Как снохач помогать возьмётся, — колокол с места не сдвинешь.
К одной недавней новости на Кавикоме я написал два комментария. Вот они.
1.
транспортировка компанов в наш город прошла не без испытаний - первая машина сломалась.
Примета есть, связанная с транспортировкой и поднятием колоколов. Но не та тема, чтобы ее рассказать. Не буду кощунствовать. Новость добрая, плюсанул по полной.
2.
Не-а. Пока не буду. Как тока лень пройдет, мож к пятнице и выдам отдельной темой. Явление на Руси распространенное.
Лень конечно не прошла, она наперед меня родилась, а вот желание сделать пятницу немного веселой появилось.
Если честно, то об этом явлении и примете связанной с ней я и не слышал до прошлого года. Наверно встречалось в книгах, но в голове она не задерживалась, хотя описана в произведениях известных писателей. В прошлом году, читая книгу местного краеведа В.В. Юдина «Роговатое. Вехи истории», наткнулся на такой фрагмент, который заставил меня долго и громко смеяться. Вот он:
«До сих пор в памяти роговатовских старожил сохранилась «быличка», как ставили на колокольне большой колокол…
Поглазеть, как будут затягивать колокол на колокольню пришли все от мала до велика. Ведь это такое событие в жизни села! И когда закончились приготовления к подъему, вся церковь была окружена плотным кольцом людей.
Благославясь, мастер распорядился начинать подъем.
Перекинув через колокольную стропилу крепкие веревки и увязав одним концом колокол, а за другой взялись мужики тянуть.
Как там было, может кто из селян подначивал тянущих колокол, может сам мастер был веселым нравом, но только решил он подшутить над селянами, зная их набожность и легкие нравы.
Видит народ, что, одолев половину пути колокол замер, не могут сдвинуть его с места мужики. Уж они и ухнут и поднатужатся, но замер колокол…
Заволновалась толпа, загудела…
Тут мастер и говорит, обращаясь к селянам стоящим вокруг: так мол и так, мужики, дело это святое, богоугодное, но грехи людские тянут колокол к земле. Есть среди вас, кто грешил со снохами. Уйти им надо от церкви, тогда и поднимем.
Тут уж вовсе толпа загудела, особенно старики. Как же это на виду у всего мира признать свой грех! Зачесали затылки, затеребили бороды, а мастер своё: «Грешники, уйдите!»
И чтобы не гневить Бога, под насмешливые взгляды и ухмылки отошли несколько стариков. Сразу же колокол сдвинулся, поднатужились мужики и потащили его вверх. Но вскоре замер снова и опять мастер обращается к толпе, мол есть еще здесь грешники, не все ушли. Теперь уже половина стариков, теребя бороды, отошла в сторону. Совсем легко пошел колокол. Одного аршина не хватило ему и снова замер. А мастер своё: « Грешно, мол, грешно. Отойдите, греховодники!».
Вскоре изо всех стариков стоящих вокруг церкви, рядом остались всего несколько. Остальные отошли к ограде. Мастер с работниками смеясь, затянули колокол на колокольню.»
Сказка это или быль, сказать трудно. Но такое явление, именуемое «снохачеством» имело место в крестьянском быте. В классической литературе это встречается довольно часто.
В произведении Николая Семеновича Лескова «Житие одной бабы», есть описание процесса транспортировки колокола, и тоже неудачное, в связи с присутствием вышеупомянутой категории «грешников».
У нас «погудка» («погудка» на Орловщине, это как «быличка» в Роговатом) живет, что когда-то давненько в нашу церковь колокол везли; перед самою церковью под горой колокол и стал, колесни завязли в грязи - никак его не вытащить. Припрягли еще лошадей, куда только можно было цеплять; бьют, мордуют, а дело не идет, потому что лошади не съезженные: одна дернет, а другая стоит. Никак не добьешься, чтобы все сразу приняли. Бились, бились и порешили, что лучше взвести колокол на гору народом. Собрался весь народ, подцепили за передок колесней веревки, крикнули:
- ПервОй, дрУгой. Разом! Еще дрУгой КОтом! Ухха-ху-о!
Колокол пошел, но на половине горки народ стал; отдохнуть. Тут разумеется, сейчас смехи да пересмешки: кто как, вез; да кто надюжался, кто лукавил. Шутили так, отдыхаючи.
- Ну, будет! - крикнул дьячок. Молодой был парень и шутник большой.
- Будет, - говорит, - стоять-то, да зубы скалить, принимайся опять. Народушка опять взялся, опять пропел "первОй -дрУгой" и потянул.
- Что-то тяжело стало! - крикнул дьячок.
- И то, малый, словно потяжелело! - отозвался кто-то из ребят.
- Верно, снохач какой-нибудь есть промеж нас, - крикнул дьячок.
- Снохачи долой! - гаркнули молодые ребята и все мужики, этак лет за сорок, так сразу и отскочили, а остальные не удержали колокола, и он загудел опять книзу.
Смеху было столько, на всю деревню, что и теперь эта погудка живет,
словно вчера дело было.
И еще одно упоминание в литературе о «снохачестве», теперь это уже советский писатель М.А Шолохов «Тихий Дон»
- Жена теперича скажет:
- Что-то мой Миколушка делает?
- Ого-го-го! Она, брат, небось со свекром в голопузика играет.
- Ну, уж ты.
- Да ни в жисть не стерпит любая баба, чтоб без мужа на стороне не хлебнуть.
- Об чем вы горюете? Кубыть, корчажка с молоком, приедем со службы - и нам достанется.
На всю сотню весельчак и похабник, бессовестный и нагловатый Егорка Жарков встревал в разговор, подмигивая и грязно улыбаясь:
- Дело известное: твой батя снохе не спустит. Кобелина добрый. Также вот было раз... Он играл глазами, оглядывая слушателей.
- Повадился один такой-то к снохе, покою не дает, а муж мешается. Он ишь что придумал? Ночью вышел на баз и растворил нарошно ворота, скотина вся и ходит по базу. Он и говорит сыну:
- Ты, такой-сякой, чего ж так дверцы прикрывал? Гля: скотина вся вышла, поди загони!
Он-то думал, дескать, сын выйдет, а он тем часом к снохе прилабунится, а сын заленился.
- Поди, - шепчет жене, - загони».
Энта и пошла. Вот он лежит, слухает, а отец сполз с пригубка и на коленях к кровати гребется. Сын-то, не будь дурак, скалку взял с лавки и ждет. Вот это отец подполз к кровати и только рукой лопнул, а сын его скалом кы-ы-ык потянет через лысину.
- Тпрусь, шумит, проклятый! Повадился дерюжку жевать!.
Ау них телок в куренях ночевал и все подойдет, да и жует одежду. Сын-то навроде как на телка, а сам батяню резанул и лежит, помалкивает.
Старик-то дополз до пригубка, лежит, шишку обминает, а она взыграла с гусиное яйцо. Вот, лежал, лежал и говорит
- Иван, а Иван?
- Чего ты, батя?
- Ты кого ж это вдарил?
- Да, телка - говорит.
А старик ему со слезами:
- Какой же, грит, из тебя, к чертовой матери, хозяин будет, ежели ты так скотину бьешь?»
Вот такие истории. Может и поломка машины, при транспортировке колокола в Старый Оскол, была не случайной, но это просто предположение.
Использованы отрывки из произведений
В.В. Юдина «Роговатое. Вехи истории»
Н.С. Лескова «Житие одной бабы»
М.А. Шолохова «Тихий Дон»
P.S. Извиняюсь перед Юдиным В.В. за публикацию отрывка из его книги, без его разрешения. В Интернете она не представлена, только бумажный вариант. В случае возникновения претензий со стороны автора, прошу администрацию портала убрать статью.