «Мерседеса». Именно на этом чудо-грузовичке Игорь оттачивал свои знания и умения, многократно переделывая и улучшая его.
Просто воткни в розетку...
Из обычной «Таврии» пять лет назад Корхов решил сделать экономичный и экологичный городской автомобиль. Сказано-сделано. И «Таврия» стала электромобилем. Но двигатель удалось достать слабый – от болгарского электрокара, мощностью всего два киловатта. В результате скорость автомобиля была не более шестидесяти километров в час. Такие характеристики Игоря не устраивали и он продолжил «рационализаторство».
- Последний раз я ее полностью переделывал два года назад. Буквально за одну зиму заменил все электрооборудование. Мне повезло – нашел по объявлению в интернете комплект электромобильный, так что уложился в сорок тысяч рублей. Сейчас бы такой комплект стоил бы порядка четырех тысяч долларов. Больше всего, тысяч тридцать рублей, ушло на восемь кислотных герметичных аккумуляторов (подобные применяются при изготовлении источников бесперебойного питания для компьютеров). Четыре батареи установлены спереди, одна стоит в салоне и еще три - в багажнике. Таким батареям все нипочем – что жара, что мороз, кислоту туда заливать не надо. А если верить производителю, срок службы у них пять лет. К этому времени, я думаю, появится что-то еще более лучшее, - говорит Игорь Корхов.
С первого взгляда переделанную «Таврию» от бензинового автомобиля не отличишь. И только потом можно заметить, что у машины нет выхлопной трубы, бензобака, глушителя. А в кабине на передней панели вместо стандартных датчиков стоят электрические приборы.
Стоит повернуть ключ зажигания как машина «включается». Не надо прогревать двигатель, переключать скорости. Достаточно простого поворота ключа. Причем работает автомобиль практически беззвучно.
- Меня даже один раз сотрудники ГИБДД останавливали просто полюбопытствовать – что это за чудо такое, которое по трассе мчит до сотни километров в час практически бесшумно. Слышно только как колеса по дороге шуршат. А до ста километров в час со стандартными настройками контролера машина разгоняется за девять-одиннадцать секунд. Автомобиль получился мощным, максимально я на нем разгонялся до 135 километров в час, быстрее не рискнул, - говорит Игорь.
Но главное преимущество электромобиля не в скорости, а в дешевизне «топлива». Достаточно открыть багажник, вытащить шнур, и включить машину «на подзарядку» в обычную розетку – как сотовый телефон. По словам Игоря Корхова на 30-40 километров пути тратится электричества всего на девять-десять рублей. Полная зарядка аккумуляторов, 13 киловатт-часов, обходится примерно в 20 рублей. Но можно и вообще не платить за зарядку: на участке Корхова стоит ветряная мельница, которая вырабатывает электроэнергию. Для зарядки чудо-автомобиля этого вполне достаточно.
- Все преимущества электромобиля перечислять можно долго. Кроме того, что ему не нужен бензин – ему и техобслуживание в общем не нужно. Заливка масла, система зажигания – обо всем этом можно забыть. Электрокомпоненты защищены и ломаться в них нечему. Только ходовая часть иногда нуждается в ремонте. И я за два года езды еще ни разу на ремонт не становился. Кроме того, налог с автомобиля автолюбители платят из расчета номинальной мощности, а у электромобиля она ниже. До переоборудования «Таврии» я платил за 53 лошадиные силы, а в электромоторе их всего 19. Вот и подсчитайте. Конечно есть и минус – без перезарядки я из своего Губкина дальше Старого Оскола не уезду. Но дальше я езжу редко, а по городу наматывать по 40 километров в день – самое то, - доволен Игорь.
Экономить дорого!
Немудрено, что знакомые Игоря, услышав о преимуществах, электромобиля часто пытаются заказать у него переделку своих автомобилей. Но, к сожалению, это не так просто. Перед любым, автовладельцем который захочет переоборудовать свой автомобиль встают сразу несколько проблем. Первая из них – достать необходимое оборудование, автомобильный электрокомплект.
- К сожалению в России такое не производят, приходится через интернет искать. У меня есть сайт в интернете - evr.boom.ru - с его помощью я ищу единомышленников, нахожу нужные детали. Комплекты можно пока достать лишь в Америке, а там цены высокие. Один только двигатель стоит 1800 долларов, блок управления – 1300 долларов, аккумуляторы 40-50 тысяч рублей комплект. Говорят китайцы производят тоже такое оборудование, но пока нет точной информации. Хотя, конечно, при большом желании можно собрать электромобиль и вручную, но это очень сложно. И технические характеристики его будут невысокими, - говорит Игорь Корхов.
Но даже после того, как автомобиль будет переоборудован – его надо еще зарегистрировать. А выдачей свидетельства о регистрации сегодня занимается Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт, находящийся в Москве. Игорь целых два месяца с помощью единомышленников занимался регистрацией. Хорошо еще, что после получения регистрации не возникло проблем с техосмотром.
- Практически во всех развитых странах государство так или иначе поощряет электроавтомобилистов. Есть определенные налоговые льготы, бесплатные места на парковках, законодательные льготы и так далее. Потому что электромобили – экологичный транспорт, выгодный государству. А у нас, казалось бы, все делают для того, чтобы помешать этому новаторству, - сетует Корхов.
Будущее – за электричеством
В доме Игоря есть еще немало электротехнических новинок. Даже у его пятилетнего сына Ярослава есть детский электромобиль, хотя и заводского производства. Во дворе, кроме грузовичка есть еще детский трехколесный велосипед и мопед – все на аккумуляторах. А над огородом возвышается шест ветряной мельницы. Но на этом идеи не заканчиваются.
- Сейчас я работаю над электромотоциклом с электромотором, встроенным в колесо. От бензинового варианта осталась только рама с колесами. На ней сейчас стоит четыре небольших аккумулятора, но это пока пробный вариант. Электрофицировать можно любой транспорт, при желании. И на лодке можно будет установить солнечные батареи и питать мотор. За электричеством будущее, - уверен Игорь Корхов.
Автор текста - Алексей Деменко
Текст ранее был опубликован в "Старооскольском Курьере"