Досье
Название фильма: Интерстеллар
Режиссер: Кристофер Нолан
Что снял хорошего: Престиж, Начало, Темный рыцарь
Известные актеры: Метью МакКонахи, Майкл Кейн, Энн Хэтэуэй, Мет Деймон
Первый ролик к этому фильму появился еще год назад и сразу чем-то зацепил. Теперь, уже после просмотра фильма стало понятно, что цепляла в первую очередь не картинка, а музыка. Ханс Циммер – композитор, написавший музыку к таким фильмам, как «Гладиатор», «Король Лев», нолановским «Начало» и «Темный рыцарь». А уж заглавная тема к «Шерлоку Холмсу» Гая Ричи сразу всплывает в памяти даже у тех, кому медведь потоптался на ушах.
Еще от ролика веяло вторым Fallout’ом и намеками на большое космическое путешествие.
Неудивительно, что этот фильм я ждал с самого первого тизера. Тем более, что Кристофер Нолан – не тот режиссер, творения которого стоит игнорировать. Даже если вы не являетесь поклонником возрожденной им франшизы про Бэтмена, фильмы «Начало», «Престиж» и «Помни» уже вписаны в историю кинематографа, как образцы настоящего киноискусства и вряд ли оставили вас равнодушными, если вы их видели. «Интерстеллар» имеет с ними одну общую черту: сценарий ко всем этим фильмам Нолан писал со своим братом Джонатаном. Поэтому странно было бы ожидать от этой парочки слабую историю.
«Интерстеллар» - тот редкий случай, когда к сюжету придраться просто невозможно, как и невозможно передать его суть двумя словами. Земля становится бесплодной и человечество вынуждено искать себе новое место для жилья – это все, что сможете прочитать в аннотациях. На самом же деле, поиск обитаемых миров здесь только задает вектор, а в деталях каждый зритель найдет свое направление.
Кто-то скажет, что это фильм о науке и будет прав. Общая теория относительности Энштейна упоминается здесь добрый десяток раз, а термины «сингулярность», «горизонт событий» и «гравитационное замедление времени» лучше выучить до похода в кино. Те, кто плевался на просмотре «Гравитации» Альфонсо Куарона, обвиняя фильм в крайней антинаучности, думаю, будут приятно удивлены тем, насколько скрупулезно создатели подошли к визуализации теории относительности. Скажу только, что главный консультант фильма – Кип Торн – американский физик и, кстати, почетный Доктор МГУ им. Ломоносова, не только инициировал написание сценария, но и написал парочку научных статей на основе моделирования черной дыры для фильма. То есть, гравитационное линзирование черной дыры, показанное в «Интерстелларе» на сегодняшний день – самая достоверная визуальная модель на основе научных расчетов.
Разумеется, не все в фильме строго соответствует научным канонам, иначе это была бы документалка, но на моей памяти еще не было художественных фильмов, создание которых инициировали бы ученые.
Кто-то увидит здесь драму и тоже будет прав. Музыка Ханса Циммера вкупе с великолепной игрой Метью МакКонахи в определенные моменты заставляет зрителя украдкой смахивать набегающие слезы. А любовь здесь и вовсе преподнесена как интересная научная гипотеза. При этом, в фильме про космос, естественно, не обходится без динамичных моментов, во время которых эффект присутствия обостряется донельзя и, заметьте, все это великолепие безо всякого 3D. Более того, Нолан настоял, чтобы фильм показывали и в пленочном формате, а не только в цифровом, правда насладиться этим зрелищем можно только в IMAX.
Разумеется, и к подбору актеров подход был самый тщательный. Майкл Кейн по-моему, только у Нолана и снимается в последнее время. МакКонахи после получения «Оскара» за лучшую мужскую роль – лучший выбор на роль главного персонажа. Энн Хэтэуэй – просто украшение фильма, но даже ей не удалось, на мой взгляд, переманить и трети симпатий зрителя, направленных на робота по имени Тарс. Без этого персонажа почти три часа повествования могли стать пыткой для зрителя. Изрядная доля юмора, исторгаемая странного вида помощником людей, определенно помогает усидеть в кресле так долго.
Соединив в одном сюжете драму, науку, любовь и фантастику, братья Ноланы, конечно, рисковали получить кучу неувязок и нарушений логики, но до самого последнего момента хитросплетения сюжета и финальная развязка остаются загадкой для зрителя. Это удивительно для современного кинематографа, не отягощающего зрителя размышлениями, но совсем неудивительно для пятого измерения, где возможности расширяются значительно. Сделав пару допущений, принятых в науке, сценаристы подошли к финалу наилучшим образом, органично вписав в него все возникшие вопросы. А если на какие-то из них вы не найдете ответа, то это означает лишь то, что и у науки пока ответов нет. В любом случае, это не повод пропускать лучший научно-фантастический фильм за последние несколько лет. А то и десятков лет, как знать.
terminahter, специально для kavicom.