скоро зима, поговорим о великах.
Неожиданно, в одной из статей, разгорелась полемика по поводу велосипедов. Почитав и поразмыслив, я понял, что необходимо провести некоторый ликбез ,среди наших уважаемых форумчан. Понимаю, что для многих велосипед - вещь совершенно неинтересная, однако, не спешите убегать, во первых, я постараюсь не грузить вас терминами и сделать чтение, как можно более пятничным. И потом, а вдруг, вам, что-то, да пригодится, мало ли, дети захотят велик, да и сами, неровен час, отбросите все дела и вырветесь на свободу. Ведь велосипед – это прежде всего невероятное ощущение свободы, кайф от общения с природой , ну и конечно куча потраченных денег, что уж там. Но обо всем по порядку
Конечно, трудно в рамках короткой статьи, раскрыть все многогранность темы, но я попробую, по крайней мере, начать, а там посмотрим, что из этого всего выйдет.
Велосипед- не просто два колеса и кусок литой чугунины, между ними. Это верх инженерной мысли, подумайте сами, точность велосипедных деталей, особенно трансмисии – такая же, как в космической отрасли. Нет, не с этого я хотел начать
Итак, что такое велосипед ? Кто-то скажет - транспорт, кто –то – хобби, Я же отвечу, велосипед- это свобода, это ветер, свистящий в ушах на крутых спусках, это- летние просторы, покоряемы вновь и вновь, это – весеннее цветение, за которым ты гонишься, наблюдешь, как природа раскрашивает красками юный свежий мир , это - прощание с осенью, туманным холодным промозглым утром. Велосипед - дарит нам краски, заставляет раскрываться навстречу природе, навстречу первобытному ощущению единения со вселенной. И не важно, мчите ли вы в погоне за личными рекордами или неспешно, в компании таких же оболтусов, раскатываете по многочисленным тропинкам. Кто-то из умных, сравнил езду на велосипеде с низким полетом над землей. Я мало, что могу добавить к этому сравнению. Вы погружаетесь в совершенно особенное состояние. Вы. Велосипед. Жизнь. Та самая жизнь, то самое движение, которого нам всем так не хватает, в наших клетках-квартирах, в наших душных офисах.
Не важно, какой у вас велосипед простейший «Аист», вытащенный на свет из гаража, со ржавым крылом и одной передачей или навороченный карбоновый болид, стоимостью, сравнимой со стоимостью хорошей машины, главное, что бы он дарил радость и легкость восприятия этого мира. Велосипед, вообще - вещь вне времени, мне кажется, он будет всегда и никогда, новомодные самодвижущиеся штукенции не отвоюют у него пространства.
Велосипеды бывают разными, у каждого из них свой характер, своя душа, своя жизнь. Нет двух одинаковых великов, нет двух одинаковых поездок. Любая поездка- увлекательное приключение. Когда вы выезжаете из своего двора, часто даже не предполагаете, куда вас занесет. Порой, велосипедист видя дорогу перед собой, не способен остановиться. Он крутит педали, до тех пор пока дорога не закончится или не сольется с другой, более крупной. Это, как наркотик. Если уж влез в седло, тебя не остановить. Так что же - это за зверь такой - велосипед
Бывают они совершенно разными, горными, шоссейными, гибридными, существуют велосипеды созданные специально для спусков с высоких гор, есть велосипеды для трюков, велосипеды- круизеры. Материалы, из которых изготавливают велики так же многообразны, это и сталь и алюминий и карбон и титан. Все зависит от желаний, возможности, опыта и личных амбиций велосипедиста.
Но мы с вами поговорим о самых популярных велосипедах- о горных. Не пугайтесь, никто вас в горы не потащит и не заставит тренировать мускулы усердным восхождением на Эверест.
Горный велосипед- это если хотите, внедорожник, он спокойно может продраться там, где спасует любая другая техника, ему не страшны ни коряги, ни кочки ни овраги, даже песок- вполне проходим, разве что, нужно приложить побольше усилий и владеть некоторыми техническими приемами. Можно форсировать ручьи, лужи, грязь. Главное, не навернуться неожиданно, непосредственно в зеленую жижу собственным интеллигентным лицом. Лично я наворачивался, первым делом осматриваешь, вел, как он там, живой ли, а потом уже себя. Вообще, навернутся на велике -это в некотором роде традиция. Традиции - надо чтить. Я летал сам, видел, как убираются с дороги другие.
Но один случай в рамках статьи не могу не рассказать.
История первая, грязевая.
Как-то, поехали мы втроем на весеннюю покатушку. Только полезла молодая зелень, подсохла земля и потянуло нас на приключения. Нас - трое, все проверенные, опытные бойцы. Во главе с вожаком. Солидным мужиком. Крупным, с интеллигентным лицом, добрым, как у Винни-Пуха. На хорошем байке. Едем, ведем разговоры, как обычно- политика, женщины, велосипеды. Вокруг, красота, пригорки покрывающиеся зеленым ковром, деревушки, торчащие на склонах. Лепота. И вдруг, на нашем пути встает овраг, а в нем блестит небольшой ручей. Ну как ручей, вроде бы и лужа но присмотришься - ручей. Остановились. Спешились. Мы вдвоем, решаем, что надо это припятствие обойти. Но наш вожак, подумав изрекает фразу, наполненную глубоким смыслом.
- Что мы не на внедорожниках что -ли.
И правда, но вот что-то мне в том овраге не понравилось. Мы его отговраивать не стали, тем более поговорка про - умный в гору не пойдет, тут не канала. Все же спуск предстоял.
Постоял, собрался с мыслями. Мы поодаль, наблюдаем. Интересно же, как будет человек на велосипеде форсировать водную преграду. Прицелился он значит, посмотрел вниз на ручей, поплевал на руки, застегнул плотнее шлем, оправился, как перед боем. И как Гагарин, изрек
-Поехали
В этот момент, кажется, стих ветер, умолкли птицы. Насеомые перстали перебирать своими лапками по чернозему.Даже трудяги пчелы, враз закончили свое веселое жужжание и как бы напряглись. Природа замерла в таинственном ожидании.
Поехал плавно так, вниз, мягонько пошел. Когда казалось, что велосипедист без приключений достигнет дна овражка,переднее колесо с манящим чавканьем, провалилось в лужу полностью, следом руль. потом начало входить все тело. Так нож входит в масло или нога в сапог. Туловище вошло только наполовину, вместе с руками и шлемом. Робко застыло. Видно - хочет дальше, но стесняется. Только ноги приветливо болтаются продолжая крутить педали. Как бы приглашая продолжить поездку,словно заманивая нас. Мол, давайте, пацаны, за мной ,че вы там третесь на краю оврага. Надо сказать -это была очень животрепещущая картина, достойная чьей-нибудь кисти. Торчат ноги из лужи и часть велосипеда, все это достаточно живописно шевелится. А там, где должна быть голова идет бульканье , пузыри и какие то звуки, вроде, как сказать что-то пытается. Честно говоря, в тот момент, я не знал что делать. То ли сгибаться пополам от хохота, или же выручать первопроходца. Конечно, мы его вытянули за ноги. С таким же чавканьем с каким вошел с таким и вышел. Морда лица вся в тине, в какой-то жиже, очки пытаются блестеть, глаза вращаются. Монстр. Мы тут повторно легли. Но самое любопытное, что велосипед выдержал испытание, после чистки, поехал, как ни в чем не бывало.
Но это отнюдь не значит, что на горном велосипеде надо ездить только по бездорожью, ему так же легко покорится асфальт, щебенка, грунтовка. Поэтому –эти велосипеды, так популярны среди обычных граждан.
Как же не ошибиться с выбором горного велосипеда? Как сделать так, что после первой же поездки, вы не пришли домой с разбитым носом, держа в руках поломанную раму, погнутые колеса и располовиненный руль Есть несколько дельных и простых советов.
1)Не покупать на рынке, не покупать в магазинах типа Ашан, Карусель итд итп. есть даже темин такой - Ашанбайк ( фото смотрите ниже) Ашанбайки- это аццкие конструкцие. Это- двухколесные убийцы. Это - как стереоистема Panasaund или SONI Раскрашены и сварены прямо на помойке из материалов с этой самой помойки. Потом, подобранные и перевезанные в магазин Магнит.
2)Цена работоспособного велосипеда, у которого не будет чугуниевой рамы, сваренной в гаражных условиях предприимчивыми китайцами , отваливающихся колес, педалей, которые рассыплются на первом же повороте - не может быть ниже- 10 тысяч рублей. Есть исключения, но это большая редкость. Даже за 10 тысяч вы получите очень приблизительную копию велосипеда. Он будет ездить , но постоянно требовать подстройки, у него будет тяжелая рама, навеска начального уровня и совершенно бесполезная амортизационная вилка. Если вас будет переть от велика, через некоторое время вам захочется лучше, а значит дороже.
3) Велосипед должен быть без понтов, голый велосипед и все, ни каких сумок, насосов, багажников, бутылок, футляров для мобильных телефонов, крыльев - в комплекте быть не должно. Это - плохой велосипед.
4) Покупать лучше всего в интернет-магазинах, в осенний период, тогда можно найти велосипед неплохого уровня, по самой низкой цене, и не стесняйтесь торговаться. Опыт подсказывает, что всегда можно скинуть тысячу другую или на худой конец получить бесплатную бутылочку для воды.
5) Ни каких велосипедов BMW ( они правда есть, только не за 20 тысяч, а как минимум за 60 и многим выше) лексусов, ламборджини итд- в природе не существует. Они существуют в фантазии китайских предпринимателей и наших любителей понтов.
Это плохой BMW
а это хороший
6) На раме хорошего велосипеда будет название –CUBE, SPEZIALIZED, KONA, SCOTT, MERIDA, AUTHOR, GT, TREK, GIANT и так далее. Стелс- вполне подойдет, но сейчас, цена нормальных Cтелсов тоже выросла и начинается около 20-ти тысяч рублей.
Немаловажное значение имеет ростовка велика, точнее размер рамы. Если вы хотите сидеть ни, как попугай на жёрдочке или напротив, как медведь в цирке, на детском лисапеде, то выбирайте размер рамы, исходя из собственного роста. В интернете полно таблиц, которые четко укажут какой размер рамы для вашего роста – оптимальный.
Есть два типа горных велосипедов- хардтейл –велик с жесткой рамой и передним амортизатором
и двухподвес- это когда два амортизатора, один сзади, другой спереди.
Для начинающего байкера показан исключительно– хардтейл ибо цена нормального двухподвеса, с хорошо работающими амортизаторами, начинается с 40 тысяч рублей. Если вы решитесь купить двухподвес за 15 тысяч, не говорите , что я вас не предупреждал. Это будет жуткий монстр, тяжелый с непонятной раскачкой, плохо управляемый, на который вы всегда будете смотреть с чувством сожаления о покупке. Но если важны понты- рискните. Плохой двухподвес, хороший на картинке- выше.
Надо сказать, что хардтейл- это скоростной маневренный велосипед, двухподвес, более комфортен, но менее поворотлив и быстр. В основном двухподвесы используют для даунхила- так называется скоростной спуск с гор, а хардтейл -для кросс-кантри, тоесть езде по пересеченной местности.
А теперь поговорим о навеске. Что это такое и с чем ее едят?. Когда я покупал свой первый велосипед , я и знать не знал, что - это за навеска такая. Смотрел на велик, который мне с хитрым прищуром предлагал рыночный барыга, как баран на новые ворота или на историю КПСС. Кивал с умным видом и со всем соглашался. Все эти незнакомые слова, кассета, система, переклюки, манетки. В общем, мне проще было согласиться, чем пытаться понять. Я отдался , как молодая девушка, в руки продавца и купил таки. Слава богу, не все было так плохо у моего СТЕЛСА. Это потом, я узнал, что кроме материала и конфигурации рамы, огромное значение имеет навесное оборудование. Собственно, те самые переключатели манетки и вилка.
Что о них нужно знать.
Знать надо следующее, чем дороже велосипед, тем лучше там навесное оборудование, а значит -стабильнее работает в целом аппарат. Хорошее оборудование – не требует подстройки, долго служит и практически не ломается. Определить качество навесного оборудования достаточно просто – в интернете набираете волшебное предложение «shimano - группы переключателей» и на ваш суд выскачет куча статей, рассказывающих, какие они бывают. На своем опыте могу сказать, что для обычного человека без гоночных амбиций, оптимальным является группа ALIVIO или DEORE. Это очень хороший уровень, позволяющий использовать велосипед, даже в экстремальных условиях и о боги –на любительских соревнованиях. Если же вы планируете ездить по лесным дорожкам и асфальту, вполне хватит группы ACERA.Но не ниже.
А еще, не смотрите на амортизационную вилку, при выборе бюджетного велосипеда, все равно она будет работать , как попало. Точнее - никак. Но это не беда, вилка, на самом деле не такая уж и важная вещь, для начинающего велосипедиста. Поэтому, когда вам продавец рассказывает о преимуществах амортизации, на велосипеде ценой 15 тысяч, смело пропускайте мимо ушей. Вилка там для красоты.
Тормоза, бывают ободные и дисковые. На дешевые велосипеды- ставят ободные- это не значит, что они плохие. Лучше хорошие ободные, чем плохая дисковая гидравлика. Если же у вас есть тысяч 30 в кармане, то вполне посилам купить велик с хорошими дисковыми гидравлическими тормозами. Их преимущество в том, что эффективность не зависит от внешних факторов, таких, как дождь, снег гряз. И они реже требуют настройки.
Обязательно требуйте настройки всех переключателей и тормозов непосредственно в магазине. Как показывает практика, все велосипеды приходящие почтой, уже настроены.
Ну вот, велосипед куплен, что еще нужно. А нужно купить насос, заплатки и запасную камеру. Если вы наткнетесь на предательскую иголку торчащую из стога сена и проколете колесо. где-нибудь в 20 км от дома, тащить вел на себе удовольствие ниже среднего. Проверено на себе.
История два
Прокольная
Купив велосипед, я не спешил обзаводится вело аптечкой, считай- заплатками. Подумаешь, резинки, клей, а, куплю как-нибудь потом. Прошел месяц - потом. Еще один и опять говорю себе - потом. Уж не знаю, наверное очень хотелось испытать судьбу. Видимо судьбе надоело. В один из жарких летних дней, я решил прокатиться , аккурат перед футбольным матчем, который хотел посмотреть. Как раз шел чемпионат мира по футболу Отъехал от города на 15 км. Кручу, воздух свистит в ушах. Музыка играет, настроение отличное. И вдруг, в районе заднего колеса, слышу свист. Пшшшшшшшш. Я конечно сразу понял, вот он, тот самый случай настал. Остановился. Осматриваю, в задумчивости, колесо. Вроде, как надеюсь, что -это не прокол и что оно сейчас волшебным образом наполнится воздухом и я поеду дальше. Хрен. Пойду я дальше, пешком, как полный идиот, в жару, почти без воды. И пошел. Благо был телефон с собой. Вызвонил друга, а тот не очень спешит на помощь. Ну не Чип и не Дейл, явно. Тоесть он спешит, но найти меня не просто. Это же велосипеда, а на нем забраться можно туда, где и пешком то не захочется топать. Я иду и думаю, вот идиоты они всеглда такие упрямые и никогда не прислушиваются к чужим советам или я частный случай? В общем, мне повезло, прошагал я не более пяти километров. Друг ,таки, нашел меня и погрузил в автомобиль. Эта история не была бы интересной, если бы не получила продолжение. Как думаете, человек вообще на ошибках учится? Я тоже считаю, что учится, особенно на своих Повторюсь, я видимо -частный случай.
На следующий день, поспешил в магазин. Чтобы купить рем. комплект? Нет, друзья, я купил камеру, причем одну. Уже не помню, по какой причине, не купил вторую и уж тем более не вспомню, почему не купил комплект заплаток. Но факт остается фактом. В этот же день, поменял камеру в колесе и довольный умчался в синие дали. Накатавшись досыта, я уже возвращался домой, как в районе заднего колеса услышал знакомое - пшшшшшш. Не то чтобы, я прямо сразу начал материться, просто слово на букву "Б" как-то само собой вырвалось и громким эхом понеслось по округе . Идиотизм -это достаточно емкий диагноз, в тот момент я подумал, что под одну из легких форм данного заболевания, мой случай, как раз подходит. Пришлось тащиться пешком, благо идти было не долгоя, почти въехал в город, но это было не самое приятное окончание поездки. На следующий день, ремонтный набор был куплен . И с тех пор, без заплаток или запасной камеры не выезжаю. Но и это еще не конец истории. Была у нас покатушка вокруг водохранилища на сотку, так вот, в эту покатушку- прокололись все, некоторые не по одному разу. Есть такое дерево - Акация, вот оно было виновником торжества.
Велосипедист должен много пить , жажда- это очень опасно, можно хватануть тепловой удар или запороть колени из за нехватки синовиальной жидкости. Купите бутылочку и крепление на раму. И всегда возите с собой воду иначе, каюк.
Никогда не опускайте низко седло и детям своим запретите. Артроз страшная штука. И заработать его очень просто. Чтобы это сделать,необходимо опустить низко седло,та,к чтоб ноги были у ушей и ездить долго и упорно, достаточно пары месяцев интенсивного катания. Поздравляю, вы - артрозник.
Седло надо отрегулировать таким образом, чтобы сидя на нем, нога, касающаяся педали в нижней точки - была выпрямлена.
И ни когда не давите на педали , как последний раз в жизни. Передачи должны быть подобраны так, чтобы крутить можно было легко и часто. Поговорку шоссейных гонщиков- лучше болтать , чем ломать, никто не отменял. Если давить на педали с жутким усилием, то результатом таких упражнений будет , правильно- все тот же артроз. А он не лечится.
Могу посоветовать утеплять колени в холодное время года. Колени охлаждаются очень быстро, я всегда с ужасом смотрю на велосипедистов, раскатывающих на великах при температуре чуть более 10 градусов тепла, в шортах. Это самоубийцы. Я не завидую их кленям.
Еще- купите шлем
( трепанация черепа- штука неприятная). шлем -это очень важно. Раз сели на велосипед, надевайте шлем и детей заставляйте. Интернет пестрит историями о том, как людям помогал шлем избежать тяжелых травм после падений. Думаете, это сказки, увы. Велик- быстрый транспорт порой можно разогнаться до 60-70 кмч. и улететь с дороги на такой скорости... брррр. Лучше если на голове будет защита.
Перчатки тоже купите - асфальтная болезнь лечится долг.
Вы готовы, собрались с мыслями, сели на велосипед. Вас ждет увлекательное путешествие, огромные просторы и расстояния. Держитесь крепче за руль, находите единомышленников и мчите, от невзгод, от плохого настроения. К морю позитива. Можно и просто к морю на велике. Поверьте и такое бывает. У вас появилось новое увлечения и новые знакомства, ваша жизнь станет интереснее, а талия тоньше.
И да, одинокие девушки, купив велосипед, через некоторое время выходят замуж- правило.
Motorazor. для Kavicom. Катайтесь на здоровье!