Сегодня, хочу затронуть любопытную, на мой взгляд, тему. Речь пойдет о высшем техническом образовании. Не буду здесь пытаться выяснить, какое образование считать хорошим, какой вуз или специальность востребованной или нет. Я хочу поговорить о том, каких специалистов выпускают наши высшие технические учебные заведения.
Точнее, о том, как складывается трудовая жизнь у человека, закончившего тот или иной ВУЗ. Но обо всем по порядку.
Буду размышлять именно о технических вузах, потому, как с особенностями обучения в гуманитарных, медицинских итд, высших заведениях- не знаком.
Каждый год, тысячи российских студентов, пройдя процедуры - посвящения, алкоголизации, бросания, возвращения, после бессонных ночей и суматошных дней, получают заветную «корочку». Так называемую - путевку в жизнь. А проще говоря - диплом о высшем образовании. Бережно держат этот документ, по несколько раз перечитывают содержимое, горделиво останавливаясь на ласкающем слух слове – инженер. Вот так, на вдохе-выдохе – И Н Ж Е Н Е Р.
В этот самый момент, кажется, что жизнь круто поменялась. Еще вчера было «До», а сегодня уже «После». Сделан огромный шаг, который разделяет собственную несостоятельность, к абсолютной востребованности. Ощущения такие, которые в своей знаменитой речи передал астронавт по фамилии Армстронг, сказав - «это маленький шажок для человека и огромный шаг для всего человечества» Действительно, первые моменты обладания столь важным и нужным документом, можно сравнить с первым месяцем супружеской жизни. Огромный океан перспектив, безоблачное небо, надежды на большое будущее и радость.
Проходят дни, заканчиваются эйфория алкогольных вечеринок с бывшими однокашниками. Заканчиваются деньги. Встает серьезный вопрос- куда пойти работать? Он очень сильно отличается от вопроса - куда пойти учиться. Потому как, когда ты идешь учиться, в большинстве случаев, тебя ждут с распростертыми объятиями, главное, вовремя приносить плату за собственное образование. С работой все по-другому. Здесь, тоже ждут, что ты начнешь приносить деньги, но… Но при этом, каждый работодатель, хочет, чтоб на содержание работника уходило, как можно меньше средств и чтоб - этот самый работник, обладал необходимым опытом и знаниями. И вот тут, начинается самое интересное.
Мне бы хотелось вернуться на некоторое время назад, когда наш инженер, еще был студентом. Давайте и мы все вспомним, как проходил процесс обучения и какие полезные навыки мы все получили.
Первые три курса - посвящены скрупулёзному изучению общеобразовательных предметов. Глубины высшей математики, физхимии, просто химии, термодинамики, физики, итд. итп.. Преподаются в огромных объемах. Формулы, не помещаются, как в общей тетради, так и в голове. Задачи, расчеты, все это неподъемным грузом ложится на среднестатистического студента. А у него, кстати сказать, и так важных дел валом, кто – то строит личную жизнь, кто-то участвует в общественной, кто-то, просто тусуется, есть те, кто пытается подрабатывать. Так уж устроена молодежь, заниматься только штудированием формул ей быстро наскучивает.
Но вернемся к программе, все перечисленные ранее предметы несомненно - важные и нужные. По идее, они должны давать базу знаний для будущего специалиста, создавать некий фундамент. Предполаггается, что умение извлекать производные, считать логарифмы, досконально разбираться чем энтропия отличается от энтальпии, будущему мастеру, на каком-нибудь технологическом участке, обязательно поможет при решении производственных проблем.
Только с четвертого курса, начинаются предметы, раскрывающие, тайны будущей специализации. Но и здесь, все больше теории - цифры, формулы выкладки, доказательства, графики, их безумное количество и каждый преподаватель считает, что не зная всех этих цифр, инженером не стать.
Самые ответственные студенты - учат, а остальные, просто забивают на учебу. Тем более, все нормальные студенты, уже поняли основной принцип обучения. Главное, научиться грамотно, списывать. К пятому курсу, количество формул не уменьшается. Все тот же бесконечный поток математики, физики, химии, прячущийся в спец. предметах. После всей этой кутерьмы, наступает революционная ситуация, когда – «верхи» уже не могут, а «низы» - не хотят. То есть, курс обучения закончен. Все лекции прочитаны И тут, возникает ряд вопросов. А где все те предметы, которые должны подготовить студента, к решению именно производственных задач? Ведь инженер – это не просто технический специалист, но в большей степени - руководитель, организатор, человек, который должен уметь принимать правильные и взвешенные решения, знать, как избежать возникающие проблемы. Как организовать производственный процесс. Как наладить взаимоотношения в коллективе. В конце концов, он должен иметь непосредственное представление о технологическом процессе, не столько с точки зрения красивости построения формул, сколько - с точки зрения управления производством. Покопавшись среди всех этих, сопроматов, термехов, тепломассопереносов, осознаем - ни одного предмета, ни одного курса, которые бы раскрывали тонкости работы в производстве, в наших технических вузах, не преподается. Их просто нет.
Может быть, написание диплома и предшествующая ему производственная практика, как раз тот самый краеугольный камень, ради которого и затевалась вся эта пятилетняя петрушка с укропом?
Однако, написание дипломной работы, оказывается в высшей степени пафосным занятием, я не знаком ни с одним студентом, который самостоятельно сделал бы диплом от корки до корки. Стоит разобраться почему. А причины, собственно, таковы. Темы дипломов, также оторваны от реальной действительности, как и курс пятилетнего обучения. Как бы, все правильно. Огромный багаж прочитанных лекций, великое множество формул, чертежей и экономических графиков. Дипломная работа подводит итог обучению, а обучение у нас было, сплошь, основано на научных изысканиях, оно зациклено на теоремах. Все эти формулы и графики, настолько запутались в голове у студента, что ему проще заплатить деньги, за частично или полностью выполненный диплом. Тем более, студент реально понимает, что –эта работа ни как не отразится на его трудоустройстве и самое главное, он знает, что бы он не делал, его всегда вытянут преподаватели. Производственная практика, сводится, как правило, к простой отметки руководителя этой самой практики и все. Всем хорошо и студенту и руководителю
После того как, все формальности с получением диплома закончены, бывший студент, имея за плечами багаж сомнительных, с точки зрения работодателя знаний, приходит устраиваться на производство. Хочу сразу уточнить. Я совсем не против той полезной и нужной базы технических знаний, без которых, действительно не стать грамотным и востребованным специалистом. Я всего лишь еще и за то, чтоб - эта база знаний, обязательно подкреплялась знанием производства, знанием специфики работы на предприятиях.
Но, а теперь, давайте вернемся к нашему работодателю, к которому пришел вчерашний студент. Работодателю, нужен человек с опытом, это вполне естественно. Мало, кто хочет взять специалиста, не представляющего, даже чисто теоретически, специфику работы. Всё это, понимает работодатель, ведь он сам закончил вуз и знает цену образованию, знает, что перед ним стоит совершенный нуль, из головы у которого уже и формулы выветрились. Максимум, что может предложить работодатель - это место, 18-го подручного сталевара или первого помощника у главного помощника по подношению кирпичей строителю. А еще, работодатель может пообещать перспективы карьерного роста. Потому что - так надо.
Читатель скажет, не понюхав азов производства, хорошим руководителем не стать. Мое мнение на сей счет, несколько другое. Я не вижу ни каких объективных причин, по которым специалист, закончивший высшее учебное заведение, после его окончания, постигал бы азы владения метлой и лопатой, где-нибудь на производственной площадке цеха.
Получается, единственная заслуга института - это умение пользоваться технической литературой. Но в век интернета и данное умение, становится не столь актуальным.
Получается - сегодняшний инженер в основной своей массе - это даже не полуфабрикат. Это всего лишь кусок пластилина, из которого не понятно, что лепить и лепить ли вообще. Отучившись, пять долгих лет, студент начинает осознавать, что учился он совершенно не тому, что увидел на производстве. Ему не просто приходится переучиваться, ему приходится вновь обучаться, с «нуля». С круглого и абсолютно голого, ровного, как казахстанская степь и четко очерченного.
Перед бывшим студентом вырисовываются не очень радужные перспективы. Собственно говоря, его разум должен выбрать. Пойти на производство на очень, очень рабочую специальность и трудиться рука об руку с теми людьми, которые особо не заморачиваясь, закончили ПТУ. Трудиться, без четких перспектив, перейти на инженерно-техническую работу. Либо же плюнуть и пойти работать менеджером по продажам в ближайший магазин радиоэлектроники, бытовой техники или компьютеров.
И как бы он не поступил, он уже проиграл. Пять лет обучения оказываются, никакая не путевка в жизнь, а если и путевка, то очень призрачная.
Но мы не будем останавливаться, давайте проследим, что же происходит с нашим бывшим студентом впоследствии.
А происходят следующие вещи. Если он выбрал производство, в надежде на перспективы, то в девяти случаях из десяти, перспектива, так и останется исключительно перспективой. И тогда, или пожизненный цаг с гвоздями, метлой лопатой и мастерком. Или поиск должности в какой-нибудь конторе по продажам чего-нибудь. Выходит, все эти - инженера-металлурги, инженера-строители, горняки итд ни дня не работают по специальности. Лишь малая толика из них, пополняет ряды ИТР, именно по той специальности, которая была получена в ВУЗе. Получается, что корочка, всего лишь предполагает то, что человек обучаем, а полезных знаний ни работодатель ни работник не видят. Похоже, у нас процентов 80-90 специалистов, работают не по специальности. То есть, практически вся огромная страна, работает совсем не в той сфере, в которой получила образования.
Таким образом, можно сказать - мы – неучи. Иногда с красными дипломами. Мы неучи, после пяти лет постоянных лабораторных и курсовых. Отучившись, вынужденны получать образование непосредственно на производстве. Тогда, зачем нам такое образование, которое порой еще и недешево стоит? Кстати, о качестве нашего образования, говорят рейтинги лучших вузов мира. Там, наши вузы далеко не на первых ролях, а если говорить точнее, то за 2014 год в сотне лучших высших учебных заведений нет ни одного Российского вуза. Наш знаменитый МГУ, находится, по одним данным на 112, по другим - на 116 месте, Остальные институты и университеты, прячутся в третьей четвертой и так далее сотнях.
Что же получается, Вся эта куча технических предметов, оказывается бессильна перед действительностью и нужна только тем людям, которые собираются заняться научной деятельностью. Но их единицы. А остальные хотят просто устроиться в жизни и работать.
Вот и идут работать, кто куда. А страна теряет специалистов, пусть даже теоретических. Вообще, в нашей стране лиц с высшем образованием, кажется неоправданно много, слишком не сложно стало его получать. Иногда, достаточно просто вовремя оплачивать семестры. И через некоторое время-ты инженер. Вот и выстраиваются в огромную колонну, каждый год, все эти инженеры, таковыми являющиеся только на записи в дипломе. Без особых надежд на будущее. Без особых перспектив.
Наше высшее образование вещь в себе, она крутится в своем соку, совершенно наплевав на требования времени. Высшее образование, не то, что не шагает со временем в ногу, оно отчаянно ставит подножки. Программы вузов настолько тяжеловесные и негибкие, что даже технически одаренному человеку, кажется непосильными все это усвоить. И несмотря на этот, большой объем предметов, полезных знаний студент получает минимум. Поговорка, «Забудь всему, чему тебя учили в институте» полностью отражает всю суть нашего высшего образования.
И все же, у нас пока нет альтернативы, мы все равно будем отправлять своих детей в институты,. Ведь, при приеме на работу, у вашего сына или дочери, все равно потребуют диплом.
Motorazor, для kavicom. Хорошего дня!