«Надежных машин сейчас нет. Есть которые дольше не ломаются. Настоящая надежность - это простота с минимумом деталей и возможность самостоятельного ремонта в любых условиях. То что сегодня считают надежностью это просто комфортность.» (Мискин)
Не собирался продолжать кухонные споры, но прочитал комментарий Мискина, и всплыли кое-какие воспоминания, а заодно вновь зачесалась умная мысль на тему, в которой ничего не соображаю. Пришлось достать из холодильника бутылочку пива и подвинуть ближе собеседника, коим в данный момент является ноутбук.
Для начала еще раз процитирую Мискина:
«Надежных машин сейчас нет. Есть которые дольше не ломаются. Настоящая надежность - это простота с минимумом деталей и возможность самостоятельного ремонта в любых условиях. То что сегодня считают надежностью это просто комфортность.»
А теперь личный опыт.
Случай первый
Уссурийские сопки. Зил-131.
Неожиданно разваливается гидроусилитель. Надо признаться, что он и не работал. Висел чисто для того, чтобы через его шкив проходил ремень на помпу. Но вот, видать, его железная душа не выдержала такого пренебрежительного отношения и рассыпалась, вывалив шток наружу. Ремень свалился, и машина закипела.
Что делать?
Случись это на современной технике, там бы меня волки и сожрали. А может быть, и тигр, что, согласитесь, несколько приятнее.
Однако подо мной находилась техника советского автопрома, выпущенная в те года, когда не было даже таких понятий, как электронное зажигание и, прости Господи, электромагнитный клапан. Да и я никакими особо извращенными знаниями в автомобилестроении не блистал, потому попросту забил болт на случившуюся проблему. Забил не в переносном смысле, а в самом что ни наесть прямом. Взял болт и забил его между шкивом помпы и шкивом, через который идет ремень на генератор, тем самым заклинив их между собой. Болт надежно выполнял свою скрепляющую функцию оставшиеся полсотни километров дороги.
Случай второй
Там же. Та же машина.
Хорошо тряхнуло на ухабине. Двигатель зачихал и перестал тянуть. Останавливаюсь – двигатель начинает работать более равномерно. Трогаюсь – опять чих-пых, и не тянет.
Что за фигня?
Снова останавливаюсь, и снова работа движка стабилизируется.
Выхожу из кабины, поднимаю капот и от увиденного проникаюсь уважением к жажде жизни своего автомобиля. Из крышки трамблера выскочил центральный провод, тот что от бобины. С его, провода, кончика лупит равномерная искра и, преодолевая сантиметров пятнадцать по воздуху, залетает туда, куда ей положено.
Случай третий
Там же. ЗИЛ-157. Я в качестве пассажира.
Неожиданный похожий на выстрел хлопок. Подлетает одно из крыльев капота. Выматерившись, водитель останавливает ЗИЛ, выходит, поднимает крыло, после чего обходит машину и начинает ползать по снегу, разыскивая что-то на дороге за нами. Тоже выхожу, смотрю на двигатель и вижу мрачно уставившуюся на меня черную пустую глазницу на месте одной из свечей. М-да…
Не найдя пропажу, водитель достает из свалки черти чего под пассажирским сиденьем новую, на матывает на резьбу медную проволоку и забивает свечу в гнездо молотком. Если не считать поисков, то на все про все ушло не больше минуты, и мы благополучно поехали дальше.
Вот именно это я, соглашаясь с Мискиным, считаю надежностью.
Разумеется, истинные знатоки скажут, мол, на импортной технике такого попросту не могло бы случиться. Соглашусь. При тех условиях, в которых эксплуатировались наши ЗИЛы, импортные паркетные вездеходы померли бы еще в боксе, отведав топлива из бака, в котором до того ставили брагу.
Кстати, вспомнил еще случай, когда в парк приехал ЗИЛ-131 без капота, снятого, дабы не застить дорогу водителю. А на крыле как-то примостился человек с ведром и кружкой, заливающий бензин в приделанную куда-то на двигателе воронку.
Нет, я не против комфортных авто с недоступно упакованными двигателями, коль уж им предназначено ездить по ровному асфальту с шаговой доступностью автосервисов. Вот только смущает то, что некоторые четырех гребущие джипы называют внедорожниками. Ну, допустим, у него хорошая проходимость. Ну, заехал он далеко в болото. Вода попала на компьютер, и джип сдох. И что делать с его внедорожностью?
Скажете, в такой технике все надежно защищено от пыли и влаги? Да? А чего ж тогда НАТОвская бронетехника сдохла во время «Бури в пустыне», когда настоящая пустынная буря закидала их компы песком? А там, уверен, надежности уделяется гораздо больше внимания, чем при выпуске городских авто.
И вот еще показательный пример. При обилии импортной техники на российских дорогах, в горах Кавказа туристов возят исключительно на УАЗиках и «шишигах». По крайней мере никаких «крузаков» и прочих паркетных джипов я там не наблюдал.
Планировал еще найти в инете информацию о состоявшемся в Сибири лет 5-10 назад ралли внедорожников, где не только победившим, но и единственным прошедшим весь маршрут автомобилем был советский джип ГАЗ-69, но уже лень. Кому интересно, поищите сами. Думаю, эта информация заслуживает быть выложенной отдельным копипастом.
Никин открывает кавикомовцам глаза на суть надежности автомобиля.