Вместе с обязанностью платить налоги, у граждан есть право получать налоговые вычеты. Я расскажу о своем первом опыте получения такого вычета.
Решил получить социальный налоговый вычет за лечение родителей. Зашел на единый портал государственных услуг. Заявлено, что декларацию по форме 3-НДФЛ можно отправить со страниц указанного сайта.
Самый короткий путь - действуй по инструкции.
1. Скачал пакет.
2. Заполнил декларацию. Сохранил в отдельный файл.
3. Сделано.
Согласно правилам, принятым в Налоговой, заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Подождал я 30 дней. Но ничего не изменилось. Я написал обращение в налоговую через портал Налоговой инспекции, ему даже номер присвоили 0086-ЗГ от 05.03.2014:
"Добрый день. 28 января 2014 года через портал госуслуг я отправил налоговую декларацию в "Межрайонная ИФНС России №4 по Белгородской области" по форме в 3-НДФЛ для получения социального налогового вычета. Уникальный номер моей заявки: 54555239. Прошло уже 36 календарных дней, из которых 26 рабочих. Моя заявка по-прежнему находится в статусе: "отправлено в ведомство". Прошу Вас дать разъяснения, в связи с чем моя заявка не рассмотрена в сроки, указанные в п.1 статьи 12 ФЗ № 59 от 02.05.2006 года. Спасибо."
Мне сначала позвонили на указанный в обращении номер мобильного телефона и сообщили, что инспекторы рассматривают декларации, принесенные им в письменном виде, а через портал госуслуг - это для рассмотрения в приоритетном порядке при сообщении инспектору номера, присвоенного на портале, а затем и письменный ответ на указанный адрес электронной почты:
Уважаемый Камикото!
Межрайонная ИФНС России № 4 по Белгородской области рассмотрев Ваше Интернет-обращение от 05.03.2014 года по вопросу представления налоговой декларации через портал, сообщает следующее.
В целях отправки декларации через Портал необходимо произвести следующие действия:
-заполнить необходимую форму декларации и сохранить ее в отдельный файл на своем компьютере.
- прикрепить указанный файл к заявке на отправку налоговой декларации, с обязательным указанием кода налогового органа. Для определения кода налогового органа необходимо воспользоваться сервисом "Определение реквизитов ИФНС"
- отправить налоговую декларацию.
- после направления налоговой декларации через Портал Вам будет сообщен уникальный номер, состоящий из двух частей xxxx_yyyyyyyyyyyy, где xxxx - число, генерируемое Порталом, а yyyyyyyyyyyy - ИНН пользователя Портала, который необходимо сохранить (записать, скопировать в текстовый редактор и т.д.) и сообщить при обращении Вас (Вашего уполномоченного представителя) в налоговый орган для приема и обработки декларации в приоритетном порядке.
-дождаться подтверждения о поступлении налоговой декларации в налоговый орган. Статус отправленного документа контролируйте через сервис - ФНС России в Личном кабинете на Портале государственных услуг.
-представить в территориальный налоговый орган налоговую декларацию, оформленную в соответствии с действующим законодательством на бумажном носителе с отметкой "ранее представлена через Портал государственных услуг", приложив полученный уникальный номер.
Заместитель начальника-
Советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 2 класса - М.Е Чмиль
Так как позвонили мне через 3-4 дня, а письменный ответ на электронный адрес пришел только 20 июня (обращение отправлено 3 марта, ответ 20 июня - срок в 30 дней на для ответа на обращение граждан "выполняется") я решил пойти и отнести декларацию.
Пришел в субботу, думал очередь будет меньше. В трехэтажном здании открыт только один кабинет в актовом зале и люди сидят, примерно половина актового зала. Спросил товарищей "по несчастью" какой тут порядок? Выяснилось, что надо написать заявление. Форма? Есть целых два электронных портала (Налоговой инспекции и Единый Портал Государственных услуг), но форма заявления хранится под чутким контролем самих налоговых инспекторов. А еще надо предоставить опись документов, которые ты прикладываешь к декларации в подтверждение своих расходов. Как, вы не узнали об этом на портале? Наверное потому, что за этими знаними надо прийти в ИФНС лично. Форма описи? Инспектор сказала, что в свободной форме: "опись документов на стольких-то листах и каждый документ на скольких листах отдельно. Оригиналы отдельно, копии отдельно". Все вроде понятно, высшему образованию не зря учили.
Отпросился в один из рабочих дней, пришел в налоговую. Работают два этажа. Электронная очередь (порадовало, хоть какие-то технологии, а не по старинке "кто крайний? а мы еще с вечера занимали! а мы только спросить").
Был у меня номер 69. Сижу, жду когда позовут. Вызывают номер 60, 61, ..... 44..мм, видимо налоговая знает толк в двойном учете. Потом сразу 75, 76, 77...ну, думаю проспал я свое счастье. Нет, позвали 45-го. Решил подождать. Дальше номера только росли: 80....90. Подхожу к девушке у терминала электронной очереди.
- Вызывают уже 90-е номера, а у меня вот 69 и мне еще не посчастливилось
- Вас могут вызвать или на первом или на втором этажах, но вы не переживайте, очередь в ИФНС электронная и единая.
То есть я должен ждать вызова на лестничной клетке? Весьма сомнительная перспектива. Подошел к первому же свободному инспектору. Ура, мои бумажки взяли.
И тут началось:
- У вас опись не по форме!
- Дайте уже мне эту форму, писать я не разучился.
- Вот - заполняйте.
Заполнил.
- На каждой копии надо писать "Копия верна, дату и подпись".
- Черт, почему я узнаю это только сейчас? Ах, ну да, я же решил, что приходишь в ИФНС с уже всем готовым, сдаешь и уходишь. Оказывается надо читать стенды, они же не зря ими хвалятся.
- А как и куда написать номер, присвоенный на портале государственных услуг? - спрашиваю.
- А нет, этого не надо. Вот вам регистрационная карта - можете следить за ходом проверки на портале Налоговой инспекции.
Хорошо, будем ждать. Вышел из налоговой, а на жилом доме напротив большой баннер:
ОТЧЕТНОСТЬ! 3-НДФЛ! ПФР - любой каприз!
Так вот кто кормится с этого недостатка информации. Что же тут непонятного.
Проходит 3 месяца. Декларация в статусе: "Зарегистрирована в налоговом органе". Ну может работы много, может праздники. Но через 10 дней решил все же отправить обращение:
"Добрый день. Я предоставил налоговую декларацию в налоговый орган 20.03.2014 года. Прошу Вас дать разъяснение, по какой причине камеральная проверка моей налоговой декларации не проведена в срок, указанный в 88 статье Налогового кодекса".
Проходит 3 дня и вечером 3 июля звонок:
- Камикото?
- Он самый.
- Мне обращение по вашей декларации только что принесли (что сделали с электронным обращением?). Вот я взяла вашу декларацию (ну наконец-то её кто-то взял на проверку), вот у вас тут не хватает документов.
- Я вас понял. Предоставлю всё недостающее после получения от вас письменного ответа. (не выходит из головы - как электронное обращение можно принести?)
- Ну это будет долго, мы же должны соблюдать сроки. И тут у вас покупка лекарств - вы проверили, что они есть в Перечне?
- Перечень? ммм ... социально-ориентированное государство, думаю.... Нет, не проверил по Перечню, но обязательно его найду и проверю. Сроки? Проверка уже должна быть закончена 14 дней назад, а вы только мою декларацию в руки взяли. Так что жду от вас письменного ответа.
Проходит еще 2 рабочих дня. И о чудо, в личном кабинете появляется следующее:
Сумма налогового вычета подтверждена в полном объеме. Я правильно уловил суть текста, выделенного полужирным шрифтом?
Но внимание: дата окончания проверки: 20.06.2014. Постойте: обращение, что движений по декларации в личном кабинете не зафиксировано, я писал 30.06.2014, по телефону мне звонили 03.07.2014. Ничего не понимаю.
А 10.07.2014 мне пришло простой почтой письмо-вызов на 11.07.2014 в налоговую инспекцию для исправления и разъяснения, что сумма налогового вычета завышена. Но я не могу туда явиться, нахожусь в другом городе. При этом на Едином портале государственных услуг, эта декларация еще на пути в ведомство.
В Прокуратуру пора обращаться? Что посоветуете господа и дамы кавикома?
Ps: для себя я выяснил одно - пишешь обращение и ФНС начинает почесывание, не пишешь обращений - правила и сроки придуманы для кого угодно, но не для них.
Камикото