Прежде чем подойти к проблеме капитального ремонта многоквартирных домов, приведу несколько высказываний замечательного русского философа Ивана Александровича Ильина из работы «Путь к очевидности», о роли и задачах государства.
«Государство не призвано решать частный интерес отдельного человека, но оно при¬звано возводить каждый интерес, интерес каждого отдельного гражданина в интерес всего государства».
«В душе настоящего политика государственный интерес и лич¬ный пребывает в состоянии не разрушаемого тождества. Принимая интерес государства, как свой собственный, он тем самым испытывает справедливый интерес каждого из своих сограждан как свой интерес, ибо каждый такой интерес включён в интерес всего государства».
«Призвание государства сводится к справедливому и соци¬альному обращению с каждым из своих граждан. При этом обществу должно быть понятно, что каждый нищий и бедный в стране - это не просто неудачливый человек, каждый нищий и бедный - это язвы государственного управления; каждый безработный и каждый беспризорный - национальное бедствие; каждый безграмотный - всенародная опас¬ность; каждый использующий государственную власть для личного обогащения - всенародный вредитель; каждое по¬пранное право - пробел в общей сети правопорядка».
Вот, казалось бы, на этом можно бы и закончить обсуждение, как решать проблемы российских граждан, в том числе и капитального ремонта многоквартирных домов. Всё очень просто. Власть должна не управлять народом, она должна служить ему, прислушиваться к его чаяниям и нуждам, находить решения и решать сложнейшие вопросы улучшения жизни своих сограждан.
И вообще, что это за проблема - капитальный ремонт многоквартирных домов? Всегда думал, что собственник, потому он и собственник, что должен сам решать, что ему делать со своей собственностью. Ведь люди чего боятся? Бояться, что опять обманут. Срок то-какой? 30 лет. Что там будет, через 30 лет? Денежки будут собирать, а потом раз и форс-мажор. И потом, почему только о ремонте многоквартирных домов озаботилась наша власть? А коттеджи. Почему бы и с собственников коттеджей не собрать на ремонт. Тоже ведь когда-нибудь состарятся и потребуют ремонта. Здорово тревожит и состояние основных фондов предприятий? Тут вообще непочатый край работы. Стареют быстро и катастрофически. Так, коэффициент износа основных фондов российских предприятий только с 2005 года по 2012 год возрос с 43,5% до 48,6%. При этом на предприятиях по добыче полезных ископаемых превысил 53,7%, на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды износ основных фондов составил 51,2%, на транспорте и связи 58,6%.
Старение основных фондов, это не только снижение производительности труда, эти фонды, хотя и принадлежат частным собственникам, составляют основу национального богатства России. Вот бы где проявить государственную хватку и разработать Закон о капитальных ремонтах и модернизации предприятий.
Как известно, в современной экономике важнейшее значение имеет доверие населения, а его у нашей власти всё меньше и меньше. Взять хотя бы пресс-конференцию 18 сентября с заместителем главы администрации по ЖКХ А.В.Писаренко и начальником юридического отдела МКУ «Управление жизнеобеспечением и развитием» Н.Чаус. Прозвучали цифры – для капитального ремонта жилья в 2014 году необходимо 17, в 2030 - 48 миллиардов рублей. Но как же так? Область может собрать в 2014 году всего около 2,0 миллиардов рублей. Где возьмут остальные деньги? Больше 15 миллиардов в год? Если не найдут, то значит большинство домов не будет отремонтировано. Интересно, чьи это будут дома? Значит, власть заведомо понимает, что «миссия капремонта невыполнима», но всё равно начинает собирать денежки.
На пресс-конференции также прозвучало, что «члены ТСЖ могут создать свой специализированный расчётный счёт, на который будут собирать деньги, но это при условии, что это ТСЖ действует в одном доме или в двух, с числом квартир не больше 30». Перерыл все Законы и постановления всех уровней власти, такого правила не обнаружил. Не нашёл про 30 квартир. Да у нас и нет таких многоквартирных домов с числом квартир «не больше 30». Может только в хрущёвке, в одном подъезде. Если такое положение существует в каком-либо постановлении, то его явно готовил враг народа. Такое придумать? А если такого положения нет, то зачем полномочный представитель администрации вводит народ в заблуждение?
Очень занимателен ответ участника пресс-конференции на вопрос «Почему все должны платить одинаково – и жители старых пятиэтажек, где нет лифта и мусоропровода, и жители новых многоэтажных домов?». Вдумайтесь, что ответил чиновник. «Я считаю, что нет разницы, в каком доме ремонтировать трубу или крышу (вопрос был о лифте и мусоропроводе, при чём здесь труба и крыша?), а, в принципе дифференциация невозможна, эту тему можно обсуждать. (так невозможна или требует обсуждения?). И дальше. «Но опять же вопрос о введении дифференциации в оплате может решать только региональный оператор».
Откроем «Методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт» утверждённого приказом Министерства регионального развития РФ №288 10 июля 2013 г. «в целях методического обеспечения реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах…». Рекомендуется установление минимального размера взноса осуществлять на основе общей потребности в средствах, с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов, доступности и достаточности средств. Значит, всё-таки с учётом особенностей каждого конкретного дома?
При этом оценку доступности для граждан рекомендуется проводить для единого по муниципальному образованию значения необходимого размера взноса на капитальный ремонт или для минимального из значений необходимого размера взноса на капитальный ремонт, если установлена целесообразность дифференциации минимального размера взноса по типам многоквартирных домов в муниципальном образовании.
И где здесь функции регионального оператора?
Как видим, необходимо было на уровне муниципального образования провести какую-то работу. Ну и кто в Старом Осколе занимался установкой целесообразности дифференциации? К каким выводам пришли? Трубы и крыши одинаковые?
Не увеличило доверие народа и проводимые в ЖЭУ собрания. Знаете, как проходило собрание в нашем ЖЭУ, в микрорайоне Жукова? Комнатка квадратов 16, два стола, штук 15 стульев. А собралось человек 70. В основном пенсионеры. Время-то рабочее - 17-00. Жителям, пришедшим на собрание не то, что сесть, стоять негде. А руководству ЖЭУ они, по-видимому, и не нужны, эти жители, иначе бы хоть какое-то помещение подобрали. Жители стоят, кто на улице, кто в коридоре и довольно громко говорят: «Платить не будем». Начальник ЖЭУ прочитал Постановление Правительства Белгородской области. Люди продолжают громко выражать своё недовольство. Но слушать их некому, кроме таких же недовольных. Потом какие-то бумажки раздали. Человек 20 заполнили. Потом разошлись. А отчёт, по-видимому, в администрацию округа отправили по полной программе.
Для решения проблемы капитального ремонта многоквартирных домов приняты дополнения в Жилищный Кодекс, Закон, Постановление Правительства, методические рекомендации, в каждом регионе тоже свой Закон, создали региональных операторов. Представляете, сколько чиновников было задействовано? Сколько совещаний прошло? Заседаний и переговоров? Все эти принятые Законы, дополнения, постановления, рекомендации, касающиеся народных проблем, до их принятия должны проходить какие-то слушания. Интересно кто у нас в регионе участвовал, что говорили, предлагали, соглашались, не соглашались? Рассказали бы на страницах газет, выступили бы по телевидению. В интернете высказали бы свои соображения. Народу интересно было бы послушать и мнение депутатов по этой проблеме.
Но тут картина, по-видимому, другая. Все понимают, если бы захотели помочь собственникам отремонтировать многоквартирные дома, взяли бы и организовали ремонт. И сначала отремонтировали, ну а только потом бы денежки собрали и отдали в фонд. По факту.
И ещё. Зачем доводить дом до капитального ремонта всего дома? Пришло время и необходимость, взяли и отремонтировали лифт, потом мусоропровод, потом трубу, потом крышу. Так потихоньку и без напряга поддерживали бы дом в хорошем состоянии. И никаких нервотрёпок. А то отдай деньги, а потом ночи не спи, думай, как они там, не обижает ли кто?
А может и правда нужно эти многоквартирные дома побыстрее отремонтировать? Вот прилетаешь из какой-нибудь европейской страны, и сразу бросается в глаза наша неустроенность. Дома серые, облупленные. Балконы на раскоряку. Один застеклённый стеклопакетом, в другом деревянные облезлые рамы, в третьем вообще ничего нет. Крыши латанные, перелатанные. Одни дома стоят как игрушки, на другие без слёз не взглянешь. Конечно же, нужно ремонтировать.
Может все дома сделать как на Степном? Дворы облагородить, стоянки сделать, детские площадки, спортивные, тренажёров наставить. Чтобы народ по вечерам в волейбол, - подъезд на подъезд, пацаны в футбол, - двор на двор. Ну как в советское время. Вы заметили, никто у нас даже в домино во дворах не играет? Люди все сами по себе. И весёлых лиц мало.
Проблема капитальных ремонтов многоквартирных домов возникла не на пустом месте. Многие жители этих домов всё ещё никак не могут понять, почему они платят за обслуживание и ремонт жилья и на что тратятся их деньги. Большинство товариществ собственников жилья неподконтрольны этим собственникам. Часто ими руководят люди, не имеющие профильного образования ни в строительстве, ни в эксплуатации инженерных сетей, ни просто по-человечески добрые. Большинство собственников вообще не создали ТСЖ и у них заправляют неповоротливые жилищно-эксплуатационные управления, охватывающие большое количество домов. Когда-то администрация округа интенсивно занималась организацией ТСЖ, ходили, уговаривали собственников. Потом работа по созданию ТСЖ остановилась. Видно отчитались. Опыт показывает, самые эффективные ТСЖ, это товарищества, объединяющие один многоквартирный дом. Думаю, что это именно то направление, которое необходимо выбрать власти для наведения порядка в жилищно-коммунальном секторе экономики. Неплохо бы провести учёбу действующих и будущих руководителей ТСЖ по экономике и бухгалтерскому учёту, юридическому сопровождению, техническому обслуживанию, нормативам и многим другим премудростям сложнейшего механизма городского жилищно-коммунального хозяйства.
Потребность всех регионов для осуществления капитального ремонта многоквартирных домов на 2014 год составляет около 300 миллиардов рублей – меньше 10 миллиардов американских долларов. У нас 540 этих миллиардов лежит без дела, в резерве. Хочется обратиться к власти. Дайте народу денег, пусть отремонтируют свои дома. Всё окупится. Ведь сколько рабочих мест создастся? Сколько налогов можно собрать? Тут все по Кейнсу. Один вложенный в ремонт рубль создаст за счёт мультипликационного эффекта, как минимум 6 рублей ВВП. Как известно, одно вновь созданное рабочее место в строительстве создаёт 4 рабочих места в смежных отраслях. Может, на капитальных ремонтах и российская экономика оживёт? Нужно только поэкономней, ну и… почестнее.